Направления воспитательной работы
в начальной школе (VIII вида)
Смирнова Марина Игоревна
Предпосылками успешного развития ребенка с такой проблемой, как задержка психического развития: его здоровый, эмоциональный контакт со взрослыми. Именно данный подход является основным при определении методов работы с данным ребенком, содержания воспитания, особый подход к планированию.
Педагогу при составлении планирования воспитательной работы необходимо руководствоваться положениями гуманной педагогики, формировать основы взаимодействия с воспитателем, учителем. Необходимо учитывать возрастные особенности детей для эффективного развития личности, строить воспитательный процесс на основе потребностей учащихся.
Педагогу, который работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо формировать мотивацию, стремление приобретать знания, так как у них сильно снижена познавательная потребность.
Ведущими видами деятельности становятся: учебная деятельность и игровая. Развитие умения играть, культурно-нравственные ориентации, формирование навыков общения в коллективе, нормы этического поведения.
Пристальное внимание уделяется физическому развитию и охране здоровья, так как у детей с ограниченными возможностями здоровья низкий уровень показателей физического развития. Они достаточно сильно подвержены асоциальному воспитанию, чему уделяется особое внимание.
Немаловажную роль играет трудовое воспитание. Выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений, формирование навыков коллективной трудовой деятельности, привитие навыков культуры труда, первоначальные представления о личной гигиене, отработка навыков и умений учебного поведения.
Общение и социализация. Большинство детей с ЗПР из неблагополучных семей. Необходимо уделять особое внимание формированию норм поведения, нравственных понятий, человеческих ценностей, доброжелательности, анализу собственных поступков, экологическому воспитанию.
Достижение положительной динамики в воспитательной работе обеспечивает появление важных аспектов социализациии и воспитания, коммуникативности, гражданской компетенции.