Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Создание творческого проекта по фоносемантике

Борышнева Мария Борисовна,
учитель ГБОУ СОШ № 551
Кировского района Санкт-Петербурга
Федеральный государственный образовательный стандарт одним из требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования предлагает учитывать «сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач».
Для успешной аттестации школьников по выполнению проектных работ в средней общеобразовательной школе №551 г. Санкт-Петербурга было решено предложить всем будущим старшеклассникам создать проект. Предполагается, что учащиеся 8-9 классов, выбрав учебный предмет, получат практические навыки для исследовательско-проектной деятельности: научатся самостоятельно и целенаправленно планировать и осуществлять деятельность, использовать универсальные учебные действия в учебной, познавательной и социальной практике, организовывать сотрудничество с педагогами и сверстниками.
В связи с этим возник вопрос об организации работы преподавателей: как учителю успеть руководить работой учеников по пяти, а то и десяти проектам? Выход видится в выборе единого направления исследований, применении сходных исследовательских методов, похожести создаваемых проектов.
Учащимся, выбравшим проектную работу по русскому языку, возможно предложить узкую область лингвистики – фоносемантику.
Согласно Большой российской энциклопедии, «фоносемантика (от фоно… и семантика) – направление в языкознании, изучающее звукоизобразительную систему языка. Выделилось в 1970-80-х гг. в отечественном языкознании под влиянием исследований А. П. Журавлёва».
Советский филолог Александр Павлович Журавлёв убедительно обосновал, что каждый звук человеческой речи содержателен: ему соответствует определённое подсознательное значение. При произнесении звуков у человека возникают семантические ассоциации. В книге для внеклассного чтения «Звук и смысл» А. П. Журавлёв на конкретном лексическом материале доказывает, что слова «подвластны действию фонетической мотивированности», и показывает, как проводить исследования. Автор пишет: «Давайте вместе с вами пройдем шаг за шагом всю процедуру анализа фонетической значимости, и, если вам будет интересно, вы сможете сами провести такие измерения со своими друзьями». Здесь же предлагаются готовые таблицы с качественными характеристиками звуков по 25 шкалам. Таким образом, «Звук и смысл» - это готовое пособие по использованию на практике отработанной методики научного исследования, написанное, к слову, доступным для школьников языком.
Ниже в статье предлагается планирование работы по русскому языку и литературе - система шагов от исследовательских заданий в рамках уроков до консультаций учащихся, выбравших проект по фоносемантике. Цель такой работы – формирование у учащихся умений для проведения исследования и создания проекта.
Вся работа учителя с учениками делится на 3 этапа и осуществляется соответственно на уроках с целым классом, в творческой группе во внеурочное время, самостоятельно учащимся на завершающем этапе при создании творческого проекта.
ЭТАП 1. Сначала учитель предлагает детям самостоятельно добыть информацию о фоносемантике. На одном из уроков в 8-9 классах, работая в группах, учащиеся поясняют и иллюстрируют понятия, используемые в фоносемантике; называют источники литературы. Так мы учим работать с научной литературой, систематизировать самостоятельно полученную информацию, формируем понятийный аппарат. Далее можно предложить ученикам на уроке литературы проанализировать с позиций фоносемантики стихотворение из учебника литературы. При этом мы научимся  на практике применять методику фоносемантического анализа. Заинтересовавшимся учащимся предлагается провести самостоятельное исследование  лирических текстов в рамках исследовательско-проектной деятельности.
ЭТАП 2. В творческой группе учащиеся выбирают лирические тексты для работы и формулируют гипотезы об их фоносемантическом «окрашивании». Переходя к освоению методики исследования и сбору собственного материала, надо решить вопрос о пути исследования. Ученикам, которые впервые проводят учебное исследование, целесообразно воспользоваться готовыми таблицами Журавлёва.  Ученикам, имеющим опыт учебных исследований, можно самостоятельно составить таблицы фонетической значимости звукобукв, проведя опрос современных школьников, и описать фоносемантику выбранного произведения, пользуясь собственными таблицами. Представление результатов исследовательской части работы возможно в формате сообщения перед одноклассниками или на заседании школьного научного общества.
ЭТАП 3. Создание творческого проекта основано на полученных данных исследования. При описании семантики звукобукв обязательна их цветовая характеристика. Соответственно, школьник, проведя фоносемантический анализ лирического текста, имеет цветную «картинку» текста.  На этапе создания проекта можно предложить учащимся самостоятельно визуализировать стихотворение. Это могут быть классические иллюстрации, абстрактная компьютерная графика, видеоклип, слайд-шоу, выставка фотографий и т.п. Важно, чтобы цветовая гамма максимально соответствовала цветовой характеристике звуков исходного произведения. На этом этапе работы ученик сам  оценивает доступные ресурсы, намечает план, корректирует и реализует его, оценивает эффективность и результативность проделанной работы. Итог – выступление на общешкольном конкурсе проектов и аттестация по овладению метапредметными умениями.
Проделанную работу ученик может продолжить, например, в старшей школе, где согласно ФГОС потребуется представить результаты «в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта». Перспективным представляется описание и анализ фоносемантической картины одного текста в восприятии людей разных социальных или возрастных групп. Также интересно сопоставить данные фоносемантического анализа нескольких произведений одного автора или сходных по тематике произведений разных авторов. В любом случае подобная учебно-исследовательская и проектная деятельность способствует становлению личностных характеристик школьника, заинтересованно познающего мир, осознающего ценность научного труда, активно осваивающего межпредметные понятия и универсальные учебные действия.
 
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:
Журавлев А. П. Звук и смысл: Кн. для внеклас. чтения учащихся ст. классов.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Просвещение, 1991.— 160 с.
https://bigenc.ru/ - Большая российская энциклопедия. Электронная версия.
https://fgos.ru/ - ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»