Soft skills на уроках иностранного языка
Попова Инга Александровна
1. Что такое навыки Soft skills?
Понятие «soft skills» берёт начало из психологии. Специалисты подразделяют навыки людей на 2 группы: hard skills и soft skills.
«Hard skills» (англ. «твёрдые навыки») – это набор профессиональных навыков и умений, связанных со специализированной стороной деятельности. Такие навыки можно успешно продемонстрировать, потому что они относятся к обязательным навыкам при приёме на работу, их указывают в должностных инструкциях.
«Soft skills» в переводе с английского языка означает «мягкие навыки», в русском языка этот термин закрепился, как «гибкие навыки».
Soft skills – комплекс надпрофессиональных социальных навыков, которые помогают решать задачи по жизни.
Soft skills — универсальные социально-психологические качества, непосредственно влияющие на успешность ученика. Эти качества могут, как зависеть от характера человека, так и формироваться с опытом.
Социальные навыки помогают успешно взаимодействовать с близкими людьми - родителями, родственниками и друзьями. Умения ясно и понятно излагать свои мысли помогают, например, захватить внимание аудитории при выступлении. Способность к владению своими эмоциями помогают преодолеть любую стрессовую ситуацию. Умение грамотно составлять свое расписание позволяет продуктивно решать поставленные задачи, отделять главное от второстепенного.
В виду большого количества гибких навыков, следует отметить приоритетные направления, какие именно навыки нужно развивать в учащимся, чтобы он был успешен в современном мире. Самой популярной на сегодняшний день является модель «4 К», в которой рассмотрены основные ключевые компетенции, необходимые для плодотворной деятельности в современном мире. К ним относятся :
- communication (коммуникация);
- creativity (креативность);
- сooperation (сотрудничество);
- critical thinking (критическое мышление).
Используя эту модель навыков, можно подробнее определить каждый из них, например:
- Коммуникация - способность легко устанавливать контакт, располагать собеседника, умение успешно договариваться, убедительная аргументация своих позиций, преодоление конфликтов, навык грамотно задавать вопросы с целью наиболее полного извлечения информации;
- Кооперация (=коллаборация): навык работать в сплоченном коллективе, объединять людей разных характеров;
- Критическое мышление: умение выносить объективные и обоснованные оценки, применять полученные результаты для исправления ошибок в своей деятельности;
- Креативность: способность к творческому подходу в своей деятельности, к поиску нестандартных решений, умение оригинально решать сложные задачи.
2. Зачем ученикам Soft skills?
О значимости навыков Soft skills говорил и Владимир Владимирович Путин, принявший участие во Всемирном фестивале молодёжи и студентов.
То есть в современном мире, чтобы быть успешным учеником или выпускником, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, -«мягкие навыки», или «гибкие навыки», или soft skills.
Представьте себе двух учеников. Они учатся в одном классе и учатся на «4» и «5». Но "багаж" универсальных компетенций у них разный. Один из них хорошо работает в команде, уверен в себе, с легкостью отвечает у доски и дружелюбен. А второй предпочитает работать самостоятельно, не общается с одноклассниками, но при этом он очень хорошо учится. Кого бы из этих двух учеников вы бы выбрали старостой класса, в Совет старшеклассников или предложили сделать проект на конференцию «Шаг в будущее»?
Что показывает данная ситуация? Эта ситуация показывает, что предметные знания не играют ключевую роль в успешности ученика или человека. Чем больше компетенций есть у человека, тем больше вариантов его развития как учебного, так и профессионального.
3. Как развивать soft skills?
- Критическое мышление - технологии критического мышления (кластеры, фишбоун, толстые и тонкие вопросы, синквейн, прием инсерт и много другое)
- Креативность - мозговой штурм, метод «синектика» – построение аналогий, метод «шесть шляп», ментальные карты или интеллект-карты, «морфологический анализ», прогнозирование, «что если бы…», квест, кейс-технологии.
- Коммуникативность – ролевая игра, уроки-дискуссии, деловая игра, проектные работы, игровые методы, проблемное обучение, выразить свое мнение, круглый стол, корзина идей
- Коллабарация (сотрудничество) – работа в паре, группе, ролевая игра, театрализация, сингапурская методика обучения, метод проектов.
Не секрет, что освоение любого языка - крайне сложный процесс, который задействует несколько когнитивных функций одновременно. Изучая английский язык дети не только получают инструмент для общения и достижения своих целей в будущем, но также узнают окружающий мир, знакомятся с англоязычной культурой, приобретают множество полезных и важных навыков.
Какие же навыки получают дети, изучая английский:
1) Анализировать информацию и логически мыслить
Такие задания, как “Find 3 differences between…”, “Compare”, “Find the best answer/pair”, “Find the odd word”, “Fill in the gaps” учат детей анализировать то, что они видят/читают, находить логические связи между объектами. Кроме этого, дети теперь легко находят нужную информацию, игнорируя то, что им не требуется, и предугадывают возможные исходы событий.
2) Быть креативным
На уроках английского детям часто требуется закончить или нарисовать картинку (это может быть буква, звук, цифра, любимый питомец, план комнаты, дорога от школы до дома и т.д), придумать рифмовку, окончание или начало истории. Все эти упражнения направлены на развитие творческого мышления, воображения, умения мыслить нестандартно.
3) Применять метапредметные знания
Через английский язык дети познают окружающий мир. Очень часто они повторяют и закрепляют ту информацию, которую еще не проходили в школе, а просто имеют поверхностные знания по данной проблеме. Изучая иностранный язык ученики узнают о погоде, строении тела человека, среде обитания животных, в какой магазин идти за разными продуктами, как правильно считать и т.д.
4) Понимать эмоции и чувства других
На уроках английского дети также развивают эмоциональный интеллект. Выполняя задания они учатся понимать эмоции персонажей в упражнениях, а также причины этих эмоций. Например: “What does the boy feel? Why?”. Подобные упражнения не только помогают понимать эмоции окружающих в реальных ситуациях в будущем, но и сопереживать, сочувствовать, поддерживать других людей.
5) Быть коммуникабельным
В развитии этого навыка у учеников помогут role-cards, тренировка разговоров по телефону (или спиной друг к другу), эмоционально заданные ситуации — «У вас нет ручки, попросите у кого-нибудь и т.д».
Регулярное внедрение таких упражнений будет постепенно снимать языковой барьер и даст ученикам уверенность в том, что они успешно смогут поддержать беседу, вести диалог, выступить с монологом в иноязычной языковой среде .
6. Осознавать и изучать разнообразие мира
Само изучение английского языка дает детям понять, что мир очень разнообразен. В процессе изучения языка дети знакомятся с другими культурами, традициями, учится принимать и уважать их. Помимо этого, ученики видят, что люди тоже разные. Они учатся описывать различия между людьми: внешность, характер, хобби и интересы.
7. Умение работать в команде
На протяжении всей жизни мы находимся в коллективе. Важно с юных лет уметь эффективно общаться и понимать окружающих. На уроках английского дети
выполняют множество заданий на групповой взаимодействие. Выполнить их они могут только вместе, а значит нужно уметь договариваться, уступать, выбирать и прислушиваться к лидеру команды, уметь соревноваться и т.д.
Умения и навыки, которые можно получить на уроках английского языка, не ограничиваются только знанием одного предмета: дети изучают другие культуры, различные аспекты жизни общества, природные явления, учится работать в команде и понимать чувства других, анализировать информацию, находить причинно-следственные связи и многое другое.
Вывод
Изучение иностранного языка - это языковая, то есть коммуникационная практика, процесс сам по себе включающий развитие навыков soft-skills, поэтому роль занятий по английскому языку в формировании soft skill играет неоспоримо значительную и в совокупности общую роль и задачу обучения - таким образом, воспитывается учащийся, будущий специалист, который необходим современному обществу, в том числе обладающий качествами гибких навыков.