Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Наглядность как средство формирования грамматических
навыков младших школьников на уроках английского языка

Шулёва Анна Владимировна,
учитель английского языка

ГБОУ СОШ №121 Санкт-Петербурга
По данным исследований последних лет сильно вырос статус иностранных языков в обществе. Знания языков, и прежде всего языков международного значения, таких как английский как правило, даёт возможность личности получить реальные шансы занять в обществе более престижное положение.
Роль любого языка определяется его статусом в обществе и государстве. Английский язык, несомненно, является международным средством общения. Для того чтобы личность достигла высокого статуса в обществе и в государстве педагогу нужно построить крепкий фундамент для достижения данной цели уже на начальном этапе обучения. При обучении английскому языку следует создавать прочную структурную базу для обучения грамматике, так как грамматика подразумевает изучение морфологии и синтаксиса, т. е. является основой английского языка.
В связи с широким внедрением в повседневную и профессиональную жизнь человека новых средств информационных технологий и необходимостью использовать их, в том числе как средство переписки, обмена письменной информацией, необходимо уже на начальном этапе изучения английского языка научить ученика использовать грамматические, фонетические, лексически навыки в коммуникативной форме. Но недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языкового, но и речевого умения. Обучение грамматике особенно на начальном этапе, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников, нужно проводить не только словесно, но и с помощью наглядных материалов, под которыми в данной работе мы понимаем: таблицы, схемы и иллюстративный материал, так как наглядность является основным помощником при овладении сложными правилами английской грамматики. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
По мнению Роговой Г. В. под начальным этапом в младших классах школы понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основу коммуникативной компетенции, необходимую и достаточную для её дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. По завершении этого этапа учащиеся должны воспринимать англо-язычную речь и выражать свои мысли как устно, так и письменно [4,5]. В пределах первоначальных навыков начальный этап важен ещё и тем как идёт обучение и от этого этапа зависит успех овладения предметом на последующих этапах. Также на этом этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения английскому языку, что с первых шагов позволяет войти в эту сферу и воспитать в учениках интерес к предмету. Учебно-воспитательный процесс осуществляет в соответствии с основными положениями. Начальный этап должен построится на соотношении языкового материала с его объёмом и последовательностью формирования и развития устной и письменной речи. Учителем должна быть поставлена чёткая цель обучения языку и конечный результат.
Процесс обучения должен обязательно организован практикой в употреблении усваиваемого материала в устной и письменной формах общения в тех условиях, которыми располагают общеобразовательные учреждения.
Учащиеся должны овладевать изучаемым языком как средством общения, уметь им пользоваться в устной и письменной формах. Устная форма – аудирование т. е. восприятие на слух и говорение – выражение своих мыслей. Письменная форма предполагает овладение графической речью т. е. чтение и письмо-грамматика.
В условиях обучения английскому языку в общеобразовательном учреждении, на начальном этапе, должны быть заложены прочные основы грамматике, говорение, аудирование. Нужно направить усилия обучающих и обучающихся на то, чтобы отобранный материал был действительно введён в память учащихся, освоен активно и сохранялся бы там, чтобы учащихся могли пользоваться им всякий раз, когда возникает в этом необходимость.
Методика обучения английскому языку постоянно совершенствуется, появляется новые учебные пособия, новая техника, новые средства. Обучение английскому языку позволяет осуществлять эстетическое воспитание. Учитель воспитывает вкусы учащихся использованием аккуратно сделанных, красиво оформленных наглядных пособий, предметов, картинок, игрушек в учебном процессе. Эстетическое воспитание призван осуществлять кабинет английского языка, его оформление.
Изучение английского языка активизирует работу слухового, зрительного, речедвигательного, моторного анализаторов и вносит большой вклад в развитие памяти, воображения, представлений, а также может развивать логическое мышление учащегося.
Принцип обучения английского языка
В основу обучения любому предмету в школе, в том числе и английскому языку, лежат дидактические принципы, впервые сформулированные чешским педагогом Яном Амосом Коменским в книге ''Великая дидактика''. Также большой вклад в педагогику и в разработку принципа обучения внёс К. Д. Ушинский. Он выделяет несколько следующие принципов один из них –наглядность.
Этот принцип вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения материала учащимися. Поскольку учащиеся изучают иностранный язык в искусственных условиях, то наглядность должна использоваться широко в виде схемы, таблицы и иллюстрации.
Наглядность. Термин используется в двух значениях: а) как опора в процессе обучения на дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися, б) как использование на занятиях специальных средств обучении опирающихся на принцип наглядности (аудиовизуальные средства обучения, техническими средствами обучения). Применительно к
обучению языку наглядность определяется как специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснениями, усвоения и использования в речевой деятельности. Принято выделять наглядность языковую (словесно-речевую) и неязыковую (предметно-изобразительную). Языковая наглядность подразумевает деятельность, связанную с демонстрацией явлений самого языка, восприятие и воспроизведение которого носит наглядно–чувствительный характер [2.168]. Наглядности в обучении английскому языку очень важна для более успешного овладения учениками иностранной речью учителю необходимо создать на уроке обстановку, максимально приближённую к реальной коммуникации. В условиях школы добиться этого очень сложно. При помощи наглядности учитель моделирует фрагменты объективной действительности для достижения учебных задач.
Наглядность используется больше всего в начальной школе. Это объясняется психологическими особенностями младших школьников, для которых применение наглядности при организации учебного процесса имеет исключительно важное значение. Использование наглядного материала служит для того чтобы у учащихся создать яркий и запоминающийся образ предмета, а также для того чтобы ученик вспомнил без особого труда выделенную информацию.
Большие перспективы для применения наглядности при обучении иностранной речи открывает существование неречевого мышления, о котором упоминали многие психологи. Например, Л. С. Выготский писал, что слияние мышления и речи есть частичное явление, имеющее место и значение только в приложении к области речевого мышления, в то время, как другие области неречевого мышления остаются только под отдалённым, не непосредственным влиянием этого слияния и прямо не стоят с ним ни в какой причинной связи. [3.3]. При наличии не речевого мышления ученику даётся возможность осмысливать предметы и их соотношение, не используя родной язык и оставляя речевого механизма для иностранного языка.
При использовании наглядности у учащегося появляется интерес к изучению английского языка. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных предметов, на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов. Благодаря наглядности создаются условия для чувственного восприятия материала, лучшего его понимания и активного использования учащимися. Наглядные пособия имеют различное значение. В одних случаях они носят иллюстративный характер.
Иллюстрация – визуальное средство обучения, компонент содержания учебника или урока, средство наглядности (рисунки, фотографии), поясняющее и дополняющее какой-либо текст или используемое для презентации или семантизации языкового материала. [2.88].
Таблица- это вид учебных наглядных пособий, подразделяется на демонстрационные (настенные или в учебниках) и составляемые преподавателями или учащимися в процессе учебной деятельности. Таблица обычно имеют шрифтовые и цветные выделения, содержат рисунки, используются при изучении нового материала и его закрепление, служат ориентированной основой действий обучающихся. [2.62]. В настоящее время в школах используется следующие таблицы: лексические таблицы по развитию речи на уроках английского языка; таблицы по грамматике английского языка.
Таблицы по грамматике выполняет следующие дидактические функции: служат своеобразной опорой для применения правил; способствует выработке навыков употребления конкретного грамматического явления в речи; способствует обобщению и систематизации изучаемого материала. В таблице подчёркивается особенности правила, а также выделяется те места, где чаще всего ученики допускают ошибки. Таблицы по грамматике английского языка иллюстрируют наиболее характерные случаи употребления грамматических явлений в речи. Работа с таблицей по грамматике предшествует устная отработка образца без опоры на печатный текст. В сравнении с таблицей схема отличается большим лаконизмом, в ней широко используются символы и приёмы сокращённого письма.
Схема-преимущественно графическое и более обобщенное её отображение. Схема позволяет акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят учащихся к осмыслению закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, требуют от учащихся определённой мыслительной активности, развивают абстрактное  мышление [3,100].
Введение в обучение наглядного материала должно учитывать, по крайней мере, два психологических момента:
-какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в усвоении;
-в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.
Избыток наглядности и особенно построение её без учёта механизмов её восприятия детьми может не облегчить, а затруднить учебный процесс.
Планируя урок, учитель может выбирать то или иное средство обучения,
имеющее сходные дидактические функции, учитывая возрастные особенности учащихся.
Наглядность строится на конкретных образов, специальных средствах обучения. Это очень важно в начальной школе, как иллюстративный материал,  так и таблицы служат опорой для понимания и усвоения грамматики и применение правил. А схема даёт краткое обобщение закономерностей данного материала. Они служат для владения устной речи для построения самостоятельных высказываний.
Таким образом, в методике обучения английского языка важную роль играют принципы. Принципы обучения строятся на теоретическом т. е. помогающем проникать в суть материала и практическом  к проведению обучения английскому языку. Методика обучение иностранным языкам имеет собственные закономерности и допускает как разделение, так и комбинирование общедидактического и методических планов.
Общедидактические принципы включают в себя: принцип сознательности, активности, наглядности, доступности и посильности и индивидуальный подход.
Список литературы:
  1. Прокофьева В. П. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при устном иноязычном общении // Иностранный язык в школе, 1986, №4.
  2. Щукин А. Н. Словарь методических терминов -  СПб, 1999.
  3. Работа с картинками на уроке иностранного языка / Под ред. Ф.Ш. Мустафина, Уфа, 2000.
  4. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку – М.: Просвещение, 2000
  5. Гуревич В.В. Теоретическая грамматика английского языка, М.: Просвещение, 2001.
  6. Баранов С. П. Педагогика – М.: Просвещение, 1987.
  7. Зимняя.И.А. Психология  обучения иностранному языку в школе - М.:Просвещение, 1991.
v

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»