ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИСПАНСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Богатырёва Софья Владимировна, учитель испанского языка ГБОУ Гимназия №67 Петроградского района г. Санкт-Петербурга, Россия Аннотация. Обозначены различные методики в обучении иностранному языку. Определены методы и приемы, позволяющие эффективно использовать лексический подход на уроках испанского языка в начальной школе. Выявлены игровые методы обучения иностранному языку в начальной школе. Ключевые слова: испанский язык, начальная школа, лексический подход, игровые методы в начальной школе. На сегодняшний день обучение иностранному языку является одним из существенных направлений в современном мире, так как знание иностранного языка влияет на дальнейшую квалификацию и профессиональную деятельность человека. Изучение иностранного языка в начальной школе имеет множество преимуществ: 1. Развитие когнитивных навыков. Изучение иностранного языка с раннего возраста помогает развивать когнитивные навыки, такие как логическое мышление, аналитические способности, память и внимание. 2. Расширение кругозора. Изучение иностранных языков дает возможность узнать о других культурах и обществах, понимать различия между ними и повышать культурную осведомленность. 3. Улучшение коммуникативных навыков. Изучение иностранных языков помогает улучшить навыки общения, что может быть полезно для будущей профессиональной деятельности. Существует несколько методик при изучении иностранного языка: аудиолингвальный подход, грамматико-переводная методика, метод полного погружения, метод физического реагирования, коммуникативная методика и лексический подход. Последние две методики на сегодняшний день пользуются большой популярностью, так как среди речевых навыков первостепенное место занимает говорение для успешной коммуникации [1, с.150]. В данной статье мы обратим внимание на лексический подход (Lexical Approach), его применение и особенности на уроках испанского языка в начальной школе. Лексический подход – это современный и актуальный метод в преподавании иностранных языков. Основоположником данного подхода является Майкл Льюис, который в 2002 году издал книгу «The Lexical Approach: the State of ELT and a Way Forward» [5, с.2]. Лексический подход в обучении испанскому языку младших школьников является одним из наиболее эффективных методов. По результатам исследований способность говорить грамотно и бегло вырабатывается только в случаях, когда человек имеет в активной памяти большой объем слов и фраз. Это влияет на естественность речи, учит думать на испанском языке, убирая стадию перевода с русского на испанский, а также позволяет понять закономерности грамматики без заучивания. Данный подход основан на том, что для эффективного обучения языку необходимо сначала овладеть базовым словарным запасом, т.е. узнать и запомнить наиболее часто используемые слова и выражения, постепенно внедряя их в устную и письменную речь [4. с.201]. В данном подходе особое внимание уделяется формированию речевых навыков словоупотребления, что позволяет избежать ошибок на уровне узуса иинтерференций родного языка. В рамках лексического подхода ученики изучают слова и выражения не только в изоляции, но и в контексте. Они знакомятся с новыми словами и выражениями через тексты, песни, игры и другие интерактивные формы обучения. Учитель старается использовать в своей работе наиболее интересные и понятные для учеников материалы (аутентичные видео- и аудиоматериалы, визуальные карточки, презентации, лексические и коммуникативные игры). Один из основных принципов лексического подхода – это повторение и закрепление нового материала. Учитель использует различные методы повторения, такие как самостоятельная работа с учебником на уроке, устный опрос, диалог на иностранном языке между учащимися на изученную тему, ролевые игры, песни и другие методы. Для того чтобы применять лексический подход в обучении испанскому языку младших школьников, учителю необходимо составить учебный план на основе реализуемой программы и используемого учебника под редакцией Воиновой А.А., Бухарововой Ю.А., Морено К.В. «Испанский язык (Español)», основанный на тематических блоках, которые будут содержать новые слова и выражения. Например, тематический блок "Семья" во 2-ом классе может включать такие слова, как «папа – el padre», «мама – la madre», «брат – el hermano», «сестра – la hermana», а тематический блок «Погода» в 3-ем классе может содержать такие выражения, как «холодно – hace frío», «жарко – hace calor», «ветрено – hace viento» и т.д. Однако, как показывает педагогический опыт, часть младших школьников с трудом запоминает изучаемые на уроке слова. Стоит отметить, что особенностью этого подхода является не изучение слов как таковых, а словосочетаний, то есть «lexical chunks» – объединенных слов, пары или группы слов, которые часто используются вместе и «collocations» – фразеологизмов, устойчивых словосочетаний, фразеологических словосочетаний. Примеры lexical chunks в испанском языке в начальной школе: ¿Cómo estás? ¿Puedo ir al baño? Tengo ocho años. ¡Muchas gracias, adiós! Примеры collocations в испанском языке в начальной школе: Ser pan comido Como dos y dos son cuatro Лексический подход в обучении испанскому языку у младших школьников имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при планировании уроков и разработке учебных материалов. Ниже перечислены некоторые из них: 1. Фокус на лексике: основной акцент в обучении испанскому языку у младших школьников делается на лексике, а не на грамматике. Это означает, что ученики изучают слова и выражения, которые они могут использовать в повседневной жизни, вместо того, чтобы изучать абстрактные грамматические правила. 2. Использование игр и активностей: младшие школьники часто учатся лучше, когда обучение включает игры и активности. Например, учитель может использовать игру "Бинго", чтобы помочь ученикам выучить новые слова и закрепить уже изученные на испанском языке. Карточки, используемые в этой игре, отлично развивают память младших школьников, так как иллюстрация формирует прочную связь между словом и зрительным образом (картинкой). Кроме того, такие карточки помогают тренировать правильное произношение учащихся и удерживают внимание ребенка. В результате игры дети пополняют свой активный и пассивный словарный запас. Кроме того, песенный материал, рифмовки и стихотворения позволяют учащимся начальной школы быстро овладеть разнообразными лексическими единицами. Рифмовки, содержащиеся в учебниках, помогают как расширить лексический запас, так и отработать фонетические навыки. Например, стихотворение «Jugando» позволяет отработать звуки [r] и [rr] в начале и в середине слова, а также повторить ранее изученные слова в игровой форме. ¿Redonda? – La luna. ¿Redondo? – El sol. ¿Redondo? – El globo. ¿Redondo? – El balón. ¿Redonda? – La torre. ¿Redondo? – El reloj. ¿Redonda? – Tu cara. ¿Redondo? – Tu corazón. 3. Индивидуальный подход: учителя испанского языка в начальной школе должны принимать во внимание индивидуальные потребности каждого ученика. Некоторые ученики могут изучать новый материал быстрее, чем другие, и учителя должны иметь возможность адаптировать свой подход в соответствии с потребностями каждого ученика. Так, ученикам, справляющимся быстрее других, можно предлагать дополнительные задания и материалы повышенной сложности, тренируя те или иные выражения с другими учащимися. 4. Использование реальных примеров: при изучении новых слов и выражений ученики лучше запоминают их, когда они видят их в контексте. Учителя должны использовать реальные примеры из повседневной жизни, чтобы помочь ученикам лучше понимать значение новых слов и выражений. Тексты в учебниках иногда следует адаптировать или подбирать для них специальные лексические задания. 5. Культурный контекст: изучение испанского языка также включает изучение испанской культуры и традиций. Это помогает поддерживать мотивацию в изучении испанского языка. Таким образом, учителя должны включать элементы испанской культуры в уроки, чтобы помочь ученикам лучше понимать язык и связь между языком и культурой. Сделать это можно посредством аутентичных фото- и видеоматериалов [2, с.3]. 6. Повторение и закрепление: для того чтобы ученики могли запомнить новые слова и выражения на испанском языке, необходимо обеспечить повторение и закрепление материала. Учителя должны предоставлять ученикам возможности повторять новый материал, используя различные упражнения. Для младших школьников лексический подход может быть эффективным способом изучения языка. При обучении младших школьников испанскому языку в лексическом подходе необходимо учитывать и использовать все вышеописанные инструменты и методы в комплексе. Их применение способствует не только наращиванию активного и пассивного словарного запаса, но также содействует повышению мотивации, вовлеченности в процесс обучения и расширению кругозора посредством использования аутентичных материалов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Издательство “Просвещение”, 2002. – 298 с. 2. Соловова, Е. Н. Использование видео на уроках иностранного языка // ELT NEWS & VIEWS. – 2003. – №1. – С.2-5. 3. Щукин А.Н Обучение иностранным языкам, Теория и практика. – М: Изд. ВК, 2012 – 336 с. 4. Lado, Robert. 1964. Language teaching: A scientific approach. New York:McGraw-Hill. – 239 p 5. Lewis M. The Lexical Approach. London, 1993.