Внедрение новых технологий изучения
иностранного языка в СПО
Сахатарова Юлия Николаевна
Задачи обучения иностранному языку студентов в современных условиях , позволяют свободно ориентироваться в иноязычной среде. То есть студентам необходимо научиться общаться, чтобы в будущем участвовать в переговорах, вести собрания, выступать с презентацией, формулировать свои идеи, уметь их отстаивать, приводить аргументы, слушать и слышать собеседника и т.п. Владение только грамматикой и лексикой недостаточно для эффективного пользования языком в целях коммуникации. Поэтому в основе процесса обучения иностранному языку должна быть модель реального общения. Приоритетной является профессионально ориентированная подготовка конкурентоспособных специалистов. Будущим выпускникам вузов необходимо овладеть целым рядом компетенций, наиболее востребованных в их профессии. Это общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, зафиксированные в образовательных стандартах. Для овладения этими компетенциями необходимы инновационные технологии. Введение инноваций в процесс обучения иностранному языку в России имеет давнюю историю. В свое время инновационным было само введение систематического обучения иностранным языкам, когда в XVI веке при Посольском приказе была открыта первая школа по изучению иностранных языков. Стране нужны были переводчики. Инновационными также были идеи М.В. Ломоносова о необходимости сравнения особенностей произношения в разных языках и четком разграничении звуков и букв. Когда К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский говорили о необходимости изучения живого языка, об использовании наглядности на занятиях, это тоже было новаторством. В ХХ веке стали создаваться учебники по иностранным языкам, учитывающие возрастные особенности обучаемых, принцип сознательности, параллельное обучение устной речи и чтению. Инновационность следующего периода заключается в интеграции психологии и методики обучения иностранным языкам, авторами идей которой являются А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин,П.Я. Гальперин. Эти ученые обоснованно дифференцировали знания, умения, навыки; обратили внимание на преимущество устного опережения, на развитие монологической и диалогической речи, на использование ТСО.
В конце ХХ и начале XXI века мы стали свидетелями развития теории межкультурной коммуникации и формирования компетентностного подхода в обучении иностранным языкам. Такие ученые как И.А. Зимняя,
Н.Д. Гальскова, В.И. Писаренко изучают вопросы коммуникативно- деятельностного подхода в обучении иностранным языкам и организации самостоятельной работы студентов. То есть речь идет об активизации профессионального саморазвития и самообразования студентов. Идея непрерывного образования, способного удовлетворить потребности современного человека и государства в целом, заняла прочные позиции в мире. Сейчас существует социально-экономический заказ государства в короткие сроки подготовить специалиста, владеющего профессионально-ориентированным иностранным языком. В связи с этим меняются роли студента и преподавателя. От роли транслятора знаний преподаватель переходит к роли консультанта, партнера, эксперта; а студент, в свою очередь, от роли получателя знаний к роли исследователя, аналитика. Одним из инновационных направлений в обучении иностранному языку является самостоятельная работа студентов. Но эта работа должна быть организована самым тщательным образом. Большим помощником студенту и преподавателю служат в этом современные интернет технологии. Это огромный ресурс для оптимизации учебного процесса, который надо грамотно и эффективно использовать. Технология компьютерного сопровождения в обучении иностранному языку способствует более качественному формированию коммуникативных иноязычных компетенций, так как студент сам выбирает место и время для занятий, темп и объем работы, уровень сложности и т.п. обучении студентов с разным уровнем подготовки. Работа с электронной образовательной платформой, впрочем, как и с другими электронными ресурсами, повышает мотивацию студентов. Они переходят от роли обучаемых к роли активных пользователей. Важным моментом является то, что при этом у них имеется техническая возможность осуществлять самоконтроль. Как уже было сказано выше, студент занимается в соответствии со своим уровнем, что является очень важным фактором, так как на занятии в группе более слабого студента могут подавлять более сильные. У такого студента может развиться психологический барьер, который очень сложно преодолеть, чтобы начать говорить на иностранном языке в присутствии других. В различных программах предусмотрены такие упражнения как виртуальная беседа, выполняя которые, студенты формируют и развивают коммуникативные компетенции. У студентов имеется обратная связь с преподавателем в виде электронной почты. Обучающиеся имеют возможность самостоятельно формировать свою образовательную траекторию, выбирая либо общие, либо профессиональные темы. Преподаватель может посоветовать студенту, каким упражнениям отдать предпочтение. В программе также имеется стартовое, промежуточное и итоговое тестирование, ориентированное на международные стандарты. Студенты довольно легко ориентируются в работе с платформой. Однако проблемным остается вопрос самоорганизации обучающихся, которые не всегда умеют эффективно распределять свое время, заниматься систематически, следить за статистикой своей самостоятельной работы.Еще одним мощным ресурсом, предлагаемым нам ИКТ, являются подкасты. В условиях дефицита общения на иностранном языке значение подкастов трудно переоценить. Подкастинг это создание и распространение аудиофайлов в МР3 формате в Интернет-сети, которые можно слушать online или загрузив на мобильный телефон, планшет и т.п. Отличие подкаста от живого вещания в том, что, скачав, его можно прослушивать где угодно, когда угодно и сколько угодно раз. Важной чертой является то, что все программы принципиально бесплатны для слушателей, а процедура подписки предельно проста. Существуют различные типы подкастов: аутентичные; подкасты, созданные преподавателем для своих студентов; студенческие. Подкасты учат студентов понимать звучащую речь. Они хороши еще тем, что способствуют привыканию к речи на иностранном языке. При этом важно знать критерии, по которым следует отбирать материал. Наряду с вышеупомянутыми инновационными технологиями обучения иностранному языку существуют и другие, не менее интересные и эффективные. Например, это различные сайты, предлагающие онлайн курсы. Наряду с компьютерными, инновационными принято считать такие итнтерактивные технологии как метод кейсов или метод ситуационного анализа, дебаты, деловые игры, метод проектов, круглые столы, презентации. Эти технологии становятся все более востребованными среди преподавателей, так как обучение иностранному языку в неязыковом вузе носит профессионально-ориентированный характер, и студенту-будущему специалисту необходимо приобрести ряд компетенций, которые и формируются благодаря использованию этих технологий в процессе обучения. Профессионально-ориентированное обучение сочетает в себе развитие иноязычной коммуникативной компетенции с формированием личностных качеств и приобретением специальных навыков, базирующихся на лингвистических и профессиональных знаниях. Это означает, что на занятиях по иностранному языку требуется создавать имитационную обучающую среду, которая бы воспроизводила ситуации реального профессионального общения методом кейса. Кейсы, впрочем, как и другие интерактивные методы, полезны в том случае, когда студенты уже имеют общие знания по предлагаемым заданиям, то есть предлагаемая им информация не является совсем новой, студенты уже знакомы с терминологией, имеют необходимую языковую базу. Здесь мы подходим к тому, что необходимо сочетание традиционных форм обучения с инновационными. Наряду с кейсами, мы используем на занятиях деловые игры, дебаты, метод мозгового штурма, презентации. Одним из факторов эффективности того или иного метода является правильная постановка целей. В этом может помочь инновационная технология постановки целей, то есть цели должны быть точными, поддающимися измерению, достижимыми, уместными, релевантными, контролируемыми по времени. Используя вышеперечисленные методы проведения занятий по иностранному языку, мы даем возможность студентам имитировать конкретную профессиональную ситуацию, учиться слушать и слышать своих собеседников, аргументировано отстаивать свою точку зрения, учиться критически мыслить, оценивать выступления других студентов в соответствии с предложенными критериями, давая оценку чужому мнению на иностранном языке. При этом воспитываются такие качества личности как толерантность, уважение к собеседнику, партнеру, оппоненту, культура речи и культура поведения, умение работать в команде. Преимущества использования инновационных методов в практике обучения иностранному языку в неязыковом вузе неоспоримы. Студенты, как субъекты учебного процесса, развивают у себя инициативность, самостоятельность, творческое отношение к внешней действительности. Инновационные методы не только обучают, но и воспитывают личность будущего специалиста, формируют и развивают у студентов профессионально значимые качества. И в заключение несколько слов о требованиях, предъявляемых к преподавателю в современном вузе. ИКТ постоянно развиваются и меняются с каждым днем. Преподавателю необходимо владеть различными технологиями обучения, для чего он должен повышать свою компьютерную грамотность и компетентность в области информационно- коммуникационных технологий, чтобы эффективно использовать их в своей работе.