Особенности обучения диалогической речи на уроках английского языка
Изотова Юлия Викторовна,
учитель английского языка
ГБОУ начальная школа-детский сад № 682
Приморского района Санкт-Петербурга.
В истории методики роль обучения данному виду речевой деятельности в разные времена была достаточно подвижна. Во многом это связано с социальном заказом общества, потребностями использования иностранного языка.учитель английского языка
ГБОУ начальная школа-детский сад № 682
Приморского района Санкт-Петербурга.
В настоящее время значение обучение устноречевому общению, в котором говорение играет первостепенную роль, трудно переоценить. Устная речь и говорение как ее неотъемлемая часть выходят на первый план. Учащиеся разных возрастов, приступая к изучению иностранного языка, прежде всего хотят научиться говорить на этом языке. Родители, оценивая результаты и эффективность своих затрат, прежде всего обращают внимание на способность своих детей к устноречевому общению на изучаемом языке.
При обучении говорению несколько лет назад сводилось к обучению монологической речи. Это и понятно, поскольку контакты граждан нашей страны с представителями различных мировых культур были достаточно ограничены. Принять участие в работе международных конференций, встреч и семинаров могли лишь немногие избранные. Диалог был скорее всего похож на монолог, где участники по очереди делали небольшие выступления.
Сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны. Стоит заметить, что перевес в сторону диалога значительно сильнее. Это и понятно, ведь в реальном общении нам редко приходиться выступать с продолжительными монологами.
Обычно начинают обучение говорения с основ, т.е. со становление произносительных навыков, формирование лексических и грамматических навыков, навыков аудирования. На начальном этапе обучения разъединить процесс формирования этих навыков практически невозможно. Учитель знакомит учащихся с новой структурой. Это предполагает изучение новых слов, звуков, интонем. Эту структуру учащиеся слушают и повторяют за учителем или диктором. Ее же используют в микродиалогах с учителем и одноклассниками. Когда таких структур в рамках учебной ситуации становится достаточно, то их могут соединять в небольшие монологи и диалоги. Это хорошо прослеживается на материале учебников для начального этапа обучения.
Однако следует подчеркнуть, что в основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, т.е. намерение говорящего участвовать в общении. Для того чтобы появился такой мотив на уроке, необходимо создать речевую ситуацию. Речевые ситуации могут быть реальными, условными или проблемными. На начальном этапе это не менее важно, чем на других.
В обучении монологу и диалогу есть много общего, но тем не менее следует признать, что для учебного общения диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. Безусловно, многое зависит от ситуации, психологических особенностей учащихся, множества других факторов. В основном трудности обусловлены характеристиками диалога.
Можно выделить следующие основные характеристики диалога:
- реактивность
- ситуативность
Эти характеристики диалога предопределяют объективные и субъективные сложности для учителя и ученика. Именно реактивность обуславливает объективные трудности овладение данной формой общения на иностранном языке для учащихся. В основе этих трудностей лежат следующие причины:
а) Реакция партнера может быть совершенно непредсказуема. Он может неожиданно перевести разговор в другое русло. Также трудно справиться с ситуацией, в которой реакции нет вообще. И в том и в другом случае необходимо по ходу общения изменять первоначально намеченную логику разговора, подключать разнообразные дискурсивные приемы для осуществления намеченной цели общения.
б) Отсутствие необходимых социальных навыков диалогического общения не только на иностранном, но и на родном языке, также является существенной трудностью в овладении данной формой общения. Перед учителем стоит задача сформировать эти навыки практически заново.
в) В отличии от монолога, где автор сам определяет не только логику высказывания, но и выбор языковых и речевых средств, в диалоге мы всегда зависим от партнера. Помимо умения говорить, диалог предполагает умение аудировать. Здесь появляются новые объективные трудности, обусловленные индивидуальными особенностями речи говорящего. Для успешного ведения диалога в этой связи необходимо иметь определенный уровень развития речевого слуха, компенсаторных умений, вероятностного прогнозирования.
Рассмотрим следующую характеристику-ситуативность. Как уже не раз отмечалось, речь не бывает вне ситуации. И в диалоге, и в монологе именно ситуация определяет мотив говорения, который является порождением речи. Учебное общение имеет свою специфику, учебные монологи и диалоги не всегда протекают по тем же законам, что и в реальном общении.
Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения.
При обучении диалогу большое значение имеет формирование умения спонтанно реагировать на реплики партнера, а также умение реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств. Формировать данные навыки можно не только при обучении диалогическому общению, но и в процессе работы над текстом, при совершенствовании лексических и фонетических навыков. В ходе обсуждения учитель и ученики становятся партнерами, решающими общие задачи, а ученики учатся не только обсуждать, но и самостоятельно выделять и формулировать проблемы, что для подготовки к реальной жизни гораздо важнее.
Рогова Г.В., Верещагина И.Н., Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя.- М.:Просвещение, 2008.
Риторина, А. К. Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка // Начальная школа. — 1999.
Соловова, Е.В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.В. Соловова – М.: Просвещение, 2006.