Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игра как форма деятельности учащихся начальной
школы и активизации грамматических навыков

Ерохина Екатерина Александровна
Аннотация
Статья Ерохиной Е.А. посвящена проблеме использования игровых форм обучения с целью активизации грамматических навыков у учащихся начальной школы. Автор уделяет большое внимание понятию «грамматика», подчеркивая важность формирования грамматических навыков для овладения иноязычной коммуникативной компетенцией. В статье подробно изложены преимущества использования игровых форм обучения, представлено определение понятия «обучающая игра». Автор рассматривает цели, которые преследуют грамматические игры, и приводит примеры игровых ситуаций на уроке.
The article written by Ekaterina Erokhina is about the grammar skills development and the use of learning game approaches in teaching primary school students. The author of the article gives the definition of the term “grammar”. Moreover there is the definition of the term “learning game”. The advantage of this article is that the author provides the article with the examples of using learning game approaches.
Ключевые слова (key words)
Грамматика (grammar) – система объективно действующих в языке правил изменения слов, образования словоформ и соединения слов в словосочетания и предложения.
Грамматический навык (grammar skill) - автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи.
Коммуникативная компетенция (communicative competence) – способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения.
Обучающая игра (learning game) - особым образом организованное на занятиях по языку ситуативное упражнение, при выполнении которого создаются возможности для многократного повторения речевого образца (образцов) в условиях, максимально приближенных к условиям реального речевого общения (с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого акта).
Игра как форма деятельности учащихся начальной школы и активизации
грамматических навыков
Грамматика – важный аспект языка. Именно поэтому формирование иноязычной коммуникативной компетенции невозможно без формирования грамматических навыков. Следовательно, при отсутствии грамматики полноценная коммуникация не может состояться.
Грамматика, как ключевой элемент в обучении английского языка, тесно связана с лексикой. Принимая во внимание этот факт, можно сказать, что обучение грамматике в школе должно быть построено на коммуникативной основе. Таким образом, эффективное формирование грамматических навыков возможно, если обучение грамматике имеет коммуникативную направленность, а целью обучения грамматической стороне речи является практическое овладение языком и использование правильных грамматических форм в речи.
Как известно, современным подходом к обучению английского языка является коммуникативно-деятельностный подход, при котором учащийся оказывается в центре обучения, при этом занятия по языку становятся ориентированными на общение, как между учащимися, так и между учащимися и учителем.
Реализовывая коммуникативно-деятельностный подход в обучении учащихся начальной школы, многие учителя сталкиваются с разнообразными проблемами, такими как недостаточная мотивация учащихся, неготовность учащихся к коммуникации на иностранном языке. Именно поэтому, в современных школах мы часто наблюдаем учителей, придерживающихся традиционного подхода в обучении, и учащихся, все меньше и меньше заинтересованных в предмете.
Как же заинтересовать учащихся начальной школы и вместе с тем реализовать коммуникативно-деятельностный подход в обучении?
Ответ прост. Необходимо создавать на уроке игровые ситуации, в которых учащийся оказывался бы в центре процесса обучения, а сам процесс обучения не только строился бы на обмене информацией, но и ориентировался бы на игру как особый вид деятельности.
Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин дают следующее определение обучающей игре. «Обучающая игра – особым образом организованное на занятиях по языку ситуативное упражнение, при выполнении которого создаются возможности для многократного повторения речевого образца (образцов) в условиях, максимально приближенных к условиям реального речевого общения (с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого акта)». [1, с.166]
В современной школе, ориентирующейся на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игра как метод обучения должна находить широкое применение.
 
 
Игра – это
  1.                 Деятельность (в нашем случае речевая)
  2.                 Мотивированность (отсутствие принуждения)
  3.                 Индивидуализированная деятельность (глубоко личная)
  4.                 Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив
  5.                 Развитие психических функций и способностей
  6.                 Учение с увлечением [3, с.206]
 
Анализируя все особенности игры как метода обучения, можно прийти к выводу, что включение игровых технологий в учебный процесс необходимо в современных условиях, когда изучение иностранного языка должно быть направлено на достижение определенных целей, а именно:
 

развитие иноязычной коммуникативной компетенции;

развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения.

Так как обучение грамматической стороне речи многим учащимся кажется самым сложным этапом на уроках английского языка, необходимо превратить процесс обучения в игровой процесс. Во время игры учащиеся не только получат удовольствие от урока и проявят больший интерес к английскому языку, но и смогут в полной мере тренироваться в употреблении грамматических явлений.
Учителя английского языка должны учитывать, что игры на уроках предназначены не только для создания теплой, дружеской атмосферы общения между учителем и учащимися, но и для отработки навыков устной речи, для применения полученных знаний.
Игра – отличный способ смены деятельности учащихся, активизации их внимания и мыслительной активности, дополнительной практики в употреблении грамматических явлений.
М.Ф. Стронин считает, что при обучении языку игры способствуют решению следующих методических задач:
  • создание психологической готовности детей к речевому общению;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта. [6, с.3]
 

 
Планируя применение игры на уроке иностранного языка с целью формирования грамматических навыков, преподаватель должен помнить о следующих требованиях:
1)      Игра должна быть построена на знакомой лексике (в случае необходимости нужно провести семантизацию незнакомой лексики заранее)
2)      В игре должны быть отражены наиболее типичные случаи употребления грамматического явления
3)      Содержание игры должно соответствовать уровню обученности учащихся, их возрасту и интересам.
 
Грамматические игры преследуют цели:
  • научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
  • создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
  • развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
    [4,  с.10]
 
Приведем пример интересных идей, которые могут быть использованы при составлении плана урока, целью которого является формирование грамматических навыков по теме Present Continuous.
После того как учитель ввел новый грамматический материал по теме Present Continuous, а именно объяснил учащимся формулу: to be +Ving, учитель может предложить учащимся разнообразные грамматические рифмовки, иллюстрирующие грамматический материал по теме Present Continuous.  
Например:
I am a boy. I am playing with my toy.
He is a boy. He is playing with his toy.
 
I am a girl. I am playing with my doll.
She is a girl. She is playing with her doll. [7, с. 127] 
Изучив вместе с учителем данную рифмовку, у учащихся появляется представление об использовании грамматического времени Present Continuous.
Учитель также может предложить учащимся задание по заполнению пропусков:
 
I am a boy. I ___________ with my toy.
He is a boy. He ___________ with his toy.
 
I am a girl. I ___________ with my doll.
She is a girl. She ___________ with her doll.
Изучение данной рифмовки можно превратить в игровую ситуацию, предложив мальчику какую-либо игрушку, а девочке – куклу. Задача мальчика сказать: “I am a boy. I am playing with my toy”. Остальные учащиеся проговаривают вторую строчку рифмовки: “He is a boy. He is playing with his toy”. Далее вступает девочка с куклой: “I am a girl. I am playing with my doll”. Задача остальных учащихся проговорить четвертую строчку рифмовки.
Использование рифмовок позволяет запомнить основные грамматические модели и активно использовать их в повседневной практике, употребляя данные грамматические образцы в речи. Таким образом, «процесс обучения превращается в увлекательную игру, что поддерживает интерес к данному предмету».
Согласно требованиям, предъявляемым к современному уроку, он должен содержать небольшую физкульт-разминку. Учитывая данный факт, можно предложить учащимся игру «Пантомима».
Суть игры: Учащийся получает карточку, на котором написан глагол. Например: to swim. Учащийся должен показать данное действие, не говоря при этом ни слова. Учитель задает остальным учащимся вопрос: “What is he doing?” Учащиеся отвечают: “He is swimming”. [5, с.39]
Играя в пантомиму, учащиеся не только получают возможность немного «размяться», но и закрепляют новый грамматический материал, а именно усваивают, что употреблять Present Continuous необходимо, если речь идет о действии, происходящем прямо сейчас.
Не секрет, что игры увлекают детей. Особенно интересны игры, которые носят соревновательный характер.
Игра «Кто быстрее?»
На доске посередине висит картинка.
Под картинкой дан список словосочетаний:
climb a tree,         clean the windows,        swim,         sleep,         
listen to the radio,                  read a newspaper,                  water the flowers,                 
play with toys,              drink tea 

На обеих половинах доски написано:

1) Mr. Green...
2) Mrs. Green…
3) Grandmother…
4) Grandfather…
5) James…
6) The ducks…
7) The cat…
8) Karen…
9) The children…
 
Учащиеся делятся на две команды. По сигналу учителя учащиеся разных команд по очереди подбегают к доске и записывают предложения в Present Continuous. Например: “Mr. Green is reading a newspaper”. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Эта игра превратит урок в увлекательный процесс, внеся разнообразие в привычный ход урока.
Разнообразие на уроке всегда заинтересовывает учащихся.
Мы предлагаем учителям обратить внимание на игры с мячом. Например, игра «Слушай мой приказ»
Суть игры: Учащиеся встают в круг. Учитель бросает мяч одному из учащихся, отдавая распоряжение. Например: «Dance». Учащийся ловит мяч, делает вид, что исполняет танец, при этом произносит: I am dancing. Затем бросает мяч учителю. Играющие, не выполнившие команду учителя или сделавшие ошибку в предложении, выбывают из игры. [2, c.54]
Игры с мячом позволяют сделать урок увлекательным и запоминающимся.
Игра для детей – необходимое средство самовыражения. Игра дает возможность учителям лучше узнать своих учащихся, их творческие способности, их характер. Это очень важно с точки зрения индивидуализации обучения. Более того, игра сближает учителя с учащимися, помогает учителю найти подход к каждому участнику игры.
При использовании грамматических игр на уроке, учащиеся становятся более заинтересованными, а грамматические навыки учащихся становятся автоматизированными и устойчивыми.
Список использованной литературы
  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) – М.: Издательство ИКАР, 2009 – 448 с.
  2. Бутко В. Языковые игры на уроках английского языка // ИЯШ. – 1988. – № 4. – С. 54 – 55.
  3. Кукушин В.С. Теория и методика обучения – Ростов: Феникс, 2005 – 474 с.
  4. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: методическое пособие для учителя. – М.: АСТ, 2004. – 80 с.
  5. Савченко О.Ю. Игры на уроках английского языка // ИЯШ. – 1992. – № 2. – С. 39 – 41.
  6. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. – М.: Просвещение, 1994. – 243 с.
  7. Фурсенко С.В. Грамматика в стихах: Веселые грамматические рифмовки английского языка – СПб.: КАРО, 2006 – 160 с.
 

 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»