Менеджмент воспитания классного руководителя
Ольга Анатольевна Мищенко, учитель высшей категории
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №106
Почему одним ученикам легко осваивать школьные предметы и заводить новых друзей, а другим нет? Ответ прост – дети разные, а школьное воспитание одно на всех. Перед учителем всегда стоит вопрос выбора путей воспитания высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Воспитательная работа классного руководителя должна строиться в первую очередь на диагностической основе, а также анализе и планировании работы. В своей работе можно руководствоваться памяткой начинающему классному руководителю по анализу и планированию воспитательной работы в классе, а также Положением о классном руководителе, действующим в каждой конкретной школе.
Гражд.-патр.восп |
анализ |
адаптация |
родители |
ЗОЖ |
одаренность |
ученик |
планирование |
диагностика |
Построение воспитательной работы осуществляется с учетом целей и задач школы. Внеклассная деятельность с детьми в моем классе строится с целью формирования и раскрытия творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива и школы, семьи и общества, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимной помощи. Поэтому результаты своей работы я ассоциирую с выращиванием цветка, где на крепком стебле «Диагностика» прорастают два больших листа «Анализ» и «Планирование». Они и питают самую красивую часть цветка: сердцевину «Ученик» с его лепестками (направлениями моей работы): адаптация учащихся, работа с родителями, ЗОЖ, одаренность, гражданско-патриотическое воспитание,
Диагностика
Т.к. учитель начальных классов это первый человек, который встречает нового ученика в школе, то и работа наша начинается в первую очередь со знакомства с ним, его семьей, т.е диагностики учащегося. Здесь моими главными помощниками становятся специалисты психолог и логопед. Нами используются различные формы диагностической работы: анкетирование, тестирование, наблюдение и беседы, сочинения и др.материалы детского творчества. Большое внимание уделяется интерактивным методам диагностики, где респондентами являются учителя, ученики и их родители.
Например, анкета позволяет родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления. Используя с детьми рисуночный тест, анализируя его совместно с психологом, я вижу какие цвета ребенок использует, как располагает своих ближайших родственников по отношению к себе, что уже говорит о некоторых аспектах развития ребенка, его самоощущения в семье. Такая работа позволяет более осознанно подойти к планированию воспитательной работы, особенно в период адаптации первоклассников.
Для себя я создала такую папку с последовательно размещенными опросниками для детей и родителей, что помогает мне отслеживать некоторые вопросы воспитания, адаптации учащихся 1-го класса. Здесь же я храню ответы опрошенных, чтобы иметь возможность вновь и вновь осуществлять анализ, а впоследствии планирование воспитательной работы.
Беседы нравственно-эстетического характера, что является важной составляющей воспитательной работы в первом классе, я старалась подкреплять показом мультфильмов, познавательных роликов, сюжетно-ролевыми играми. Свои чувства первоклассники любят выражать на бумаге в виде рисунков, инсценировках сказок, стихотворных произведений, что возможно воплотить во внеурочной деятельности в любой школе. Еще один действенный метод в период адаптации первоклассников – Мотивационные беседы. Проводя такую беседу, я опираюсь на те поведенческие особенности детей, которые подлежат коррекции именно в моем классе. Я зачитываю детям небольшую историю или сказку, где ребята могут узнать самих себя и проговорить вместе пути решения той или иной трудной ситуации, в которую, как правило, попадает главное действующее лицо. По итогам такой беседы появляется какой-нибудь «Правило уважения и дружбы» и условный знак, который прикрепляется на видном месте в классе и находится там определенное время. При возникновении неприятной ситуации с одним из учеников в течение этого времени мне достаточно указать на этот знак и он понимает, что происходит и старается действовать согласно правилу уважения и дружбы.
Надо ли говорить о том, что очень немногие родители готовы сегодня плодотворно сотрудничать со школой, классным руководителем в вопросах не только обучения, но и воспитания, не все готовы говорить о трудностях в данных вопросах и заниматься поиском путей решения их. Свою роль я вижу еще и в том, чтобы помогать родителям выявлять причины трудностей в обучении и воспитании детей, находить способы их преодоления. Т.о. второе направление - это работа с родителями. Индивидуальные консультации и родительские собрания я стараюсь проводить не только в форме сообщений учителя, я пытаюсь заставить родителей задуматься о том, что важно для ребят в силу их возрастных особенностей. Каждый раз вызываю родителей на обсуждение вопросов воспитания, готовлю презентации на такие темы, которые более всего значимы в данный момент. Знакомлю их с литературой данной тематики.
Показать родителям, что я открыта для них как педагог и как воспитатель можно не только через привлечение пап и мам во внеклассные мероприятия, но и через показательные уроки,. Я провожу такие уроки 1 раз в полугодие по разным предметам для того, чтобы дети показали себя на уроке своим папам, мамам во всей красе, а родители увидели, причем не только свое чадо, но и меня, человека, который проводит много времени с их детьми. Поэтому им немаловажно видеть манеру ведения урока, манеру общения с детьми, уровень научности речи педагога, к которому должны стремиться и учащиеся. Как правило, посещаемость такого занятия высокая и родители говорят о том, что для них такие показательные уроки очень полезны.
Ну а такие совместно подготовленные мероприятия как туристический слет, праздник для мам, экскурсии и культпоходы благодатная почва для формирования не только детского коллектива, но и коллектива родителей моих учеников.
Одаренность
«Одаренность - это результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости» определение американского психолога Дж.Рензулли. Пик развития креативных способностей приходится на возраст 6-7 лет, затем к 12-13 годам эти способности застывают на одном уровне и если их специально не развивать и не поддерживать, то постепенно они сводятся к минимуму. Поэтому решение этой проблемы ложится на плечи учителей начальных классов.
Начинать всегда можно и нужно с самого начала школьного обучения. Один из самых результативных и действенных способов это использование технологии проектной деятельности. Она позволяет увлечь, заинтересовать ребят предстоящим делом и помочь им реализовать свой творческий потенциал. Например, мы с ребятами пытались представить себя создателями детского журнала. Все старания и творческие порывы детей я стараюсь поддерживать и поощрять в виде совместного изготовления «Творческой тетради», «Развивающих журналов», «Книги почета», проект «Профессии моих родителей» и «Мое хобби». Создание елочки из детских ладошек играет важную роль в становлении самооценки детей: на каждой ладошке написано чего ребята обязательно хотели бы добиться в ближайшие полгода – т.е. то, что зависит именно от них, что должно у них обязательно получиться только их стараниями. Основная мысль, на что обращается внимание детей: «хочу научиться» значит «смогу научиться».
Понятие «одаренные дети» определяют подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс и если говорить кратко, то наиболее результативными являются такие мероприятия как: дополнительные занятия с одаренными учащимися, участие в школьных и городских олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, фестивалях, психологические консультации, тренинги, тестирование, привлечение к посещению предметных и творческих кружков по способностям, а также создание детских портфолио.
Воспитание ЗОЖ
Работая по этому направлению мое руководство сводится не только к тому, чтобы отслеживать соблюдение правил личной гигиены, проведению динамических пауз, спортивных часов, но и проведение разъяснительной работы с привлечением компетентных людей. В школе уделяется большое внимание созданию здоровьесберегающей инфраструктуры: бесплатные горячие завтраки, строгое соблюдение режима труда и отдыха, ведется просветительская работа с родителями. Например, я приглашаю нашего школьного доктора для бесед на темы здорового образа жизни, врач рассказывает из чего состоит наш организм, ведет беседы о пользе проф.прививок и профилактики заболеваний. У нас есть специальная тетрадь, которая называется «Вопросы Доктору», где дети задают интересующие их вопросы, а доктор, подготовившись, отвечает на них. «Путешествие в страну ЗОЖ»- одно из мероприятий, которое помогает детям узнать, осознать и запомнить все правила здорового образа жизни. Ежегодно в середине третьей четверти мы выезжаем на две недели в санаторий за город, где мы и учимся, и оздоравливаемся одновременно. Дети получают хорошую возможность много гулять, а также получить необходимые профилактические медицинские процедуры: массаж, фотарий, ингаляции, физиолечение, посещение бассейна ежедневно, не отставая при этом от школьной программы. Надо сказать, что правительство Санкт-Петербурга субсидирует учащимся пребывание в санаториях области и поэтому финансовую возможность посетить санаторий имеют все учащиеся.
Гражданско-патриотическое направление
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Основная цель моей работы в этом направлении формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания.
С чего начать? Конечно, с истории нашего славного города. В 1м классе мы выезжали на экскурсии и в музеи. Первоклассников очень впечатлило посещение нашего школьного музея, где они впервые услышали серьезный рассказ о войне, увидели фотографии и подлинные экспонаты времен войны 1941-1945г.г. Дети регулярно по моей просьбе приносили вырезки из газет и журналов с материалами о нашем городе во время ВОВ. В преддверии юбилея Победы ежедневно 10-15 мин проводились чтения собранного материала и обсуждение происшедшего в те страшные годы. Ребята заинтересовались судьбой своих воевавших прадедов. Мои дети принимают активное участие в таких акциях как «Бессмертный полк»,
Следствием этой работы стало то, что одна из учениц принесла документы, награды и оригиналы фронтовых писем, грамот своего прадедушки. Эти экспонаты пополнили наш школьный музей, где учитель истории создала на их основе стенд . Тесное сотрудничество с руководителем школьного музея позволяет нам лучше узнавать историю страны, города. Школьный музей пополнился новыми экспонатами и ребятам не терпится вновь побывать там.
Чтобы узнать побольше о достопримечательностях нашего города, его людях и событиях создаются учебные проекты. Один из них о памятниках нашего города, который мы готовили, получил свое воплощение: посещение и рассказ об одном из памятников, его истории в фотографиях, участие в конкурсе «Сохраним наши памятники», объявленном журналом «Автобус».
Самоуправление в классе: «Классный город»
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость. Для того чтобы дети стали активными участниками воспитательного процесса и с удовольствием участвовали во всех внеклассных мероприятиях, необходимо привлекать их к планированию всех воспитательных мероприятий в классе. Я выбрала форму построения Классного города. Дети сами выбрали его название «Доброград». Продолжили построение города принятием Законов в жизни нашего класса и созданием Министерств, где каждый ребенок отвечал на вопрос «Каким министром я хочу быть?» И т.о. у нас появилось несколько министерств, где дети занимаются интересным для себя делом. В конце каждой четверти создается «Пьедестал для награждения», где дети вспоминают самые интересные события в нашем классе.
Итогом всей воспитательной работы может стать карта успешности учащихся по разным сферам, которая ведется учителями, учениками и родителями одновременно. И мне отрадно видеть, что большая часть учеников не чувствует своей несостоятельности в любой из сфер, дети не страдают заниженной самооценкой, что позволяет им быть уверенными в своих силах и желании создавать, проявлять творчество.
Несомненно, что к звездам движутся через тернии, есть такие тернии и у нас, которые мы совместными усилиями стараемся преодолевать. И как сказал Антуан де Сент-Экзюпери «У каждого человека свои звезды». Пусть наши дети найдут свой путь к ним.