Обучение Грамоте
Анализ и синтез – основа звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте
Бессуднова Ольга Нарцызовна
Анализ звуковых образов слов, выделяемых из живой речи, является основой обучения грамоте. Он заключается в разложении предложения на слова, слов на слоги, слогов на звуки.Основной задачей обучения грамоте является развитие у детей фонематического слуха, то есть умение различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, слитные и простые согласные, основные и йотированные гласные). Учителю надо выбрать у детей умение производить анализ слова, то есть разлагать его на слоги, а слоги на звуки перед тем, как составлять слово из букв разрезной азбуки, читать и записывать.
Разрезная азбука должна быть у каждого ученика. Она является необходимым пособием при обучении грамоте. Составление детьми слов из букв разрезной азбуки на первых порах заменяет более трудную запись слов. Для того чтобы ученик составил слово или записал его, он должен уметь выделить все звуки из произнесённого слова. Заставляя учащихся работать с разрезной азбукой, мы одновременно учим их и писать. И читать.
При работе с разрезной азбукой и после неё дети упражняются в чтении (синтез). Они читают по слогам слова, составленные ими или учителем из разрезной азбуки, читают столбики разделённых на слоги слов на классном наборном полотне и лишь после этого переходят к чтению страницы букваря.
Упражняясь в письме, учащиеся пишут элементы новой буквы, новую букву, слова с новой буквой и предложения. Письму слов и предложений должен предшествовать их анализ: разложение предложения на слова, слов на слоги, а слоги на звуки. Звуковой анализ новых более трудных слов необходим и в дальнейшем (только об йотированных гласных не говорится как о звуках). Слоговое проговаривание записываемых слов про себя должно стать привычным детям.
Следовательно, метод обучения грамоте называется аналитико-синтетическим потому, что оба процесса – и анализ, и синтез – органически сочетаются друг с другом. Когда мы читаем, мы не только работаем над синтезом, то есть над слитным произнесением в слогах и плавным чтением слов по слогам, но отчасти и над анализом, воспринимая отдельные элементы печатного слова.
Применение различных приёмов аналитико-синтетической работы необходимо не только для обучения детей технике чтения и графике письма, но и в меньшей мере и для развития их мышления и речи, а также, начиная с первого этапа букварного периода, и для последовательного ознакомления учащихся с элементами грамматики и орфографии.
Мы подробно останавливаемся на значении упражнений аналитического и синтетического характера, чтобы выправить ошибки в построении уроков грамоты. Первой задачей обучения грамоте является выработка и совершенствование у детей умения производить слоговой и звуковой анализ слов, определять твёрдость и мягкость звуков в словах. Изучая отдельные звуки. Дети знакомятся с буквами, и их обозначениями, как в печатном, так и письменном начертании. С этой первой задачей органически связана вторая: научить детей слитно, за один приём, читать слоги в две. А потом и в три-четыре буквы и слова по слогам.
Упражняя учащихся в чтении новых слов без должной подготовки по выделению новых звуков и новых слогов, без работы над ними с разрезной азбукой, учителя толкают детей не на слитное чтение слога, а на побуквенное чтение слога и слова.
Неподготовленный ученик при чтении перебирает названия букв, что мешает выработке умения слитно читать слог. Последствием такого неправильного приёма чтения будет большое количество ошибок в чтении и письме.
Что нужно знать учителю о звуках русской речи. Звуки русской речи делятся на гласные и согласные. Согласно учению о звуках речи в русском языке имеется сорок два основных звука, то есть таких звуков, при помощи которых мы различаем значение слов. Из этих сорока двух основных звуков шесть звуков гласных (а, у, ы, о, и, э) и тридцать шесть согласных.
Если мы возьмём такие слова, как осы и усы, жар и шар, то увидим, что первые звуки этих пар слов различны. Эти звуки позволяют нам различать по значению слова осы и усы, жар и шар. Значение слов уголь и угол мы различаем по последним звукам.
Совершенно ясно, что основные звуки – это опорные звуки нашей речи. Их-то и нужно практически изучать детям, обучающимся грамоте.
Буквы я, ё, ю, е, при письме выступают в двух значениях: в начале слов и после гласных они обозначают йотированные гласные, то есть два звука: йа. (я), йу. (ю), йо (ё), йэ (е); после мягких согласных они обозначают основные гласные а, у, о, э и показывают, что согласная буква перед ними обозначает мягкий звук: мя - это всё равно что мь + а,
лю - ль+у, лё - ль+о, ле - ль+э.
Изучение букв я, ю, ё, е откладывается на конец периода обучения грамоте; они легче усваиваются детьми после того, как будет пройдена буква и (и краткое) и дети получат понятие о мягкости согласных и о способе их обозначения буквами и и ь; тогда значение букв я, ю, ё, е будет для учащихся более понятным при этом о звуках, обозначаемых йотированными гласными буквами, детям не сообщается, но им даётся указание кратко произносить названия этих букв, а согласные перед ними читать мягко:
а, у, о, о, ы, э
я, ю, ё, и, у
Первые четыре гласные буква верхнего ряда ставятся после твёрдых согласных, а гласные буквы нижнего ряда – после мягких согласных.
Ещё более трудными для изучения йотированные гласные в словах типа семья, объём. При произношении таких слов согласный и следующий за ним звук не сливаются. На это указывает разделительный знак (Ъ или Ь)
Обычно считают, что в русском языке двадцать согласных звуков. На самом деле это не совсем так: наука о языке считает, что мягкие согласные являются особыми самостоятельными звуками, только обозначаются они теми же буквами, что и твёрдые, и следующими за ними гласными и, е, ё, я, ю или мягким знаком. Это нужно обязательно принимать в расчёт при обучении грамоте и на выделении и практическим изучением мягких согласных звуков следует особо останавливаться; нужно выделять мягкие согласные из начала, середины и конца слов, составлять их с твёрдыми согласными, придумывать с ними слова и прочее… Это облегчает чтение слогов с мягкими согласными.
Таким образом, учитель должен знать, что основных согласных звуков в русском языке больше, чем согласных букв, а основных гласных звуков наоборот меньше, чем гласных букв, и помнить, что на двух первых этапах букварного периода мы изучаем в первую очередь звуки, а не буквы.
А.В. Кеменова, Н.В. Архангельская.
Обучение грамоте. Пособие для учителя. Изд. 3-е. М., «Просвещение»