Автор: Максимова Галина Геннадьевна
заместитель директора по УВР ГОУ СОШ № 156 с углубленным изучением информатики г. Санкт-Петербурга
Методическое занятие для педагогов
Деловая игра
Ход игры:
1. Вступительное слово ( слайды № 2-20)
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
В эпоху быстрой смены технологий речь идет о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетенций, готовности к переобучению.
Каким должно быть образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Новый ФГОС определяет важнейшую задачу современной системы образования – формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться»
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добыватьи применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых научаться понимать и осваивать новое, изобретать, выражать свою точку зрения, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности. Так говорится в документе Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
Функции универсальных учебных действий
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Виды УУД
Личностные
Регулятивные, включая действия саморегуляции
Познавательные, включая общеучебные, логические и знаково-символические
Коммуникативные
Система обучения начинает меняться с начальной школы, именно здесь и начинает формироваться личность школьника, его мировоззрение, желание учиться. Учителями используются различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, дифференцированный подход к обучению, проектная и исследовательская деятельность. Вот о последних поговорим подробнее.
2. План проведения деловой игры
Методическое занятие проводится в форме деловой игры. В ходе игры необходимо ответить на следующие вопросы: в чем сходство и различие метода проектов и исследования, провести классификацию форм представления исследования и проекта. ( слайд № 21-22)
Работа ведется в трех творческих группах: начальная школа, основная школа, старшая школа.
1 группа (основная школа)- в ходе работы ответит на следующие вопросы: в чем сущность метода проектов, проведет классификацию проектов, представит имеющийся опыт работы в школе;
2 группа (старшая школа) – в ходе работы представит сходства и различия проекта и исследования, представит формы организации исследовательской деятельности старшеклассников;
3 группа (начальная школа) – обсудит особенности осуществления проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе, представит структуру урока- исследования.
В каждой группе работает эксперт-консультант.
Время работы каждой группы- 30 минут (обсуждение, создание продукта-презентации результатов работы). Группы расходятся по кабинетам для возможности работать с информацией . Отчет о работе группы представляет выбранный член группы, время не более 7 минут.
3 Работа творческих групп.
4. Отчет групп (презентации)
5. Подведение итогов деловой игры. Оценка работы групп экспертами.
6. Рефлексия.
Работа в группах. Эксресс-диагностическое анкетирование участников игры по теории обсуждаемой темы. ( слайды № 23-25)
Заключительное слово ведущего игры о теоретической подготовке педагогов по данной проблематике, об организации исследовательской и проектной деятельности учащихся на всех ступенях обучения в ОУ, о педагогической значимости данной работы для реализации требований к результатам освоения образовательной программы, установленных ФГОС. ( слайд 26)
Домашнее задание (форма выполнения индивидуальная или групповая по выбору педагогов) Составить конспект урока-исследования, обозначив, как содержание и технология урока будут формировать УУД.
Методическое занятие сопровождается презентацией.