Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе
Киселева Татьяна Васильевна
учитель английского языка лицея № 623
имени Ивана Петровича Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга
Организовывая процесс обучения ребенка, следует обращать внимание на многие детали. Немаловажной частью образования вообще и при обучении английскому языку в частности является охрана здоровья ученика. Именно для этого в учебный процесс внедряют энергосберегающие технологии, задача которых улучшить здоровье школьников в рамках системы образования.учитель английского языка лицея № 623
имени Ивана Петровича Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга
Английский язык является одним из сложных школьных предметов.
На уроках английского учащимся приходится выполнять много различных видов деятельности, к ним относятся: говорение, письмо, чтение, аудирование, анализ информации, поэтому учителю необходимо применять на своих уроках здоровьесберегающие технологии.
Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально благоприятной и комфортной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников. Важно, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом.
Чтобы разгрузить своих обучающихся и снять стрессовую ситуацию, необходимо придерживаться четкой организации урока с конкретными практическими целями.
Учитель должен заранее учитывать необходимое для каждого задания время, а в процессе проведения урока следует чередовать различные виды деятельности: самостоятельная работа и ответы на вопросы, работа с учебником и творческие задания, чтение, слушание и письмо, всё это является необходимыми элементами на каждом уроке. Они способствуют развитию мышления, памяти, а чередование этих видов деятельности позволяет сохранять внимание школьников и помогает не загружать детей однотипной деятельностью, тем самым, не давая им утомиться
Также можно использовать систему упражнений для усвоения и закрепления изучаемой структуры, касаясь принципа от простого к сложному: языковые – условно-речевые – речевые упражнения. Запомнить лексические единицы можно, используя также систему упражнений, а не заучивать отдельные колонки выражений дома, потратив несколько часов. Важен также момент повторения в ряде уроков, посвященных определенной тематике.
Различные игры, творческие задания способствуют развитию мыслительных операций и памяти, дают возможность учащимся почувствовать себя успешным и ощутить эмоциональный комфорт и удовольствие от самого процесса получения знаний. Для снятия у них умственного напряжения, применяются шуточные песни, загадки, скороговорки на английском языке.
С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку. Игр, которые известны всем учителям, которые можно применять на уроках английского языка очень много, они интересны младшим школьникам на начальном этапе обучения.
Для активизации лексики активно используются игры с мячом, для развития орфографических навыков: «Буквы рассыпались» — поставить буквы в правильном порядке, «Убежавшие буквы» — вставить в слова пропущенные буквы, составить много новых слов из заданного слова. «Крестики-нолики»: разделить класс на две команды, дети произносят цифры или сложные слова из полей на доске, учитель ставит крестик или нолик.
Для развития памяти очень часто используется следующий прием. На доске ребята видят текст стихотворения, чтение которого отрабатывается и воспроизводится несколько раз. Постепенно стираются слова данного стишка, начиная с простых и известных детям. В результате перед учащимися стоит задача запомнить данный текст и воспроизвести его. Данный прием можно использовать на начальном этапе урока, в качестве вводного в новой теме элемента.
Фонетические игры
Необычный телефон
На доске рисуется большой телефон, на кнопках которого вместо цифр указаны буквы. Задача участников игры: за определенное время составить из букв как можно больше слов и произнести их.
Орфографические игры
Вставь букву
Образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово, например: g.t, sch.ol и т. д.
Лексические игры
Как называется наша тема?
Детям всегда интересно узнать тему урока. Учитель может предложить ученикам расшифровать тему урока, в словах которой каждая буква закодирована цифрой, соответствующей порядковому номеру буквы в алфавите: А-1, В- 2, С- 3 и т.д.
Грамматические игры
Поменяйся местами
Играющие садятся в большой круг. В руках у них карточки с числами до 10. Водящий называет любые два числа, из тех, которые указаны на карточках. Двое ребят, у которых в руках карточки с этими числами, должны быстро поменяться местами, но так, чтобы водящий не смог коснуться их рукой. Тот, до которого дотронулись должен быть водящим.
В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие становится увлекательным.
Также во избежание усталости воспитанников, используются различные виды учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, чтение, письмо, прослушивание аудиозаписей). Средняя продолжительность чередования различных видов учебной деятельности составляет 7-10 мин., а их число не превышает 7. В противном случае, урок будет очень насыщенным, что ведет к утомляемости детей.
Обязательной составной частью урока являются физкультминутки и паузы релаксации, которые любят наши школьники. Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.
Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата.
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.
При подборе стихотворений стараюсь следить за тем, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока.
На уроках английского языка, в любых возрастных группах, следует использовать песни, как один из самых эффективных способов воздействия на чувства и эмоции человека. С их помощью можно учить лексику, отрабатывать фонетику языка, практиковать грамматические структуры и многое другое. Песни необходимо подбирать легко запоминающиеся, желательно, чтобы их можно было петь хором. Можно совместить такие минутки со здоровьесберегающими мероприятиями, например, подбирать такие песни, которые включают в себя различные движения, например, прыжки или махи руками. Это даст возможность ученикам расслабиться, сделать перерыв в рутинной учебной деятельности. Такие минутки можно проводить в середине или конце урока, когда нужна пауза, когда необходимо снять напряжение, немного отдохнуть и восстановить работоспособность. Кроме этого нельзя не упомянуть и о главных плюсах пения. Пение активизирует функции голосового аппарата, развивает память и музыкальный слух, а в рамках урока английского облегчает запоминание новых слов и речевых оборотов и повышает интерес к изучению английского языка.
Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. На сайте learnenglishkids.britishcouncil.org представлен широкий выбор флэш-песен разной тематики.
Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений.
1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20 по-английски).
2. Быстро поморгайте глазами в течение 30-60 сек (считаем десятками от 10 до 100 по – английски).
3. Посмотрите на кончик носа. Затем закройте глаза и посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы (действие сопровождаем повторением предлогов: to the right, to the left, up, down).
4. Выполняйте круговые движения рукой по часовой стрелке на расстоянии 30-35 см от глаз, следя глазами за кончиками пальцев, затем против часовой стрелки. Произносим: My eyes can see, My ears can hear, My nose can smell, My head can nod, My arms can hold, My mouth can talk, My legs can walk.
Другим направлением работы учителя, касающейся сохранения и укрепления здоровья учащихся, является формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по собственной деятельности в этом направлении.
Материал по здоровому образу жизни можно использовать в рамках следующей тематики:
Я, моя семья, мои друзья. Еда. Здоровый образ жизни: спорт, правильное питание, режим дня.
Мир моих увлечений: любимые занятия и развлечения (спортивные занятия, чтение, телевидение, компьютер, интернет).
Принцип доброжелательности и создание благоприятной атмосферы
Также немаловажна и личность учителя, «Если интересен учитель, интересен и предмет». Поэтому учителя не должны бояться, его должны уважать и воспринимать его как старшего друга и наставника. Поэтому необходимо соблюдать принцип доброжелательности, начинать и заканчивать урок с улыбки, в критике не переходить на явную агрессию и тогда атмосфера на уроке будет благоприятно для обучения.
Нельзя говорить о здоровьесберегающих технологиях, если в классе царит напряженная атмосфера. Для создания нужного эмоционального фона я часто использую эмоциональную разрядку, такую, например, как смешное четверостишие, шуточное высказывание или поговорка. Небольшая шутка поможет снять умственное напряжение и разрядить обстановку. Так в УМК «Spotlight» («Английский в фокусе») учителю в помощь есть регулярная рубрика Smile, содержащая короткие шутки с иллюстрациями. Учащиеся постепенно учатся воспринимать юмор как часть культуры англоговорящих стран.
Таким образом, урок иностранного языка, как никакой другой позволяет с успехом использовать здоровьесберегающие технологии, становясь при этом более интересным, функциональным, динамичным, а главное полезным.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка с учетом физиологических возможностей детей приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.
- Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") 1-4 класс для начальной школы
- Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2004
- Материалы с сайтов http://pedagogika.by.ru/ , http://allbest.ru/langv-e.htm, learnenglishkids.britishcouncil.org
- Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. - М.: КноРус, 2013
- Степанов В.Ю. Занимательный английский: игры, задания, тесты. Ростов – на - Дону: Феникс, 2012