Конспект открытого урока
Правила поведения в общественном транспорте
Кудряшова Нонна Альбертовна,
воспитатель ГПД в ГБОУ СОШ №133
Цель: 1) организовать деятельность обучающихся, направленную на освоение правил поведения в общественном (городском) транспорте;
2) формировать собственное представление о правилах поведения в общественном (городском) транспорте.
Задачи:
Образовательные:
1) обратить внимание учащихся на поведение в городском транспорте;
2) проанализировать различные ситуации, которые могут произойти в
городском транспорте;
3) сделать вывод о правилах культурного поведения пассажиров городского транспорта.
Развивающие:
1) развивать речь детей;
2) формировать этические чувства-вины, совести, как регуляторов морального поведения.
Воспитательные:
1) воспитывать понимание правильности или неправильности поведения людей в городском транспорте;
2) формировать моральный облик пассажира городского транспорта.
Планируемые результаты:
Предметные.
Обучающиеся получат возможность для:
1)развития представлений о значении нравственных норм и ценностей;
2) формирования готовности к нравственному самосовершенствованию;
3) становления внутренней установки личности вести себя в транспорте согласно своей совести.
Межпредметные.
Обучающиеся получают возможность:
1) осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
2)задавать вопросы, необходимые для понимания данной темы.
Личностные.
Обучающиеся получают возможность для:
1) формирования внутренней позиции;
2) формирования ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих.
Тип занятия: повторение и закрепление знакомого материала и освоение нового.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы: презентация.
Методическое обеспечение:
1. Дорохов А. А. Как себя вести. (Беседы о вежливости
и правилах поведения). – Мн.: Нар. асвета, 1979. - 112 с., ил.
2. Современная энциклопедия этикета / Сост. Г. В. Дятлева, С. А. Хворостухина. - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. - 352 с.: ил.
Этапы |
Деятельность воспитателя |
Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. Цель: настроить на занятие. |
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и надеюсь, что это взаимно. |
Дети здороваются. |
2.Актуализация знаний. Цель: создание проблемной ситуации. |
Слайд 2 Отгадайте загадку: «На колесах едет дом, Не живут подолгу в нем». -С чем сравнивается автобус? -Как мы дома должны вести себя? -И в общественном транспорте мы тоже должны соблюдать определенные правила поведения. Об этих правилах мы сегодня и поговорим. |
-Автобус.
-С домом.
-Хорошо, всех слушаться. |
3.Изложение основного материала. Цель: вспомнить и закрепить уже известные правила поведения в общественном транспорте и познакомиться с новыми правилами.
4.Физкультминутка. Цель: небольшой отдых, связанный с двигательной активностью.
5.Освоение материала (продолжение).
6.Итоги. Цель: обобщение полученных знаний.
|
Слайд 3 -Что такое транспорт? Это место встреч знакомых и незнакомых людей, место общения людей разных возрастов, национальностей, разных по настроению. От того как вы ведете себя, будет зависеть психологический климат в транспорте. Слайд 4 Транспорт можно разделить на 2 большие группы: 1) внутригородской транспорт; 2) транспорт дальнего следования. Слайд 5 -Назовите мне внутригородской транспорт.
Слайд 6 -А что мы относим к транспорту дальнего следования? -Сегодня мы поговорим о городском транспорте. Давайте рассмотрим некоторые правила поведения в нем. Слайд 7 -Кого первыми пропускают в городской транспорт? -Да, правильно.
-Можно помочь им зайти в салон, предварительно спросив на то разрешения. Слайд 8 -А кто должен выходить первым при выходе из транспорта? -Почему мужчины?
Слайд 9 -Когда вы входите в салон автобуса, трамвая, троллейбуса или в вагон метро, надо ли здороваться со всеми? -А с кем надо?
-Как надо приветствовать таких людей? -А если этот человек не ответил на ваше приветствие?
-Должен ли подчиненный выходить из транспорта первым, чтобы подать руку и помочь выйти своему начальнику? -Правильно, но есть исключение: если начальник женщина. Слайд 10 -Кому нужно уступать место в транспорте? Сидячие места должны занимать пожилые люди, инвалиды, дети, женщины. Слайд 11 -Могут ли мужчины занять свободное место? Мужчины могут занять свободное место, спросив разрешение на то у пассажиров, находящихся рядом с ним. -В салоне есть свободное место. Стоит ли громко кричать об этом на весь салон? -Не стоит громко кричать на весь салон, предлагая попутчику занять свободное место (например: «Мужчина! Здесь есть свободное место!»). Слайд 12 -В каком случае женщина может уступить место мужчине? -Женщина может уступить место мужчине, если он инвалид или человек преклонного возраста. -Как надо уступать место? -Да,просто вскочить, уступая место, неправильно. Надо сказать: «Пожалуйста» или «Разрешите предложить вам сесть». В ответ надо произнести слова благодарности. Слайд 13 -Бывает так: человеку не уступили место... Он начинает ругать сидящих, особенно если это молодые люди, обвинять их в неуважении к старшему поколению. -Такое поведение можно считать достойным? -А как надо было поступить в этой ситуации?
Слайд 14 -В транспорте вы читаете газету или книгу. - Это считается неприличным? -Да, эти люди совмещают приятное с полезным. Но и здесь существуют определенные правила этикета: не переворачивайте страницы громко, не кладите книгу на спину впереди стоящего или на голову сидящего перед вами пассажира. А если вы читаете газету, да еще и стоя, следите, чтобы вы не мешали попутчикам. Слайд 15 -Как нужно разговаривать в городском транспорте? -Да, не надо, чтобы ваши «секреты» стали достоянием окружающих. Лучше отказаться от обсуждения вопросов, связанных с личной жизнью. Слайд 16 -Какое обязательное правило существует, когда вы стоите в вагоне? Слайд 17 Настрой на физкультминутку.
Слайд 18 -Разберем несколько ситуаций. Слайд 19 1.На остановке собралось много народа. Подошел автобус. Ваши действия.
Слайд 20 2.Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо с ними поздороваться. Как это сделать? -Да, можно приветливо улыбнуться, кивнуть приятелю, поприветствовать рукой, но не кричать на весь автобус. Слайд 21 3.Вы торопитесь выйти из автобуса и даже не заметили, что впереди стоящий пассажир тоже готовится к выходу. Вы стремитесь протиснуться в переполненном автобусе к выходу, стремясь встать впереди другого пассажира. Он вам грубо делаетзамечание. Как вы поступите, ведь он тоже спешит? Погасить конфликтную ситуацию помогут слова: «простите», «прошу прощения», «мне очень жаль», «сожалею». Слайд 22 4.В салон входит женщинас ребенком, в руках которого мороженое. Пассажиры пытаются отстраниться от ребенка, кто-то делает замечание. Как вы оцениваете эту ситуацию? -Вывод: не заходи в салон с пирожками, мороженым, тебе было бы неприятно, если бы испачкали твою одежду. Слайд 23 Итак, какие же правила поведения в городскомтранспорте вы должны соблюдать? 1.Садясь в транспорт, пропусти вперед пожилых, женщин с маленькими детьми, своего спутника или спутницу. 2.Выходить мальчику надо первым, чтобы подать руку спутнице или тому, кому нужна будет твоя помощь. 3.Пробираясь к выходу из вагона, не расталкивай стоящих впереди и не подталкивай их в спину. Пользуйся не руками, а голосом. 4.Не заходи в салон с мороженым и пирожками, чтобы не испачкать пассажиров. 5.Уступай место тому, кому трудно стоять. 6.Во время движения транспортного средства держись за поручни. Стой так, чтобы не мешать продвижению пассажиров по салону. 7.Находясь в салоне с приятелями или друзьями, не беседуйте слишком громко, не хохочите на весь салон. Слайд 24 -В заключении ответьте на вопросы. 1.Место для посадки в общественном транспорте. 2.Люди, находящиеся в транспорте. 3.Безрельсовый электрический вид транспорта. 4.Не спеши в автобусе занимать... места, предназначенные для стариков, инвалидов и женщин с детьми. 5.Трамвай, троллейбус, автобус, метро-это...
6.Помещение внутри троллейбуса, трамвая, автобуса. 7.Чтобы во время резкой остановки транспорта не падать на пассажиров, держись... 8.Главное правило для пассажиров и водителя: «Будьте взаимно...» -Что вас особенно заинтересовало? Слайд 25 -Спасибо за внимание. |
Ответы детей.
-Трамвай, автобус, троллейбус, метро, такси.
-Самолеты, поезда, теплоходы.
-Женщин, детей, пожилых людей и тех, кто занимает более высокое общественное положение.
-Мужчины и те, кто младше. -Чтобы помочь выйти женщинам и тем, кто нуждается в такой помощи.
-Нет. -Со знакомыми или с теми, кого неоднократно встречал в поездках по городу.
-Слегка наклонить голову и улыбнуться. -Настаивать не надо и при следующей встрече его не приветствовать.
-Нет.
-Ответы детей.
-Ответы детей.
-Ответы детей.
-Ответы детей.
-Ответы детей.
-Нет.
-Вежливо обратиться к сидящим с просьбой уступить место.
-Нет.
-Негромко.
-Держаться за поручни.
Дети выполняют упражнения.
-Пропустить женщин с маленькими детьми, пожилых, оказать им помощь, не толкаться.
=Ответы детей.
-
=Ответы детей.
-Ответы детей.
-Остановка.
-Пассажиры.
-Троллейбус.
-Передние.
-Общественный (городской) транспорт.
-Салон.
- За поручни.
-Вежливы. Ответы детей.
|