Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Лексические игры на уроках английского языка в начальной школе

Семенчукова Алина Владимировна,
учитель английского языка ГБОУ гимназии №278
имени Б.Б. Голицына города Санкт-Петербурга
В настоящее время учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции обучающихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования навыков во всех видах речевой деятельности: чтении, говорении, аудировании, письме. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными формами и методами, игровых технологий.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе. Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В.М. Филатов и др.).
Игра на уроке способствует выполнению важных методических задач:
  • создание психологической готовности обучающихся к речевому общению;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировку обучающихся в выборе нужного речевого материала.
Игры на уроке английского языка могут быть очень продуктивны. В то же время они должны соответствовать целому ряду требований:
  • иметь чёткую инструкцию (следует избегать многословия, правила должны быть лаконичными и доступными всем обучающимся);
  • быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач (игра ради игры на уроке не допустима);
  • быть «управляемыми» (не сбивать заданный темп учебной работы на уроке и не допускать ситуации, когда игра выходит из-под контроля и срывает все занятие);
  • снимать напряжение урока, нивелировать часть психологического стресса при общении;
  • оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент (для обучающихся игра – в первую очередь, увлекательное занятие: языковой материал усваивается незаметно, но вместе с тем возникает чувство удовлетворения);
  • не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным, стимулировать активность обучающихся.
Игра достигнет желаемого эффекта, если её будут ждать как отдыха и развлечения на фоне трудной и подчас напряжённой работы. Следовательно, по времени она не должна занимать большую часть урока.
Таким образом, игра – это мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный приём в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться. Педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у обучающихся интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения. Игра может быть не только приятным времяпровождением, но и одной из господствующих технологий образования.
В настоящее время существуют различные подходы к классификации игр на занятиях иностранного языка. Все классификации достаточно условны, и различаются по признакам, положенным в их основу. В рамках заявленной темы мы познакомимся с обширным объёмом лексических игр.
Среди принципов обучения иностранному языку особое место занимает принцип наглядности, который важен при игровом обучении. При обучении иноязычной лексике с использованием игровых технологий применение наглядности целесообразно на всех этапах обучения. При этом первостепенное значение здесь имеет зрительная наглядность, которая в отличие от слуховой и моторной, применяется в основном для ограничения круга явлений, подлежащих обсуждению, и создания зрительной опоры в построении логической последовательности высказывания. В связи с этими функциями наглядности большое распространение получили различные опорные, опорно-смысловые схемы, карты и т.д.
Целями лексических игр на различных этапах являются:
  • - ознакомление обучающихся с новыми словами и их сочетаниями;
  • - тренировка обучающихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
  • - активизация речемыслительной деятельности обучающихся;
  • - развитие речевой реакции обучающихся.
1)«Крокодил».
Самая любимая игра для закрепления цветов на английском языке «Крокодил». Ведущий-крокодил называет любой цвет, к примеру, «yellow». Если у ребёнка есть такой цвет на одежде, он проходит спокойно  мимо, а если нет - «крокодил» его ловит, пока он пытается мимо проскочить. 
Ещё одна игра на закрепление названий цветов «Touch something…и назвать цвет». Учитель называет цвет, а дети должны как можно скорее  дотронуться до любого предмета в классе заданного цвета.  
2)Учитель предлагает разные карточки по 4-6 слов. Учащийся должен найти одно лишнее, которое не завязано с другими по теме. Например, cow, dog, wolf, sheep, cat, horse — the odd word is wolf — не относится к теме «Домашние животные». 
3)Что пропало?Перед детьми раскладываются предметы по определенной теме. Затем учащиеся закрывают глаза, один из предметов убирается. «Close your eyes. Open your eyes. What is missing?» (можно водящим назначать ребенка) 
4)Испорченный телефон.
Дети выстраиваются в линию , ведущий на ушко шепчет слово. Обучающиеся передают это слово друг другу шепотом. Какое слово услыщит крайний ребёнок? 
5)Читаем по губам.Учитель губами произносит слово из заданной темы. Кто первый догадается, какое слово произнёс учитель?
6)Подвижная игра на отработку глаголов движения.
Ведущий называет действие, например «RUN», а дети под музыку выполняют. Затем ведущий меняется и называет другой глагол.
7)Игра «Who Knows the Parts of the Body?» Кто знает части тела? 
Учитель в быстром темпе даёт задание представителям двух команд поочерёдно, например: «Touch your shoulders», «Show your mouth» и т. д. Если ученик правильно выполнил задание, команда получает оч-ко, если ошибся, команда теряет очко.
8) Игра «Snowball», или Снежный ком,проводится с целью активизации лексических навыков. Данную игру можно провести как между командами, так и между несколькими учениками, вызвав их к доске. Например, задаем тему «Food». Первый ученик называет одно слово, второй должен повторить его слово и сказать свое. Таким образом, у детей развивается память, внимание и умение слушать друг друга.
9) Игра «What can you see? ».Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления. Детям показываются картинки на тему « Животные». Но каждая из картинок закрыта листком бумаги, в котором прорезана круглая дырка. Учитель водит по картинке этим листком и дети, видя только фрагменты данной картинки, должны догадаться, кто там изображен. Игра может проводиться по любой теме.
10)Игра «Бинго».
Данная игра может иметь множество вариантов исполнения в зависимости от того, какие цели перед ней поставлены. Цель: развитие умений использования транскрипции. Учащимся даются карточки, в которых все слова записаны в транскрипции. Учитель произносит слово, а ученик должен найти на своей карточке это слово и если оно есть, закрыть его фишкой. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет слова на своей карточке. После игры проводится проверка.
11)Крестики-нолики.
На доске - поле для «крестиков-ноликов», в каждом окошке изображена картинка, например, цвета (животное, еда, цифры). Ребёнок называет слово и составляет с ним предложение. Это слово закрывается фишкой или магнитом определённого цвета. Побеждает тот, кто называет 3 слова, расположенных на одной плоскости.
12) Игра « Do you have ….? “. Цель: тренировка употребления речевого образца «Do you have…?» в речи. Четыре человека встают лицом к классу, держа за спиной игрушечных животных. Те, кто находится в классе, должны отгадать этих животных, задавая вопрос «Do you have a lion? Do you have a bear? …». Таким же образом можно тренировать вопрос « Is it…?».
13)«Кроссворд». Цель: развитие орфографических навыков. Решения разнообразных кроссвордов помогает детям не только запомнить произношение слова, но и его правописание.
14) Игра «Назови рифму». Цель: активизация ранее изученной лексики по программе; развитие внимания, логического мышления. Учитель называет слово, ученики должны подобрать рифму к этому слову: green - clean, fat - hat, light – night, house - mouse . 
 15) Игра «The Chain of Words» 
Учитель называет по-русски первый день недели и бросает мяч ученику. 
Ученик, поймавший мяч, говорит: Monday, второй - Tuesday и т. д. 
Другой вариант этой игры. Учитель, бросая мяч, спрашивает: «What day is before (after) Monday?, «What day is between...and...? и т. д. 
Можно провести такую же игру на закрепление слов, обозначающих цвета, названия месяцев, числительные. 
16) Игра "What is your name?"
 Заранее сделайте карточки с именами детей на английском языке. На уроке раздайте карточки, попросите запомнить свою карточку.Затем соберите карточки, перемешайте их и разложите на столе. Пусть дети подойдут и найдут каждый свою карточку.Разрешите взять им свою карточку и вернуться на свои места. 
17)Игра "Draw and guess!" (Нарисуй и отгадай).
 Преподаватель тихо каждому ребенку говорит, что ему нужно нарисовать (мебель или одежду):
Draw a pillow, please. (Нарисуй подушку, пожалуйста).
Draw jeans, please. (Нарисуй джинсы, пожалуйста).
После того как рисунки готовы, дети по очереди показывают остальным свою работу и спрашивают: What is it? (Что это?).
Другие игроки пытаются угадать, что это и спрашивают, например: Is it a dress? (Это платье?).
После того как рисунок угадан, свой рисунок показывает другой ребенок. 
18)Игра "Ball" (Мяч). Описание игры:
Преподаватель тихо, но четко произносит слово к иллюстрации (например Egg- яйцо) и бросает мяч ребенку, который ловит его и громко произносит услышанное слово. Если слово названо правильно, преподаватель просит: "Show it to me" (Покажи его мне).
Ребенок подходит к картинке, ищет и показывает изображенное там яйцо. Преподаватель называет следующее слово и игра продолжается. 
19) Игра "Magic Sack" (Волшебный мешочек) .
В красиво украшенный мешочек кладут предметы к теме (например, макеты фруктов). Ребенок просовывает руку в мешочек, на ощупь определяет, что он взял, и называет предмет по английски. после этого вытаскивает его и показывает всем остальным. Дети определяют, угадал или нет игрок, произнося "Yes" или "No".
Затем предмет кладется обратно, а мешочек предлагается следующему игроку.

Список использованной литературы: 
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева - М.: Просвещение 
2. Выгодский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка  
3. Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова // ИЯШ. – 2004 
4. Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык, 2006

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»