Формирование изучения английского языка в начальной школе
Хорава Этери Гергиевна
Уже давно конкретизировано и определено, что наилучшее время для изучения иностранного языка – это второй класс, когда идёт знакомства с родным и иностранным языком. В связи с этим многие учителя столкнулись с рядом проблем, среди них логопедические и фонетические проблемы у детей, неподготовленность родителей к совместной деятельности со своими детьми при изучении иностранного языка. Для многих главная причина состоит в том, что они сами не владеют английским языком и никак не могут помочь своим детям, т.е. они думают, что, им не следует вмешиваться в учебные занятия детей в силу недостаточного образования. Нет нечего ошибочнее такой точки зрения. Контроль за учёбой ребёнка может с успехом осуществляться родителями, независимо от их образования. Им следует по чаще наведываться в школу и в беседе с учителями выяснять, как осваивает их ребёнок новый предмет, спрашивать советы о методике помощи с иностранным языком, делиться своими сомнениями или затруднениями в вопросах воздействия на ребёнка.Дети, как правило, всегда стремятся поделиться своими успехами, хотят услышать оценку своего труда со стороны старших. И поэтому нужно ежедневно, по приходе школьника домой, интересоваться его успехами, просматривать дневник (современными технологиями просматривать дневник родитель может в любое время с помощью «электронного дневника») и тетради, расспрашивать какие новые слова они изучали в школе, что спрашивал учитель, как у него складываются отношения к иностранному языку. Но мы знаем, что одинаково вредно и захваливать ребёнка и придираться к нему или постоянно бранить. Не надо упрекать его если он не смог освоить новую лексику. К ребёнку нужно предъявлять разумную требовательность, отнюдь не допуская попустительства в случаях нерадивого отношения к учёбе. Наоборот, нужно и необходимо подбадривать детей, внушать им уверенность в своих силах, убеждённость в наличии всех возможностей хорошо учиться.
У младших школьников очень часто наблюдается рассеянность, которое и становиться важной причиной их неуспеваемости. Учителю нужно иметь в виду следующее: если у ребёнка обнаруживаются какие-либо затруднения, то надо ему помочь и одновременно указать на необходимость внимательно слушать учителя, когда тот задаёт урок, тщательно записывать задание в дневник, а если что окажется, то попросить у учителя разъяснения. В частности, нужно добываться, чтобы ученик точно знал, что из заданного он должен запомнить наизусть либо уметь рассказывать своими словами, и что он обязан не только усвоить, но и дословно заучить.
Самое трудное для начинающих новые буквы, новые слова, ведь они совсем недавно научились читать на родном языке. Поэтому для учителей иностранного языка важнейшее значение имеет привитие учащимся навыков самостоятельной работы с учебником. Нужно научить детей правильно, наиболее плодотворно пользоваться учебником. Ученику младших классов прежде всего, необходимо приучать как в учебнике распределяется материал по модулям, какое значение имеют заголовки, что каждый модуль включает в себе новую лексику, которую обязательно освоить и запомнить для изучения английского языка. Выполняя задание по грамматике, дети нередко обращают внимание лишь на примеры, а не на сущность изучаемого вопроса. Нужно помочь им разбираться в новый материал, находить главное. Для начала ведь основное с работай с УМК – это сознательность чтения. Необходимо приучить учащихся при чтении учебника нечего не оставлять непонятным, причём- самому разбираться в тексте, пользоваться словарём и лишь в крайнем случае обращаться за разъяснением к родителям или к учителю. Я считаю, что особенно в начальной школе хорошо для учащихся завести специальную тетрадку для словаря незнакомых слов, которые у него вызывают затруднения, приучать их выписывать новые слова. Это полезно и для обогащения словарного запаса ребёнка, и для овладения грамотностью письма.
В младших классах значительное место должны занять специальные задания по чтению, которое не рассчитано многим УМК. Но каждый учитель, который обладает навыками пользования компьютера, может дать детям свои задания, т.е. вполне можно самостоятельно составить и распечатать для учащихся «тренажёр чтения» на те основные буквы и звуки, которые они проходят. Ведь знания тем прочнее запечатлеваются в памяти, чем лучше понята значение изучаемого материала. Обязательно нужно воспитывать в детях стремление запоминать то, что они изучают, и запоминать надолго, на всю жизнь. Для запоминания при заучивании текстов нужны повторения. Специальными исследованиями доказано, что лучшие результаты и значительная экономия времени получаются тогда, когда повторение при запоминании следует не сразу одно за другим, а распределяется во времени, т.е. повторить материал через час-полтора и ещё желательно перед сном.
Решительно должно быть осуждено всякое механическое зазубривание материала и плюс с неправильным произношением. Надо приучать детей с младших классов понять значение каждого английского слова на родном языке, понять, усвоить правило, которое требуется заучить – а уже потом заучивать дословно. По возможности привыкать подобрать свои примеры или факты, составлять устно предложения с помощью того словарного запаса, который он имеет в данный момент.
Естественно, что изучение иностранного языка требует от школьника большой внутренней активности. Обычно принуждение ребёнка к учёбе приносит мало пользы. Если изначально не тренировать память в заучивании английского языка, чем старше он будет становиться, тем все больше станет труднее освоить иностранную лексику и грамматический материал. В итоге ребёнок станет придумывать разные способы, чтобы увильнуть от занятий, не приготовить уроков… Поэтому нужно грамотно формировать навыки чтения, положительное отношение к новому предмету, воспитывать в нём внутренние побуждения к овладению знаниями, стремление хорошо учиться. Это-одна из важнейших задач для учителя иностранного языка и целью должна стоять удержание интереса любопытство детей ко всему новому и неизведанному и всё время развивать дальнейшее повышение мотивации к изучению иностранных языков. Ведь младшие школьники живым интересом воспринимают всё что их окружает и ждут чтобы каждый день раскрывалось перед ним что-то новое. И как раз для развития восприятия велика роль учителя, который приучает детей систематично анализировать воспринимаемые объекты.
Уроки английского языка принесут положительный результат: если подобран простой материал и легко понятно для школьника, в процессе общения участвует весь класс, все дети должны чувствовать свою значимость, иначе они теряют интерес к предмету. Важно отметить, что Интерес к заданиям, особенно к грамматическим заданиям у младших школьников пропадает через 15 максимум 20 минут и для этого необходимо смена видов деятельности. Разумеется, эту задачу успешно можно решать через технологию игровых форм обучения. В.И. Беспалко отмечал: «игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности». Игра служит средством обучения языку, выработки у учащихся речевых навыков и умений. Выделяются следующие формы обучаемых игр: грамматические игры, лексические игры, фонетические игры, орфографические игры, творческие игры…
Таким образом, можно сказать, что технология игровых форм обучения помогают формировать у детей цели и программы собственной самостоятельной деятельности, повышают трудоспособность, помогают в формировании готовности к самообразованию. Хотя, прежде всего, нужно следить как соотносится между собой школьное и внешкольное самообразование, место и характер самообразовательной деятельности; исследовать противоречия процесса формирования готовности к самообразованию – в обучении, внеучебной деятельности, при выполнении домашних заданий. Учитель должен быть вооружён такой методикой, которая не требует от него большой затраты времени и глубокой психологической подготовки и может быть применена в любых условиях работы. Это методика должна себе включать: выяснение необходимых и достаточных признаков, по которым можно судить и протекании у ученика процесса формирования стремления к самообразованию и соответствующих умений; отбор способов наиболее достоверного выявления процесса формирования у учащихся готовности к самообразованию; разработка оценочных критериев для суждения о достигнутом учеником уровне развития качеств личности, характеризующих готовность к самообразованию; определение длительность интервала с новым материалом – чтобы имелась возможность сравнения новых данных с полученными ранее показателями.
Список литературы: Беспалко В.А. «Слагаемые педагогической тезнологии, Педагогика 1989.
Минскин Е.М.»развивающие и познавательные игры мл. школьников. Пособие для учителей. 1982.
Гальскова Н.Д. «Процесс обучения иностранным языкам в начальной школею 1994.
Баранников А.В. «Иностранные языки в школе» 2002.