Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Внеурочная деятельность учащихся как средство активизации
познавательных интересов на уроках биологии

Маслова Наталья Николаевна,
кандидат биологических наук,

учитель биологии 
ГБОУ школа № 509
Красносельского района Санкт-Петербурга

 
Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают
интересные и по содержанию, и по форме уроки...
Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется
еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются
и применяются самые разнообразные формы развития
учащихся вне уроков.
В.А. Сухомлинский
В современном мире каждый ребенок нуждается в полноценных условиях, способствующих его личностному развитию. Главной задачей современной школы является создание таких условий для обучающихся. Внеурочная деятельность является в данном случае тем механизмом, который способствует развитию у детей познавательного интереса к предметам, способствует их социализации и решает воспитательные задачи.
Внеурочная деятельность – активность детей, проявляемая вне уроков, обусловленная потребностями и интересами учащихся, нацеленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива.
Формами организации внеурочной деятельности может выступать тематический кружок, ролевая игра, семинар, конференция, круглый стол, научное исследование и пр., способствующие раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитию и поддержанию его таланта. Занятость учащихся во внеурочной деятельности сейчас очень актуальна, когда детям часто нечем занять себя после уроков. Зачастую дети так увлечены виртуальным миром, что не понимают, насколько мир реальный может быть интересен. Уроки биологии неразрывно связаны с познанием детьми окружающего мира, в частности с многообразием форм его проявления, процессами и явлениями, происходящими в живой природе. Часто теоретический материал, предлагаемый для изучения на уроках, достаточно объемный, наполненный новыми терминами и понятиями. Учащиеся зачастую не могут представить себе, как протекают те или процессы в растениях, в чем их значение для самих растений и для человека. Поэтому внеурочные занятия по биологии помогают расширить временные рамки, отведенные для изучения предмета.
С целью увлечения детей, развития познавательной активности на уроках биологии, расширения кругозора детей я веду внеурочную деятельность «Мир под микроскопом» в 5 классе и «Увлекательная биология» в 6 классе.
Программа по внеурочной деятельности в 5 классе «Мир под микроскопом» тесно переплетается с тематическим планированием по биологии. Оба курса включают в себя изучение растительной клетки, особенностей роста и развития грибов, водорослей, лишайников, мхов. Программы выстроены так, что данные разделы изучаются примерно в одно время. Это позволяет углубить знания, полученные на уроке, большее время уделить исследовательским и практическим работам по данным темам. Данный курс позволяет учащимся глубже проникнуть в сущность явлений и процессов, происходящих как в микромире, так и мире, видимом невооруженным глазом.
Ребята с удовольствием посещают занятия «Мир под микроскопом». Работа с увеличительными приборами доставляет им большое удовольствие. Школа оснащена электронными микроскопами, позволяющими выводить изображение на экран, делать фотографии микропрепаратов.
Те ребята, которые с интересом включены в данную внеурочную деятельность, делятся своими результатами с одноклассниками. На уроках биологии, проводимых по педагогической технологии «Перевернутый класс» они выступают со своими достижениями. Учащиеся готовят индивидуальные, парные или групповые проекты, исследовательские работы. Ниже представлен перечень таких работ, выполненных учащимися 5 класса в рамках внеурочной деятельности «Мир под микроскопом»:
1. Лишайники – биоиндикаторы воздуха.
2. Мир в капле воды.
3. Грибы – невидимки.
4. Условия произрастания и размножения мукора.
5. Изучение условия жизни щитней.
Работа над данными проектами повышает познавательный интерес ребят к биологии как предмету, так и науки в целом, а также стимулирует других учащихся класса к занятиям по предмету на более сложном уровне. Изучаемые на внеурочных занятиях темы, имеют практическое значение для ребят. Они начинают понимать и осознавать значение растений, грибов и бактерий в жизни человека и в природе. Могут самостоятельно создавать условия для размножения и роста грибов (плесневые и дрожжевые грибы), наблюдать видовое разнообразие беспозвоночных и простейших животных, обитающих в капле аквариумной воды. Кроме тем, предусмотренных программой, ребята сами придумывают проекты, над которыми им хотелось бы работать. Это свидетельствует о высоком познавательном интересе ребят к биологии. Программа по внеурочной деятельности по биологии в 6 классе «Увлекательная биология», разработанная мною, направлена на постановку биологических опытов, которые не всегда возможно заложить и продемонстрировать в рамках урока. На каждом занятии ребята самостоятельно закладывают новый опыт, описывают его, а также делают выводы по предыдущему опыту.
Основной формой проведения таких занятий является проектная деятельность. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет, как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
В ходе решения системы проектных задач школьников могут быть сформированы следующие способности: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, дышат ли растения в темноте);
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, сообщение на данную тему на уроке биологии по теме «Дыхание растений», оформление презентации свой работы);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:
6. Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
7. Выдвижение гипотезы их решения;
8. Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных наблюдений и пр.);
9. Обсуждение способов оформления конечных результатов; (презентаций, защиты, творческих отчётов, и пр.)
10. Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
11. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
12. Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Серия опытов на одну тему становится темой проекта. Иногда проект может уместиться в рамки одного внеурочного занятия. Приведу примеры тем проектных работ, учащихся в рамках внеурочной деятельности по биологии «Увлекательная биология»:
1. Проект «Семя» включает в себя постановку опытов по проращиванию семян: А) Дышат ли прорастающие семена?
Б) Вершки-корешки.
В данной работе ребята определяют опытным путем, какой из органов растения первым появляется из семени при прорастании.
В) Много ли воды впитывают прорастающие семена?
Г) Какие условия необходимы для прорастания семян?
Д) Определение всхожести семян.
2. Проект «Корень» можно оформить как серию опытов, так и каждый отдельный опыт можно превратить в проект.
А) Для чего нужны корни – опыт доказывающий передвижение воды по растению.
Б) В каком направлении растет корешок?
В) Какая часть корешка воспринимает силу тяжести?
Г) Зарывающийся корешок.
Д) Живой кусочек – опыт доказывающий, что корнеплоды содержат запас питательных веществ.
Е) Нужен ли корням воздух?
3. Проект «Лист», направленный на определение функций листа
А) Происходит ли фотосинтез в темноте?
Б) Испарение влаги с листьев растений.
В) Бережливые растения – опыт доказывающий, что плотные восковые листья и опушенные листья испаряют меньше влаги, чем гладкие и неплотные.
Проектные работы учащихся имеют практическую значимость. Они в дальнейшем используются как наглядный материал при изучении новой темы по биологии в 6 классе. Ребята с удовольствием делятся с одноклассниками результатами своей работы. Свои проекты они оформляют в виде презентаций, альбомов с фотографиями, настенных газет, плакатов или видеороликов. Усвоение новой темы, когда теоретическая часть подтверждена собственным опытом происходит намного легче, материал запоминается без труда и надолго. Таким образом, внеурочная деятельность учащихся является средством активизации познавательных интересов школьников, инструментом для мотивации их к обучению.
Литература: 1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - 5-е изд. - Киев: Радянська школа, 1974. - 287с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»