Использование ЭОР на уроках иностранного языка на разных этапах обучения школьников
Откидач Ольга Игоревн
ВведениеВ настоящее время электронные образовательные ресурсы (ЭОР) все больше становятся доступными для использования их в процессе обучения разным предметам. Для этого используются различные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
В данной статье будет дано определение понятию ЭОР, рассмотрены различные способы использования ИКТ в учебном процессе при обучении английскому языку с учетом различных способов деятельности учащихся, приведены соответствующие примеры-иллюстрации, рассмотрены особенности дистанционной формы обучения, а также классификация ЭОР.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в учебной деятельности образовательного учреждения
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это наиболее общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – частный случай ЭОР, образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий. Разница в терминах представляется принципиальной, поскольку цифровые технологии – всего лишь способ об- работки и записи информации. До цифровой системы записи существовала аналоговая, в настоящее время активно разрабатываются другие системы (квантовые, лазерные и др.). Поэтому электронные образовательные ресурсы – название более общее, характеризующее целую область технологии, а не ее часть.
Чаще всего электронные пособия рассматривают лишь как альтернативный носитель информации, удобство которого лишь в увеличении объема хранимых данных. Однако подобный подход абсолютно не реализует возможности современных информационных технологий, не учитывает их специфические функции. Напомним, что среди перспективных достижений средств обучения, реализуемых при помощи СНИТ (средства новых информационных технологий), не только предъявление огромных объемов информации на одном носителе, но и возможность изменять вид и структуру мате- риала, выбор самостоятельной траектории изучения темы, интерактивность как возможность «диалоговых» режимов взаимодействия с информацией.
Революция в технологии записи, воспроизведения, возможностей использования информации далеко не всегда ведет к кардинальным изменениям характера учебного процесса. Для этого нужны изменения в самой структуре знаний, умений, навыков работы с информацией в образовании, изменение требований к выпускникам, иная структура стандартов образования, реальная интеграция предметных областей. Иными словами, для революции в образовании, прежде всего, необходим переход от школы знаний к школе умений.
Роль средств обучения в учебном процессе меняется в зависимости от возможностей, предоставляемых данными средствами. Традиционно обучение строится на взаимодействии учителя и учащегося, обучающего и обучающегося. Педагогика и методика образования накопили значительный багаж форм и методов обучения (способов передачи знаний). Задача учителя – найти такие средства обучения, которые обеспечат оптимальные формы передачи знаний, формирования компетенций с учетом возрастных и психологических особенностей и возможностей каждого учащегося. Появление таких средств обучения, где заложены широкие возможности использования новых технологий (мультимедиа), приводит к расширению потенциала процесса образования в целом. Расширяется диапазон при- 2 мнения средств обучения, что диктует многообразие методических приемов учителя и эффективное формирование универсальных учебных действий. Развитие средств обучения в современной школе определяется общим развитием информационных технологий.
Т Появление компьютерной техники, интерактивных средств обучения, новейших средств воспроизведения с цифровых носителей, развитие сети Интернет, в том числе наличие прямого доступа к Интернет в образовательных учреждениях, сильно изменило и требования к разработке современных средств обучения. В частности, подключение общеобразовательных учреждений к сети Интернет в 2006–2007 гг. в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» потребовало ускорить пополнение образовательных Интернет-ресурсов и актуализировать весь арсенал средств обучения.
Типы ЭОР.
Характеризуя современную систему средств обучения, отметим возникновение новых компонентов, связанных с развитием информационных технологий. Это электронные образовательные ресурсы (комплексы) так называемой модульной архитектуры – система взаимосвязанных модулей-уроков по разным предметам, объединяемая единым информационно- программным обеспечением (мульмедиа плеер – «проигрыватель ресурсов»). Коллекции ЦОР – цифровых образовательных ресурсов – представлены к настоящему времени на различных сайтах. Коллекция Федерального центра информационно-образовательных ресурсов ФЦИОР: http://fcior.edu.ru/ В коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) представлены локальные разработки циклов занятий практически по всем предметам. Сайт ФЦИОР предоставляет доступ к перечню (каталогу) электронных образовательных ресурсов различного типа, объединяемых за счет использования единой информационной модели мета- данных, основанной на стандарте LOM. Поддержка данной коллекции ЭОР направлена на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. На сайте представлены: · по основному общему образованию – 10 040 ЭОР, · по среднему (полному) общему образованию – 5 938 ЭОР. Представленные на сайте ФЦИОР средства обучения делятся на сле- дующие типы: · электронные учебные модули открытых мультимедиасистем; · электронные учебные модули виртуальных коллективных сред; · ЭОР на локальных носителях; · сетевые текстографические ЭОР; · ЭОР на базе динамических электронных технологий. 3 Статистика скачиваний и просмотров образовательных ресурсов пока- зывает стабильный рост интереса к коллекции и убедительную динамику внедрения инновационных средств обучения в образовательный процесс. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru. В последнее время получили также распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Целью создания электронных образовательных ресурсов модульной архитектуры по различным предметам было обеспечение наиболее эффективной реализации образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего и среднего профессионального образования. Однако коллекция решала поставленную цель лишь частично. Основными проблемами, не позволившими создать систему средств обучения, стали: несогласованность учебных программ, фрагментарность разработанных ЭОР, несоответствие отдельных модулей требованиям дидактики и педагогической эргономики. Электронные учебные модули были созданы по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить спе- циальный программный продукт – ОМС-плеер.
При разработке данных ЭОР решались следующие предметные задачи:
1) воспитание гражданственности и национальной идентичности на материале данного учебного предмета;
2) развитие общеучебных и предметных умений и навыков, способности определять собственную позицию по отношению к реальности, осмысленно формулировать собственные суждения и самостоятельно делать выводы;
3) формирование целостного представления о сущности, характерных чертах и особенностях области предметного изучения;
4) овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа предметной информации;
5) формирование способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки явлений и событий, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Помимо перечисленных общепредметных задач, электронные образовательные ресурсы (модули) позволяли решить следующие задачи, связанные с повышением эффективности образовательного процесса:
1) способствовать решению проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся посредством включения их в эмоционально- насыщенную познавательную деятельность, организуемую на базе мульти- медиатехнологий;
2) дать возможность изучать материал по индивидуальным образовательным траекториям, с учетом личных склонностей и уровня интеллектуального развития обучающихся;
3) в значительной мере решить проблему обеспечения наглядности в преподавании конкретного учебного предмета;
4) дать школьникам возможность самостоятельного определения уровня своей предметной подготовки;
5) открыть новые возможности для использования проверки знаний, мониторинга образовательных процессов, реализации дистанционных форм обучения.
Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам
В последнее время использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка, и английского в том числе, становится все более распространенным. Использование ИК-технологий позволяет сделать процесс обучения иностранному языку (ИЯ):
- более-личностно-ориентированным: за счет создания индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа обучения: например, при помощи учителя или самостоятельно учащиеся могут выстраивать план своей подготовки к ЕГЭ, используя различные языковые и речевые тренажеры;
- по-настоящему интерактивным: у учащихся появляется возможность получать моментальный ответ/реакцию на каждое свое учебное действие, чего не в состоянии обеспечить учитель в классе и тем более при занятиях учащегося дома;
- менее рутинным и более разнообразным: качественное формирование речевых и языковых умений и навыков невозможно без многократного употребления языковых единиц в речи, поэтому учащийся должен неоднократно повторять свои действия в рамках тренировочных заданий. Использование ИКТ позволяет сделать эту отработку менее рутинной и более разнообразной;
- коммуникативным: использование языковых роботов, а также общение на иностранном языке в учебных чатах и блогах симулирует ситуацию общения - письменную и устную;
- основанным на использовании аутентичных языковых материалов: учащиеся приобретают практически неограниченный доступ к аутентичным иноязычным ресурсам, в том числе аудио и видео, размещенным в Интернете. Они могут использовать эти материалы при самостоятельной работе, дистанционном обучении, подготовке проектов и т.д.;
- менее ориентированным на учителя и более автономным с точки зрения учащегося: учащиеся участвуют в языковых онлайн-сообществах и выполняют задания по сети в группах и парах, что способствует развитию у них не только речевых навыков, но и навыков учебного сотрудничества и общеучебных умений.
Примеры использования информационных технологий на уроках английского языка
В процессе обучения иностранным языкам, и английскому языку (АЯ) в частности, в классной работе могут использоваться мультимедийные установки (компьютер, видеопроектор, экран или телевизор) и интерактивные доски. Кроме того, уроки по АЯ могут проходить в компьютерном классе или лаборатории, где каждый учащийся имеет доступ к персональному компьютеру. Домашние компьютеры и компьютеры в учительской или школьной библиотеке могут использоваться учителями и учащимися для подготовки к урокам или для дистанционного обучения. Ниже приводятся примеры использования ЭОР (ЦОР) с учетом различных типов деятельности учащихся.
Использование компьютера при подготовке к уроку
Учитель может использовать компьютер дома или в учительской при подготовке к уроку. Учитель АЯ может отбирать подходящие ему для урока электронные образовательные ресурсы (например, с сайта ФЦИОР), а также искать аутентичные языковые ресурсы в сети Интернет и делать собственные методические разработки на их основе. Учитель также может готовить компьютерные презентации нового языкового материала, используя, например, программу Power Point, MIMIO studio, или Screen Media.
Экран или интерактивная доска
Использование экрана/телевизора, подключенного к компьютеру учителя в классе, или интерактивной доски заменяет все традиционные технические средства обучения ИЯ. Так, с их помощью учитель может предъявлять новый языковой материал в цифровом виде, устраивать просмотры видеоматериалов и прослушивание аудиозаписи. Данные приспособления имеют также большие преимущества перед обычной классной доской. Они позволяют выходить в Интернет, например, чтобы обратиться к онлайн-словарю или справочно-поисковым системам; учебный материал, представленный в электронном виде, как правило, более нагляден и интересен для учащихся, что способствует росту их мотивации.
Например, ресурс , прилагающийся к учебнику “ROUND UP Starter” имеет интерактивные упражнения на отработку грамматического материала, лексического. Позволяет детям освоить начальные навыки аудирования. Данный ресурс помогает детям в игровой форме разобраться в наиболее трудных моментах обучения английского языка.
Например, вот таким вот образом выглядит упражнение на отработку указательных местоимений this-that, these/those. Данное упражнение нацелено на освоение навыка аудирования. Ребенок,нажав на кнопку на экране может прослушать звуковую дорожку к каждом у из примеров и выбрать правильный вариант ответа.
При полностью выполненном задании, ученик имеет также возможность самостоятельно проверить количество правильных ответов. Такого рода задания помогают школьникам в непринужденной обстановки охватить не только грамматический материал, но еще и научиться воспринимать иностранную речь на слух.
Ресурс по теме Досуг молодежи в Великобритании" (Aston Villa-Healthy Eating) позволяет не только продемонстрировать видеофильм, но и одновременно вывести на экран его скрипт, который может служить дополнительной поддержкой для учащихся при просмотре.
Ресурс British Council по изучению английского языка предлагает большое количество заданий по непринужденному освоению иноязычной речи. Так, например, в разделе SKILLS (навыки) можно выбрать упражнения на закрепление следующих видов навыков: чтение, говорение, письмо.
Рассмотрим конкретный пример:
В разделе Watching ( обучающий просмотр образовательных роликов на различные темы) выбираем тему E-mail lesson. После просмотра ролика ученикам предлагается выполнение определенных заданий.В данном случае : 1) просмотреть видео, 2) заполнить пропуски в упражнении после ролика 3) пройти тест , на закрепление полученной информации.
Экран или интерактивная доска могут также использоваться учащимися для презентации своих проектных работ.
Кроме того, они могут применяться при отработке того или иного языкового материала в упражнениях: например, учащийся при помощи пульта, мыши или клавиатуры(клавиатура может быть также интерактивной) выбирает вариант ответа, остальные учащиеся соглашаются или не соглашаются с ним, и затем на экране всплывает правильный ответ.
Приведем пример использования интерактивной доски и упражнения на отработку грамматического материала. Один ученик выходит к доске и выполняет задание, используя интерактивную клавиатуру (это возможно при установленном приложении SCREEN MEDIA). Остальные учащиеся выполняют тоже задания, сравнивая свои ответы с ответами ученика, вышедшего к интерактивной доске.
Используемый в данном примере ресурс «English.Грамматика. Сборник упражнений» Ю. Голицынский
Несколько компьютеров в классе
Если урок АЯ проходит в классе, оснащенном несколькими компьютерами, то это преимущество также может быть использовано в процессе обучения. Такие классы прекрасно подходят для проектной и любой другой работы, предполагающей учебное сотрудничество и деление учащихся на группы. Внутри группы учащиеся распределяют функции: кто-то ищет информацию в Интернете, кто-то разрабатывает формат презентации и оформляет результаты проекта. Таким образом снимается типичная проблема уроков по проектной методике, при которой часть работы, в частности сбор информации и техническое оформление презентации, фактически переносится на дом.
В старших классах несколько учащихся, сидящих за одним компьютером, могут также заниматься совместным языковым анализом и выработкой тактики подготовки к ЕГЭ (например, ресурс Тренажер для подготовки к ЕГЭ по английскому языку).
Рис. 2
Компьютерный класс или персональный компьютер у каждого ученика
Данный формат урока предоставляет учащимся большие возможности для самостоятельной работы, работы по локальной сети, общению по-английски в чате с одноклассниками и учителем и т.д. В рамках такого урока учащиеся могут выполнять различные тесты (например, диагностические), результаты которых могут быть обсуждены с учителем в классе и затем доработаны дома (например, ресурс Тренажер для подготовки к ЕГЭ по английскому языку).
Рис. 3
Ресурс Е 2.1.3 Урок по теме Экотуризм (Ecotourism) позволяет учащимся в индивидуальном режиме ознакомиться с текстом статьи на указанную тему, самостоятельно отработать различные стратегии чтения и работы с лексикой и затем написать короткое личное письмо-открытку другу с рассказом о своей туристической поездке. Учащиеся обмениваются друг с другом письмами по сети или электронной почте. В конце урока учитель может устроить их обсуждение в классе.
Отметим, что для подобной формы работы учащимся потребуются наушники, которые позволят каждому учащемуся прослушивать аудиотекст или просматривать видеоролик в индивидуальном режиме (с паузами, перемотками и т.д.) столько раз, сколько ему будет необходимо.
Рис. 4
Дистанционное обучение
Использование ИКТ является ключевым для современных форм дистанционного обучения. Фактически, учащийся может дистанционно обучаться, находясь в любом месте, где есть компьютер, подключенный к сети Интернет: дома, в классе, библиотеке и т.д. Остановимся подробнее на этой перспективной форме обучения.
Существует немало определений дистанционной формы обучения, которые сводятся в основном к следующему:
Дистанционное обучение (ДО) представляет собой такую форму организации учебного процесса, при которой происходит интерактивное взаимодействие удаленных участников образовательного процесса (учащихся и учителя) через открытые каналы доступа (например, Интернет). При дистанционной форме обучения большую роль играет самостоятельная работа учащихся, что выдвигает определенные требования к используемым методическим и учебным материалам.
Дистанционное обучение строится вокруг учебной программы, учебника (печатного или электронного), поурочных методических рекомендаций и инструкций учителя. Как и «традиционный» урок, дистанционный может включать этапы презентации нового языкового материала, отработку речевых умений и языковых навыков, продуктивного использования изучаемых языковых единиц в речи (устной и письменной), контроля сформированности навыков. В рамках дистанционного урока особое место уделяется развитию у учащихся общеучебных умений и навыков, навыков самооценивания и ученической рефлексии, т.к. бóльшая часть учебного материала осваивается учащимися самостоятельно в автономном режиме. Как и при обычной форме обучения, указанные элементы не всегда присутствуют в каждом уроке. Одни уроки могут быть нацелены на формирование речевых навыков (аудирования, чтения, говорения, письма), другие могут строиться вокруг введения нового языкового материала (грамматического или лексического) или отработки уже известного материала и т.д. Не все уроки заканчиваются тестами или другими видами итогового и промежуточного контроля.
При разработке дистанционных уроков особое внимание должно уделяться написанию инструкций для учащихся, их методической точности и ясности для учащихся. Кроме того, учащимся должны быть явно сообщены цели и задачи урока, а также требования к выполнению заданий и критерии, по которым потом будут оцениваться результаты их работы.
ДО представляет собой достаточно гибкую систему обучения, позволяющую обучаться практически в любое время суток в течение семи дней в неделю при наличии компьютера, подключенного к сети Интернет. Это делает ДО актуальным для современного российского образовательного контекста, поскольку способствует решению некоторых острых проблем. Так, при помощи ДО может быть решена проблема нехватки учителей иностранных языков (и английского в частности), особенно в удаленных районах, в сельской местности. Трудно переоценить роль ДО при обучении детей-инвалидов и детей со специальными образовательными потребностями, детей, пропускающих уроки по болезни, проходящих обучение в экстернате и т.д. ДО может также использоваться при организации спецкурсов по различным предметам, курсов по подготовке к ЕГЭ и т.д.
Электронные образовательные ресурсы из коллекции по английскому языку для 9 класса
Представленные в настоящий момент на федеральных порталах Единой коллекции образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru/) коллекции электронных (цифровых) образовательных ресурсов предлагают примеры различных типов ЭОР (ЦОР) и могут быть использованы в учебном процессе.
Некоторые из этих материалов были включены в состав материалов для 9 класса. Но поскольку коллекции на федеральных сайтах находятся пока в стадии формирования и размещенных на них материалов не вполне достаточно для создания полноценной коллекции ЭОР для 9 класса, нами были привлечены материалы сайта Британского Совета LearnEnglish Central. Британский Совет является общепризнанным экспертом в области обучения английскому языку; размещенные на его сайте материалы, созданные профессиональными преподавателями и носителями языка из Великобритании, представляют собой образцы современного живого языка и современных подходов к обучению АЯ.
Ресурсы, вошедшие в коллекцию ЭОР для 9 класса, соответствуют требованиям федерального компонента стандарта по АЯ и примерным учебным программам. Однако они не являются электронной версией какого-либо федерального УМК для 9 класса, поэтому они могут быть использованы в учебном процессе в качестве дополнительного материала в рамках уроков с использованием всех традиционных бумажных УМК из федерального перечня. Учитель также может взять эти ЭОР за основу и целиком построить свой урок по какой-либо теме учебной программы.
Отметим также, что многие издательства уже начали разработку ИКТ-компонентов к своим линейкам учебников, поэтому их появление -дело ближайшего будущего, что станет большим подспорьем при обучении АЯ как в режиме занятий в классе, так и при дистанционном обучении.
Отобранные электронные ресурсы отражают принцип разноуровневости, что позволяет осуществлятьиндивидуализированный подход к обучению. Различная длина текстов для аудирования и чтения и уровень сложности заданий позволяют подбирать ЭОР, наиболее подходящие под нужды конкретных учащихся.
Список коллекции ЭОР для 9 класса организована следующим образом. Все ресурсы распределены вокруг тем стандарта и примерной учебной программы. Обращаем ваше внимание, что данные документы формулируют требования ко всему этапу 8-9 классов, а конкретное распределение учебных тем между этими классами остается на усмотрение авторов конкретных УМК. Как мы уже говорили, наша коллекция не привязана ни к какому конкретному учебнику, поэтому в ней можно найти ресурсы по всем темам, предлагаемым к изучению в 8-9 классах, без четкого деления на 8 и 9 классы.
В силу интегративного характера обучения АЯ разнесение ЭОР по пунктам стандарта/программы является достаточно условным, т.к. ресурсы являются многоцелевыми и могут одновременно использоваться при отработке лексических и грамматических навыков в рамках той или иной темы, формированию умений речевой деятельности учащихся и т.д. При вашей работе по отбору ЭОР по предложенной теме рекомендуем вам ориентироваться на графу Примечание в Списке коллекции ЭОР для 9 класса, где кратко описывается возможное назначение данного ЭОР.
На данном этапе коллекция ЭОР для 9 класса не содержит специально разработанных тестов, но многие цифровые ресурсы включают задания, которые можно использовать в качестве тестовых, т.к. они имеют режим самоконтроля и интерактивности (автоматической проверки). Отметим, что достаточно большое количество тестов имеется в Списке коллекции ЦОР для 10-11 классов. Тесты из данной коллекции, в первую очередь, ориентированы на формат ЕГЭ.
Отметим, что электронные ресурсы из данной коллекции могут использоваться как в классе, компьютерной лаборатории, при самостоятельной работе учащихся дома и т.д., так и в дистанционном обучении.
Классификация электронных образовательных ресурсов
В рамках как урока в классе, так и дистанционного урока на этапе презентации нового материала могут использоваться различные типы электронных образовательных ресурсов: анимации и иллюстрации, интерактивные таблицы и правила, учебные тексты и т.д. На этапе отработки и практического использования введенных языковых единиц могут применяться интерактивные задания, снабженные системой автоматической проверки. Этап контроля осуществляется обычно при помощи тестов, в роли которых могут выступать и интерактивные задания.
Рассмотрим основные типы ЭОР.
Демонстрационные материалы
Демонстрационные материалы включают такие ресурсы, как: иллюстрации, рисунки, фотографии, плакаты, презентации, схемы с текстовым сопровождением или просто текст. Эти материалы по сути являются современным воплощением традиционных средств обучения таких, как: видеофильмы, плакаты, постеры с таблицами и другой наглядный материал, который мог размещен на доске или стенах в классе.
Как правило, демонстрационные материалы представляют собой статичную картинку или последовательность таких картинок (например, презентация в Power Point).
К демонстрационным материалам относятся также анимации, или видеоролики.
Анимации как правило представляют собой анимированные рисунки, выполненные во flash-технологии. Сюда же относятся видеофрагменты - результаты реальной видеосъемки.
Рис.5
Рис. 6
Основная функция таких учебных материалов - наглядно-иллюстративная, они используются, как правило, на этапе презентации нового материала. Хотя использование анимации возможно также при интерактивных заданиях, когда, например, при правильном ответе учащегося на экране "оживает" статичная до тех пор картинка.
Интерактивные таблицы, правила и учебные тексты
Под интерактивными ресурсами (таблицами, правилами и учебными текстами) понимаются учебные материалы, которые обеспечивают автоматическую обратную связь с учащимися. Они не только несут демонстрационную функцию, но и служат опорой для анализа языкового и речевого материала, стимулируют устные и письменные высказывания учащихся по изучаемой теме.
Интерактивные таблицы и правила используются как на этапе объяснения, так и на этапах закрепления и повторения нового материала.
Рис. 7
Интерактивный учебный текст представляет собой текст (или ряд последовательно сменяемых текстов) с заданием и/или комментарием, интерактивным рисунком, схемой, рисунком-анимацией (см. рисунок 4 выше).
В интерактивных текстах при выполнении учащимся определенных действий может, например, анимироваться рисунок или выделиться фрагмент текста, объясняющего то или иное грамматическое явление. Текст объяснений может сопровождаться аудиоверсией. При нажатии на экране на различные слова инструкций и языковых примеров воспроизводится их аудиозапись, что очень важно для формирования правильных произносительных навыков учащихся.
Рис.8
Учебные словари
К данному типу материалов относятся, например, учебные словари английского языка. Словари структурированы, имеют меню, по гиперссылкам от позиций которого можно выйти в нужный раздел. Словарные единицы в ряде словарей интерактивны: при их активизации можно вызвать озвучание слова или дополнительную учебную информацию. Большое распространение получают толковые и двуязычные словари иностранных языков, размещенные в Интернете. Их можно использовать онлайн, например, на сайте Британского Совета LearnEnglish Central можно получить словарную статью из Cambridge Dictionary Online, впечатав слово в специальное окно Look it up!. Такие словари делают более удобной работу по чтению и переводу текста, поиску значения незнакомых слов.
Рис. 9
Электронные задания
Электронные задания ориентированы на индивидуальную самостоятельную работу учащихся, в связи с чем они снабжены функцией помощи и механизмом обратной связи. Основная функция таких заданий - тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля. Наиболее распространенным примером этого типа ЭОР являются всевозможные языковые игры.
Рис. 10
Рис. 11
Как было показано выше, ЭОР многофункциональны и могут быть использованы на разных этапах урока, при обучении грамматике, лексике, видам речевой деятельности. ЭОР в их настоящем виде позволяют реализовывать практически все поставленные учебные цели и задачи. Однако, безусловно, есть ряд технологических проблем, которые еще предстоит решить. Например, большинство автоматических распознавателей речи и устройств, имитирующих диалог с учащимся, еще технически достаточно несовершенны. Поэтому их использование при обучении говорению пока затруднительно. Другая, связанная с обучением говорению, проблема, заключается в самом наличии собеседника.
Так, обучение монологической речи предполагает, что устное высказывание учащегося будет услышано учителем для получения учащимся обратной связи и соответствующей корректировки. Обучение диалогической речи тем более требует наличия партнера - собеседника в разговоре, которым может быть другой учащийся или учитель. В условиях очного обучения в классе с этим не возникает проблем.
Однако при дистанционном обучении эта проблема встает довольно остро, и на сегодняшний момент нам видятся следующие ее возможные решения. Учащийся и его собеседник общаются по обычному/ мобильному телефону или при помощи IP-телефонии, используя, например, программу Skype, которую можно бесплатно скачать из Интернета. Данная программа позволяет не только слышать, но и видеть собеседника. К тому же может быть осуществлен коллективный разговор, с участием трех и более собеседников или проведена видеоконференция. Для передачи монологического высказывания учащийся может, например, записать аудио или видеофайл со своим высказыванием и переслать его по электронной почте учителю.
В принципе, задания на говорение могут переноситься на форумы и чаты, где у учащихся будет возможность пообщаться с учителем и/или друг с другом в режиме онлайн (правда, здесь речь будет уже идти скорее о развитии навыков письменной, нежели устной речи).
(Приведенные выше технические решения могут быть также применимы и при уроке в компьютерной лаборатории, где компьютеры подключены к локальной сети и/или имеют выход в Интернет.)
Заключение
В настоящий момент в распоряжении учителя английского языка имеется достаточно большой выбор электронных образовательных ресурсов, разных по типу и содержанию. Несмотря на некоторые существующие сейчас проблемы (например, отсутствие наборов ЭОР к использующимся УМК, сложность обучения навыкам говорения), использование электронных средств для обучения школьников английскому языку, как в системе занятий в классе, так и в дистанционном формате, вполне возможно и целесообразно. Использование ЭОР облег