Конвергентный подход в обучении иностранному языку
Зорина Светлана Сергеевна
Модное слово конвергентность упорно проникает в разные сферы и в том числе, конечно, в образование. Конвергентный подход вызывает большое количество вопросов. Что это? Почему междисциплинарность стала важна сейчас? Как привнести конвергенцию в обычный урок?Чтобы лучше понять важность междисциплинарного подхода, нужно начать от развития научного знания. В мере развития науки и техники постоянно сменяются два противоположных процесса: интеграция и дифференциация. Дифференциация возникает, когда появляются новые области знания, которые нужно исследовать, а интеграция – когда возникает необходимость обобщить и надежно обосновать знания, добытые в узких областях.
Это нормальный процесс для научного знания. Так, например, интеграция наук проходилась в эпоху Возрождения, а за ней в XVII – XX веках последовала масштабная научная дифференциация. Сейчас снова начался процесс интеграции научных теорий и подходов в самых разных областях, ученые хотят разработать единую теорию поля – теорию, которая смогла бы объединить все фундаментальные взаимодействия на физико-математическом уровне.
Таким образом, конвергентность или междисциплинарность – это отражение процесса объединения научных знаний и интегративного характера современного научного знания. И школа должна обучать именно этому новому научному знанию, однако важной составляющей конвергентного подхода является неразрывность предмета и способов его подачи: описывать природный мир «как он есть сам по себе», вне учета его восприятий людьми, почти невозможно. Научные знания обретают смысл, преломляясь в сознании личности конкретного человека.
Конвергентное обучение это образовательный проект, направленный на формирование образовательной среды, в которой школьники будут воспринимать мир как единое целое, а не школьное изучение отдельных предметов. Если представить портрет выпускника, который обучался в подобной системе, то мы увидим креативного и критически мыслящего человека, который владеет основными методами научного познания, мотивирован на творчество и иновационную деятельность, готов к сотрудничеству и способный осуществлять научно-исследовательскую, проектную деятельность, а самое главное – подготовленный к осознанному выбору будущей профессии.
Иностранный язык сегодня – это не только инструмент коммуникации, но и средство стимулирующее процесс познания и развития личности обучающегося. Задачами конвергентного образования являтся:
- Формиование учебно-исследовательских умений
- Включение обучающися в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности
- Развитие познавателных,исследовательских универсалных учебных действий
Конвергентное обучение это по сути проектная деятелность. Примеры мы можем видеть практически во всех современных изданиях по обучению иностранному языку. Конвергентное обучение подразумевает проведение интегрированных уроков. А что таое интегрированный урок? Это специально организованный урок, цель которого достигается лишь при объединении знаний из разных предметов, направленных на рассмотрение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей добиться синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса.
Английски конвергентный по своей сути, мы изучаем на английском биологию, экологию, гкографию и тд. Ведь конвергентное обучение на уроках английского это и заполнение поздравительных открыток, телеграмм, личных,деловых писем, записок, опорные схемы, планы, проекты, сочинения изложения , рефераты и тд.
Конвергенция в образовании – это построение целостных учебных дисциплин, в которых интегрируются научные знания и технологические достижения на основе фундаментальных закономерностей развития естественных наук и в которых будут отображаться взаимопроникновения наук и технологий в ходе прогрессивного развития человечества.