Патриотическое воспитание в начальной школе
Злодеева Мария Викторовна
Вопросы воспитания чувств патриотизма, принадлежности к малой Родине и Отчизне актуальны на каждом возрастном этапе становления человека. Патриотическое воспитание в начальной школе, привитие трепетного отношения к своим истокам – первоочередная воспитательная задача, которую берутся решать педагоги первого школьного звена.Патриотическое воспитание школьников в начальной школе должно учитывать особенности личности ребят. Младшим школьникам свойственны доверчивость, высокая эмоциональность и восприимчивость. Что в сочетании с непреложным авторитетом педагога создает хорошие предпосылки для формирования гражданско-патриотических чувств.
Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную позицию, готовность к служению Отечеству. (Стандарты второго поколения)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенно скажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с ощущением красоты родных мест.
Актуальность:
Становление самосознания личности – тонкая сфера познания, чувств, психологического личностного восприятия мира и себя, собственного Я в мире человеческих отношений, в обществе, в котором живет, учится, трудится человек. Это, конечно, и лично принятие учащимися мировоззренческие идеи, законы, категории и принципы морали, гражданственности, права, личные притязания на собственные решения, интересы и запросы, стремление приобщиться к освоению природного, социального, культурного потенциала окружающей среды.
Процесс формирования правового гражданского общества во многом затрудняется тем, что в подготовке будущего гражданина превалирует акцент на знания о гражданственности, в то время как сегодня в первую очередь требуется разработать процедуры формирования поведения, свойственного члену демократического общества. Сформировать у молодого поколения чувство ответственности, присущее гражданину, уверенность в возможности влияния на ситуацию в обществе и изменять ее к лучшему, реализуя свою активную гражданскую позицию.
Цель патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Задачи патриотического воспитания включают:
· формировать понятия о большой и малой Родине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях; бережного отношения к жизни и ко всему живому;
· прививать трудовые навыки, воспитывать уважительное отношение к труду другого человека;
· воспитывать уважительное отношение к общественной собственности, к собственности другого человека;
Мероприятия, посвящённые патриотическому воспитанию в школе, можно разделить на четыре основных направления:
- прошлое и будущее Родины (знакомство с народными героями, историей, представление родословной, доклады о жизни выдающихся представителей своей семьи, участие в мастер-классах, концертах, посвящённых народной культуре),
- гражданско-правовая сознательность (знакомство с нормативно-правовой документацией, нормами поведения, формирование активной жизненной позиции),
-краеведение (изучение истории и географии родного края)
-работа с родителями (формирование семейной культуры).
Такие мероприятия способствуют активизации гражданской позиции школьников, у них появляется желание трудиться на благо класса, школы, а затем и Родины. Дети осознают своё место в обществе, учатся заботиться не только о себе, но и о близких, других людях, беречь окружающий мир.
Из опыта работы.
В нашей школе существует отряд юнармейского движения «Высота 604». Мои ученики вступили в ряды юнармейского движения во 2 классе. В настоящий момент они обучаются в 4 классе.
За два года обучения мы активно участвуем в таких мероприятиях, как:
- ежегодный «Смотр строя и песни»;
- «Битва хоров» патриотические песни;
- посещение военного госпиталя с концертными номерами;
- акция «Письмо солдату»;
- акция помощи пожилым людям, проживающим в домах для престарелых людей;
- конкурсы рисунков патриотической направленности;
- Экскурсии по местам боевой славы, в музеи города в течение года;
- мероприятия посвящённые освобождению Ленинграда от блокады» , «9 мая – День Победы», День защитника Отечества;
- акция «Свеча памяти»;
- проект «Помним и гордимся!» , посвящённый памяти прадедушек, воевавших в годы ВОВ;
- Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот»;
- Цикл классных часов о героях России;
Ребята с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях, родители активно помогают нам в этом.
Каждый год всё больше желающих вступить в ряды юнармейского движения.
Я считаю ,что патриотическое воспитание школьников одно из ключевых моментов в современном образовании. Это не только развитие и укрепление гражданской и патриотической позиции, но и отличная работа по сплочению детского коллектива.
Спасибо за внимание!
Источники:
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года, № 795
2. Живаяистория-россии.рф
3. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014.