Игровая деятельность в развитии положительной мотивации изучения иностранного языка
Воронова Лилиана Юрьевна,
ГБОУ школа № 398
Красносельского района Санкт-Петербург
ГБОУ школа № 398
Красносельского района Санкт-Петербург
Страшная это опасность — безделье за партой ...
В.А. Сухомлинский
В.А. Сухомлинский
Проблема мотивации в процессе обучения возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. При этом отмечается снижение мотивации от класса к классу. Так, до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся она, как правило, высокая. Дети хотят общаться на иностранном языке, петь песни, декламировать стихи и участвовать в сценках. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком. Но вот начинается процесс обучения и отношение учащихся меняется - многие разочаровываются.
Причина этого в том, что процесс овладения иностранным языком предполагает период преодоления разнообразных трудностей: период накопления языкового материала, изучение грамматики, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается успеваемость.
Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство. Игра имеет большой обучающий потенциал. Именно поэтому данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического применения в школах. Они способствуют интенсивной языковой практике, помогают сделать скучную работу более интересной и увлекательной.
Игры могут использоваться в начале урока для стимуляции, в конце его, например, для уменьшения напряжения после контрольной, а также для смены деятельности на уроке. Место игр на уроке также зависят от таких факторов, как подготовка учащихся, изучаемый материал, цели и условия урока.
Хотелось бы особо отметить начало урока (Entry). Исходя из опыта работы, считаю, что именно первые минуты урока и именно учитель создает атмосферу доброжелательности и непринужденности для дальнейшего общения, другими словами решает одну из важнейших задач подготовительного этапа — создание мотивации на иноязычную речевую деятельность. Важно постараться вызвать у ребят желание говорить на иностранном языке, актуализировать в речи изученный языковой материал, развивать спонтанную речь. На данном этапе урока эффективно использовать языковые игры, которые способствуют формированию произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировке употребления языковых явлений. Так, например, на наших уроках мы играем в игру «Поле чудес». Дети очень любят угадывать слова - они активны и азартны. Эта игра помогает повторить изученную лексику, а также буквы алфавита. Она особенно эффективна в начальных и средних классах. Младшим ученикам очень нравится исполнять роль ведущего, поэтому в своей практике я использую игровую деятельность, где каждый может выступить в роли учителя или ведущего. В роли речевой разминки пользуются успехом такие игры, как «What is missing?”, “What is red?”, “Is it (a bear/ a pen/ humorous/ Big Ben)?”, ''Снежный ком'' и многие другие. В начальной школе такие игры, как «Бинго», интервью, «Испорченный телефон» дают возможность каждому ребенку проявить себя, побороть свою застенчивость, почувствовать вкус успеха. На своих уроках в начальных классах я использую маски животных, что позволяет заинтересовать ребят выступить в роли животного и рассказать про него от первого лица, инсценировать стихотворение или составить диалоги.
Подготовительные игры направлены на формирование речевых навыков. Они призваны научить учащихся употреблению речевых образцов, создать естественную ситуацию для их употребления, а также развить речевую творческую активность. Большое значение в развитии положительной мотивации имеет поощрение. Дети очень любят, когда их хвалят. Это мощный стимул к иноязычной речевой деятельности. Причем, это не зависит от возраста ученика. В своей практике я использую разные способы поощрения, например, наклейки, смайлики, баллы, накопительные бонусы. Здесь необходимо и важно помнить об обязательном подсчете очков. Дети всегда ждут поощрения, и, если игра или соревнование пройдет без подведения итогов, то можно получить обратный эффект.
Таким образом, правильно организованное начало урока создает возможность для перехода к активной деятельности учащихся на последующих этапах.
Именно в условиях игровой ситуации значительно быстрее формируется иноязычный речевой навык. Очень важно, чтобы навык перешел в умение ребенка использовать этот материал в жизненных ситуациях общения. А таких ситуаций очень много. Поэтому необходимо, чтобы один и тот же материал использовался в разнообразных вариациях. В связи с этим игра рассматривается как ситуативно-вариативное упражнение.
В целом, ученики любят игры, которые имеют элемент удачи, потому что она добавляет увлеченность игре. Игры, которые зависят от умений учеников, становятся скучными, так как выигрывают одни и те же способные ребята, и увлеченность большинства игроков падает. Игры с элементом удачи включают в себя игры на угадывание, игры с кубиками и картами. Так, например, дети с интересом играют в «Лото». Для этого у меня имеются карточки со словами в транскрипции, в роли ведущего на первых порах выступает учитель, но затем ребята с большим удовольствием выступают в этой роли самостоятельно. Большинство игр носят состязательный характер, и победителем может стать один человек или команда. Использование командных и групповых игр помогает уменьшить давление соревнования на одного человека. Это могут быть и подвижные игры, например, проведение физкультминутки очень популярно у младших школьников. Ребята с удовольствием и нетерпением ждут своей очереди провести зарядку с волшебным словом ''Please''. Такое переключение вида деятельности всегда эффективно позволяет сохранить позитивный настрой ребят для дальнейшей работы. Все ученики хотят побывать в роли ведущего.
Обучение письму в начальной школе представляет собой однообразную и утомительную работу. Но стоит включить в нее элемент игры, и дети с радостью выполняют ее. Например, мы пишем «немые» диктанты. Проводятся они таким образом. Заранее на листках написаны слова, листочки находятся на столе учителя. Один ученик читает слово, возвращается на место и диктует его другому. Можно проводить эти диктанты как командой или группами, так и парами. Такой необычный диктант снимает напряжение и усталость, вносит соревновательный характер. Очень интересно проходят диктанты с помощью картинок. Я показываю картинки по пройденной лексике, дети пишут слова. Играем в «Живые буквы». Эту игру можно проводить как командами, так и всем классом. На уроке можно и попрыгать! Такую игру мы проводим, когда изучаем цифры, но можно как вариант попрыгать по буквам в алфавитном порядке.
Конечно, урок иностранного языка - это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. Это несомненно поддержит коммуникативную мотивацию, которая является первой и естественной потребностью изучающих иностранный язык. Именно этот тип мотивации труднее всего сохранить.
В связи с этим отдельно следует выделить творческие игры. Они направлены на развитие речевых умений, способствуют умению выражать мысли в их логической последовательности, практическому и творческому применению речевых навыков, развитию речевой реакции в процессе коммуникации. При этом необходимо помнить, что мотивационная структура деятельности неотделима от эмоциональной направленности личности. Поэтому организация учебно-игровой деятельности развивает коммуникативные, практические, эстетические и другие положительные проявления личности. В условиях этой деятельности значительно повышается острота зрения; происходит более глубокое запоминание нового материала, психологическая готовность детей к речевому общению.
Творческий подход учителя, нестандартный образ мышления может помочь изменить отношение учащихся к учению, вовлечь каждого в процесс организации и проведения урока нетрадиционной формы.
Такие формы урока как урок-экскурсия, урок-КВН, урок-аукцион, пресс-конференция, урок-викторина, урок-телемост, дискуссия, круглый стол и т. д. помогут обогатить содержание урока, показав ребятам, что учатся они не для школы, для жизни.
Подводя итог, можно сделать вывод. Игра имеет ряд преимуществ, во-первых, дети с удовольствием делают то, что им интересно. Во-вторых, в игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, на практике отмечается, что слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре. Сообразительность и находчивость здесь оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, азарта, радости и ощущение посильности заданий дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка. В-третьих, все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность.
В заключение необходимо отметить, что игра - это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Важно, чтобы игры доставляли радость, помогали в тренировке языковых явлений. Помня о том, что удача, умение, состязание и сотрудничество являются основой всех игр, можно упражнение из учебника превратить в игру.
Литература:Причина этого в том, что процесс овладения иностранным языком предполагает период преодоления разнообразных трудностей: период накопления языкового материала, изучение грамматики, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается успеваемость.
Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство. Игра имеет большой обучающий потенциал. Именно поэтому данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического применения в школах. Они способствуют интенсивной языковой практике, помогают сделать скучную работу более интересной и увлекательной.
Игры могут использоваться в начале урока для стимуляции, в конце его, например, для уменьшения напряжения после контрольной, а также для смены деятельности на уроке. Место игр на уроке также зависят от таких факторов, как подготовка учащихся, изучаемый материал, цели и условия урока.
Хотелось бы особо отметить начало урока (Entry). Исходя из опыта работы, считаю, что именно первые минуты урока и именно учитель создает атмосферу доброжелательности и непринужденности для дальнейшего общения, другими словами решает одну из важнейших задач подготовительного этапа — создание мотивации на иноязычную речевую деятельность. Важно постараться вызвать у ребят желание говорить на иностранном языке, актуализировать в речи изученный языковой материал, развивать спонтанную речь. На данном этапе урока эффективно использовать языковые игры, которые способствуют формированию произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировке употребления языковых явлений. Так, например, на наших уроках мы играем в игру «Поле чудес». Дети очень любят угадывать слова - они активны и азартны. Эта игра помогает повторить изученную лексику, а также буквы алфавита. Она особенно эффективна в начальных и средних классах. Младшим ученикам очень нравится исполнять роль ведущего, поэтому в своей практике я использую игровую деятельность, где каждый может выступить в роли учителя или ведущего. В роли речевой разминки пользуются успехом такие игры, как «What is missing?”, “What is red?”, “Is it (a bear/ a pen/ humorous/ Big Ben)?”, ''Снежный ком'' и многие другие. В начальной школе такие игры, как «Бинго», интервью, «Испорченный телефон» дают возможность каждому ребенку проявить себя, побороть свою застенчивость, почувствовать вкус успеха. На своих уроках в начальных классах я использую маски животных, что позволяет заинтересовать ребят выступить в роли животного и рассказать про него от первого лица, инсценировать стихотворение или составить диалоги.
Подготовительные игры направлены на формирование речевых навыков. Они призваны научить учащихся употреблению речевых образцов, создать естественную ситуацию для их употребления, а также развить речевую творческую активность. Большое значение в развитии положительной мотивации имеет поощрение. Дети очень любят, когда их хвалят. Это мощный стимул к иноязычной речевой деятельности. Причем, это не зависит от возраста ученика. В своей практике я использую разные способы поощрения, например, наклейки, смайлики, баллы, накопительные бонусы. Здесь необходимо и важно помнить об обязательном подсчете очков. Дети всегда ждут поощрения, и, если игра или соревнование пройдет без подведения итогов, то можно получить обратный эффект.
Таким образом, правильно организованное начало урока создает возможность для перехода к активной деятельности учащихся на последующих этапах.
Именно в условиях игровой ситуации значительно быстрее формируется иноязычный речевой навык. Очень важно, чтобы навык перешел в умение ребенка использовать этот материал в жизненных ситуациях общения. А таких ситуаций очень много. Поэтому необходимо, чтобы один и тот же материал использовался в разнообразных вариациях. В связи с этим игра рассматривается как ситуативно-вариативное упражнение.
В целом, ученики любят игры, которые имеют элемент удачи, потому что она добавляет увлеченность игре. Игры, которые зависят от умений учеников, становятся скучными, так как выигрывают одни и те же способные ребята, и увлеченность большинства игроков падает. Игры с элементом удачи включают в себя игры на угадывание, игры с кубиками и картами. Так, например, дети с интересом играют в «Лото». Для этого у меня имеются карточки со словами в транскрипции, в роли ведущего на первых порах выступает учитель, но затем ребята с большим удовольствием выступают в этой роли самостоятельно. Большинство игр носят состязательный характер, и победителем может стать один человек или команда. Использование командных и групповых игр помогает уменьшить давление соревнования на одного человека. Это могут быть и подвижные игры, например, проведение физкультминутки очень популярно у младших школьников. Ребята с удовольствием и нетерпением ждут своей очереди провести зарядку с волшебным словом ''Please''. Такое переключение вида деятельности всегда эффективно позволяет сохранить позитивный настрой ребят для дальнейшей работы. Все ученики хотят побывать в роли ведущего.
Обучение письму в начальной школе представляет собой однообразную и утомительную работу. Но стоит включить в нее элемент игры, и дети с радостью выполняют ее. Например, мы пишем «немые» диктанты. Проводятся они таким образом. Заранее на листках написаны слова, листочки находятся на столе учителя. Один ученик читает слово, возвращается на место и диктует его другому. Можно проводить эти диктанты как командой или группами, так и парами. Такой необычный диктант снимает напряжение и усталость, вносит соревновательный характер. Очень интересно проходят диктанты с помощью картинок. Я показываю картинки по пройденной лексике, дети пишут слова. Играем в «Живые буквы». Эту игру можно проводить как командами, так и всем классом. На уроке можно и попрыгать! Такую игру мы проводим, когда изучаем цифры, но можно как вариант попрыгать по буквам в алфавитном порядке.
Конечно, урок иностранного языка - это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. Это несомненно поддержит коммуникативную мотивацию, которая является первой и естественной потребностью изучающих иностранный язык. Именно этот тип мотивации труднее всего сохранить.
В связи с этим отдельно следует выделить творческие игры. Они направлены на развитие речевых умений, способствуют умению выражать мысли в их логической последовательности, практическому и творческому применению речевых навыков, развитию речевой реакции в процессе коммуникации. При этом необходимо помнить, что мотивационная структура деятельности неотделима от эмоциональной направленности личности. Поэтому организация учебно-игровой деятельности развивает коммуникативные, практические, эстетические и другие положительные проявления личности. В условиях этой деятельности значительно повышается острота зрения; происходит более глубокое запоминание нового материала, психологическая готовность детей к речевому общению.
Творческий подход учителя, нестандартный образ мышления может помочь изменить отношение учащихся к учению, вовлечь каждого в процесс организации и проведения урока нетрадиционной формы.
Такие формы урока как урок-экскурсия, урок-КВН, урок-аукцион, пресс-конференция, урок-викторина, урок-телемост, дискуссия, круглый стол и т. д. помогут обогатить содержание урока, показав ребятам, что учатся они не для школы, для жизни.
Подводя итог, можно сделать вывод. Игра имеет ряд преимуществ, во-первых, дети с удовольствием делают то, что им интересно. Во-вторых, в игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, на практике отмечается, что слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре. Сообразительность и находчивость здесь оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, азарта, радости и ощущение посильности заданий дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка. В-третьих, все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность.
В заключение необходимо отметить, что игра - это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Важно, чтобы игры доставляли радость, помогали в тренировке языковых явлений. Помня о том, что удача, умение, состязание и сотрудничество являются основой всех игр, можно упражнение из учебника превратить в игру.
1. Рогова Г.В., Методика обучения иностранным языкам в средней школе.
Москва «Просвещение», 1991
2. Стронин М.Ф., Обучающие игры на уроке английского языка.
Москва «Просвещение», 1984
3. www.moluch.ru Мухиддинова С.А., Роль игры в процессе изучения
английского языка в школе
4. www.moluch.ru Бегларян С.Г., Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV международной научной конференции.