Тема классного часа:
«Конфликты. Урегулирование конфликтов»
Цель:способствовать социализации младших школьников.
Задачи:
- познакомить учащихся с различными вариантами решения конфликтов;
-развивать у учащихся умения работать в группах, слушать и договариваться между собой, анализировать ситуацию и делать выводы;
- воспитывать чувство товарищества, дружбы, взаимопонимания.
Учитель:Косарева Ольга Николаевна
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Игра «Дразнилки»
Я называю предмет, а вы придумываете дразнилку по характерному для этого предмета действию при помощи суффиксов - л-, -к-.
- Собака (лаялка, кусалка, охранялка и др.)
- Мяч ( прыгалка, стучалка, пиналка и др.)
- Нож ( резалка, откравалка, ковырялка и др.)
3.Беседа
Сейчас вы дразнили предметы в игре, понарошку. Но очень часто дети дразнят друг друга по- настоящему.
-Как вы думаете, почему они это делают?
(Хотят обидеть; чтобы побегали за тем, кто дразнится; просто так;…)
-Послушайте отрывок из песни на слова Э. Успенского «Рыжий»
(Включаю запись песни:
Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что родился рыжим, конопатым?
Но, однако, с малых лет
Пареньку прохода нет,
И кричат ехидные ребята:
- Рыжий, рыжий, конопатый
Убил дедушку лопатой!-
А он дедушку не бил
А он дедушку любил…)
Ребята дразнили мальчика «рыжий», «конопатый».
-Какие чувства испытывает этот мальчик, когда его дразнят?
(Ему обидно, ему хочется плакать, отомстить.)
-Скажите, помогают ли дразнилки дружить? (Нет)
Получается, что тот, кто дразнится, хочет поссориться, обидеть другого. А другой действительно обижается. В результате возникает ссора, а иногда дело может закончится и дракой.
- Как вы думаете, какие ещё могут быть причины драки, ссоры?
Да. Причины ссор, драк могут быть разные: это и нехватка чего-то, например, одна игрушка на двоих, и разные интересы (болельщики разных футбольных команд). В жизни спорные ситуации, или, иначе говоря, конфликты возникают очень часто.
(Во время беседы на доску вывешиваются карточки со словами:
Конфликт
дразнилка-ссора-драка
разные причины)
Разные люди в таких ситуациях ведут себя по-разному: одни стараются конфликт погасить, т.е. решить проблему мирным путём. Другие, наоборот, вспыхивают как спички, и конфликт тоже разгорается, становится больше.
Чтобы узнать, какой у вас характер – конфликтный или нет – проведём тест. Если вы согласны с моим высказыванием, то ставьте «+» напротив номера вопроса, если не согласны – ставьте «-».
(У каждого ученика чистый лист бумаги, ручка)
4. Тест
1. Когда кто-то спорит, я тоже вмешиваюсь.
2. Я часто критикую других.
3. Я не люблю уступать.
4. Если кто-то проходит без очереди, я делаю ему замечание.
5. Если подают нелюбимую еду, я возмущаюсь.
6. Если меня толкнули, я даю сдачи.
7. Если моя команда выиграла, я могу высмеивать противника.
8. Меня трудно назвать послушным.
9. Когда берут мои вещи без спроса, я могу сильно рассердиться.
10. Меня легко обидеть.
-Посчитайте количество положительных ответов. Если плюсиков:
0-2– у вас миролюбивый характер;
3-5– обычно вы пытаетесь избежать конфликтов;
6-8– у вас часто бывают проблемы с общением;
9-10– у вас «взрывоопасный» характер, вы сами создаёте конфликты.
5. Работа в группах.
А теперь будем работать в группах. Командиры подойдите и возьмите задание.
(Каждой группе предложена проблемная ситуация. Кроме этого, выдаётся лист с началом ответа.)
Ваша задача: придумать различные варианты поведения, ведущие к погашению конфликта.
Ситуации:
- Вы сделали поделку, а на неё нечаянно наступили и сломали.
- Ваш одноклассник порвал книгу, которую вы взяли в библиотеке.
- Вы с ребятами гуляете во дворе. Ваш товарищ выхватывает у вас дощечку, на которой вы хотели съехать с горки.
После обсуждения 1 человек от группы зачитывает ситуацию и предлагаетпути её решения мирным путём.
-Почему надо учиться мирно решать конфликты?
(Чтобы не ссориться, не обижать других)
(На доске появляется «человечек», который идёт в сторону таблички со словом «конфликт»)
-Что больше приносят конфликты: вреда или пользы?
(Появляется табличка со словом «вред»)
- Во время конфликта большинство людей улыбаются или кричат?
(Появляется табличка со словом «кричат»)
- Обвиняют или прощают люди друг друга?
(Появляется табличка со словом «обвиняют»)
Какие чувства испытывают люди в конфликтной ситуации? (Обиду, непонимание)
(Появляется табличка со словом «злость»)
- Но конфликта можно избежать, т.к.возможны разные способы поведения в конфликтных ситуациях, если бы люди следили за своими эмоциями, задумывались бы над причинами своего и чужого поведения. ( Человечек переворачивается).Но это не всегда просто сделать самому, поэтому люди обращаются к другим людям – посредникам, чтобы они помогли разобраться в ситуации. Зная причину всегда легче договориться и решить проблему, а иногда надо просто простить.
(Появляется табличка со словом «понять причину, простить»)
-Как же нужно поступать, если возникла конфликтная ситуация?
( Выслушиваются ответы детей. Под руководством учителя формируются правила)
- Следи за своим поведением и чувствами.
- Будь терпимее, уважай людей, непохожих на тебя.
- Если не знаешь как поступить, обратись к посреднику.
-Кто может стать посредником?
(Друзья, взрослые: родители, учитель и др.)
А при желании всегда можно найти , чем люди похожи друг на друга.
7. Игра «Мы похожи друг на друга»
(Начинает учитель, передавая мяч. Например, я похожа на тебя тем, что, учась в школе, тоже занималась бальными танцами и т.д. )
8. Итог.
Если вы похожи друг на друга, я надеюсь, что вы не будете ссориться, драться, дразниться, те не будете конфликтовать. Если всё же возникла спорная ситуация, надо постараться понять причину и может быть просто простить друг друга, а может стоит обратиться к посреднику. Надо уметь договариваться между собой.