Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Богданова Алла Геннадьевна,
Козлова Анна Александровна,
учителя начальной школы ГБОУ Лицей №597
Приморского района Санкт-Петербурга

 

            Продуктивное обучение мы понимаем, как организацию личностной и социальной деятельности   учащихся, которая обеспечивает поисковый, творческий, преобразовательный характер учебного познания.

            В результате такого обучения накопленный социальный опыт осваивается личностью, как объективно новый продукт.

            Одной из ведущих целей продуктивного обучения является развитие мышления ребенка. Мы опираемся на исследования Зинаиды Ильиничны Калинковой, которая доказывает необходимость различия четырех видов мышления: творческого, продуктивного, репродуктивного и непродуктивного. И считает, что продуктивное мышление является основой обучаемости детей. Она рассматривает продуктивное мышление, как интеллектуальную способность к открытию, самостоятельному приобретению знаний, что характеризует интеллект человека.

            Репродуктивное мышление отличается меньшей продуктивностью, т. к. на его основе осуществляется решение задач, знакомых учащимся по образцу (по эталону, по алгоритму, правилу).

            Творческое мышление рассматривается как высшая степень продуктивного мышления. А низшей степенью продуктивного мышления является непродуктивное.

            Таким образом, в начальной школе возникает актуальная проблема определения стартовых возможностей ребенка, преобладающего вида мышления и построение учебного процесса таким образом, чтобы ребенок достигал продуктивного мышления, а потом и творческого. Практика показывает, что драматизм результата обучения в начальной школе в том, что остается большое количество детей с непродуктивным мышлением, Т.е. поставленная ребенку задача превышает его потенциальные возможности, умственные способности решать такого рода проблемы. Задача часто не соответствует его прежнему опыту.

            В этой связи нам очень важно, выявить стартовые возможности в l-м классе и детей с непродуктивным мышлением выводить через репродуктивное на продуктивный уровень мышления. Это связано с созданием гибких технологий обучения, с подбором методов соответствующих этому и необходимых средств.

            Решая эти проблемы, мы объединяем свои усилия с педагогами основного звена и в этой работе существенную помощь оказывает разработанная в школе модель системы продуктивного обучения. Выделим те функции главных компонентов этой системы, которые объединяют учебную деятельность всех учителей.

            Прежде всего, это цели продуктивного обучения:

            а) Сформировать у учащихся представление о творческом характере процесса и результата учебной деятельности, создать установку на стремление к самообразованию.

б) Воспитывать моральные качества, необходимые для созидательной деятельности, способность осознания роли и места человека в мироздании истории человечества. (В этой связи интересен опыт воспитательной работы нашей школы, который выражается в участии классов в театрализованном фестивале «Портреты времени»).

            в) Привитие навыков терпимости, ненасилия уважения к другому, способности взаимодействия в детском коллективе.

            Данный компонент играет ведущую роль в системе продуктивного обучения и в первую очередь на содержание начального образования. Идее продуктивного обучения в начальной школе более всего соответствует развивающая система обучения Л.Б. Занкова, долгое время школа придерживалась именно этой системы, однако со временем методическому объединению учителей начальных классов ближе оказалась работа по учебно-методическому комплекту «Школа 2100», которая так же соответствует идеям продуктивного обучения Занкова.

            Особенность системы продуктивного обучения просматривается в тех принципах, на которые мы опираемся в реализации учебного процесса. В начальной школе из 11 принципов системы продуктивного обучения наибольшую значимость имеют следующие:

* целеполагание (позволяет ставить цели, которые определяют направление познавательной деятельности ребенка)

* целостность (он дает возможность связывать процесс обучения и предмет деятельности, т.е. содержание обучения)

* функциональность (мы им руководствуемся при подготовке уроков, когда раскрываются особенности способов познавательной деятельности детей)

* а такой принцип, как объективность четко проявляется в практической деятельности ребенка, когда его познания приобретают материальную форму в виде конечного продукта (шитье, коробочка)

* и, наконец, важным принципом является принцип направленности обучения, на него мы опираемся, когда тесно переплетаем цели и задачи обучения, воспитания и развития. Для обеспечения единства деятельности преподавателя и ученика за счет системообразующих связей взаимодействия, преобразования, функционирования и развития мы используем систему методов, разработанных кандидатом педагогических наук Э. Н. Кирикилицей.

            В этой системе для начальной школы очень важны методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, а для развития продуктивного мышления методы соответствующие логике познания: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Подчеркнем, что в модели системы продуктивного обучения для учащихся начальной школы значительными оказываются виды деятельности учителя и учащихся, которые разрабатываются на основе психологической структуры деятельности Инны Васильевны Кузьминой. В конструктивной деятельности для учителя важно разработать гибкую, адаптационную систему обучения с учетом способностей и возможностей детей. А для учащихся важно осмыслить суть, содержание учебной информации зафиксировать ее, согласно своим способностям восприятия, памяти, мышления.

            В организационной деятельности, которая особенно значима для младших школьников. Учителю важно обеспечить рациональную организацию рабочего места учащихся, а учащимся важно вовремя включится в темп учебного процесса и следовать ему до конца занятий.

            В коммуникативной деятельности учитeлю важно реализовать педагогику сотрудничества в ходе обучения, а ребенку - включится в ролевые его функции, когда мы создаем социальные, производственные и другие ситуации.

            Мы не раскрыли полной модели систем продуктивного обучения, это цель специального пособия остановимся лишь на результате. Результат реальной жизнедеятельности этой модели определяется с помощью разработанных критериев, обобщающим критерием является социальная активность ребенка, она имеет две составляющие: трудовая и общественная активность. Целая система критериев заложена в протокольной документации анализа уроков, в одинаковом требовании к оценке.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»