Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование читательской грамотности
посредством использования аудиовизуальных
материалов на уроках английского языка

Иванникова Ирина Александровна
Во многих источниках читательская грамотность определяется как способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность ассоциируется с чтением текстов. То есть это понятие ассоциируется с текстом, книгой, статьёй, блогом и др. Мы видим слово «читательская» и сразу думаем «текст». Однако целью читательской грамотности является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Можно сделать вывод, что не обязательно работать с напечатанным текстом в узком его понимании. Можно работать с материалом в любой форме, с текстом в широком смысле. Подтверждает эту мысль  Михаил Михайлович Бахтин: «Если понимать текст широко - как всякий связный знаковый комплекс, то и искусствоведение (музыковедение, теория и история изобразительных искусств) имеет дело с текстами (произведениями искусства)»
На уроках иностранного языка у учителей получается работать с информацией в разной форме и множественных видах. И мне бы хотелось выделить некоторые примеры работы на уроках и на занятиях внеурочной деятельности, которые могут помочь в формировании читательской грамотности.
Самыми распространёнными визуальными материалами на уроках иностранного языка являются картинки, которые нужно описать, такое задание даже включено во всероссийские проверочные работы. В других упражнениях иллюстрации используются чтобы проверить понимание учащимися текста, например, нужно поставить картинки в правильном порядке, показывающим хронологию происхождения событий.
Многие в начальной школе при изучении слов используют картинки означающие животных, предметы, глаголы движения, цвета, имена, числительные. В некоторых темах получается сформулировать задание сложнее простого называния того, что дети видят на картинке. Например, в третьем классе дети могут соединить картинку животного с глаголом и сказать, что умеет делать это животное. То же можно сделать со школьными принадлежностями и цветами.
Часто используемым аудиоматериалом на уроке иностранного языка являются аудиозаписи. Практически на каждом уроке учащиеся слушают аудиозаписи с заданиями:
1) послушайте диалог/текст и ответьте на вопросы;
2) прослушайте текст и выбери правильный ответ из предложенных;
3) отметьте утверждения как правильные, неправильные или в аудиозаписи нет об этом информации;
4) дополните предложения информацией из услышанного текста;
5) заполните таблицу/читательский билет/анкету информацией из услышанного диалога;
6) отметьте маршрут на карте;
Также одним из аудиовизульных материалов является видео. Это может быть фильм/короткое видео, видео без аудиодорожки или аудиодорожка от видео без самой картинки. Задания, которые можно сформулировать для работы с такими материалами могут звучать следующим образом:
1) послушайте, представьте, что происходит на экране; послушайте и скажите, где происходит действие;
2) послушайте, скажите, что вы можете рассказать об этом персонаже, как вы его себе представляете, посмотрите, сравните.
Вот несколько примеров работы с видео на уроке.
Перед вами фото страниц учебника 8го класса [5]. Здесь представлена информация о путешествиях мореплавателя Фрэнсиса Дрейка. Вместо работы с текстом можно предложить детям выполнить упражнения на знакомство с новой лексикой, посмотреть видео о мореплавателе [7], где видно как путешествовал Дрейк, какие приключения встретил. А после учащиеся выполняют задание с контурной картой, где нужно отметить маршрут. Если остаётся время, можно отвечать на вопросы о деталях путешествия.
Ещё один пример на материале частей посвящённых литературе в 10 классе [6]. Учащиеся сначала работают с текстом – отрывком из произведения Луиза Олкотт – , выполняют задания, привыкают к лексике и затем смотрят короткий отрывок фильма «Маленькие женщины» 1994 года. Задание после: «назовите героинь фильма по именам» и показывается скриншот из отрывка фильма. Чтобы определить правильно, кто есть кто, необходимо понимать описание внешности каждой из героинь.
В заключении хочется отметить, что на уроках иностранного языка роль использования аудиовизуальных материалов очень важна. Аудирование помогает слышать аутентичные тексты воспроизводимые носителями языка. Иллюстрации позволяют проводить насыщенные занятия. Материалы помогают показывать связь предмета с другими (литература, география, математика и другие). И при формулировании заданий определённым образом мы можем помочь учащимся развивать читательскую грамотность, настолько важный и актуальный сегодня навык.
Список литературы:
1. Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://neparsya.net/referat/pedagogika/28
2. Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 116 с.
3. Фалина Ю.А. Особенности приемов формирования навыков чтения у младших школьников при обучении английскому языку // Формирование читательской грамотности у младших школьников – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020, С. 43-45
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986.
5. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. УМК «Английский в фокусе» для 8 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2008
6. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. УМК «Английский в фокусе» для 10 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2008
7. Видео о мореплавателе Фрэнсисе Дрейке от канала Epic history TV [электронный ресурс] URL:https://www.youtube.com/watch?v=WiwEwSdKh0c


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»