Особенности работы воспитателя группы
продлённого дня с родителями в начальных классах
Терникова Татьяна Владимировна
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Введение- Роль семейного воспитания в развитии ребёнка …..…………………… 4
- Физиологические и психологические особенности детей 7-9 лет …….. 8
- Помощь воспитателя и родителей в адаптации детей к школе …………. 10
- Работа воспитателя с семьёй детей младшего школьного возраста ……. 13
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Родители должны знать, что ребенок с поступлением в школу будет изменяться. К наступлению школьного возраста дети приходят с совершенно разным багажом опыта, с разными знаниями, умениями, навыками, привычками.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «так нужно» лавиной обрушивается на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила идут порой вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.
Период адаптации у каждого школьника длится по-разному: у одних один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка.
Однако нельзя забывать, что воспитание начинается в семье. Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы, а также в трудах известных педагогов.
Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. «В начальных классах связь школы с семьёй (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей - одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье».
Актуальность темы. Учитель является связующим звеном между школой и семьёй, особенно это относится к учителю начальной школы, где он один выполняет не только обучающую, но и воспитательную функции. Общение учителя с родителями учащихся влияет на процесс формирования личности ребёнка , на процесс обучения. Однако следует отметить, что данное общение имеет ряд особенностей на каждой ступени обучения. Они зависят от многих факторов. Изучению этих факторов, влияющих на особенности работы учителя с родителями на первых ступенях обучения, то есть в первом - втором классе и посвящена данная работа.
Цель работы – выявить необходимость тесного взаимоотношения семьи и школы в целом, подробно рассмотреть цели и задачи групп продлённого дня и на основе этого выявить специфику и особенности работы учителей с родителями воспитанников групп продленного дня.
Задачи: знакомство с практической работой воспитателя ГПД, изучение психологической и педагогической литературы по данной теме.
1. Рольсемейноговоспитания в развитии ребёнка
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.
«Семья - основная инстанция в жизни ребенка. Она предоставляет ему чувство безопасности, опеку и воспитание. Здесь развиваются продолжительные взаимоотношения детей с родителями и другими членами семьи. Здесь ребенок узнает, что такое семейные нормы и ценности, которые в свою очередь отражают культуру родных мест, Родины, края или группы жителей», - такое определение семье дает немецкий специалист по детской психологии и психиатрии У. Миелке.
Дети учатся действиям и поступкам, понимая деятельность и поступки других, слушая разговоры и речь, и сами действуя. Следовательно, они подражают другим сопоставляя себя с ними. Здесь большое значение имеет личный пример родителей, их тон речи, высказывания, поведение. Поэтому, общаясь с детьми, надо быть всесторонним эталоном хорошего примера.
Глубокий постоянный контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребенка. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.
У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми.
Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…» Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет модель воспитания «по Споку», забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверены в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
В семье используются различные методы признания и поощрения: погладить, поцеловать, обнять, поднять на руки и т. д. Детей утешают в трудную минуту, поддерживают, находят мотив для защиты их справедливости, а при ошибках, ищут способы для их исправления. При достижениях в трудной деятельности, дети награждаются, но подарки не даются за хорошее поведение, а за то, что человек обязан делать. Награждать можно и вещами, и деньгами.
В крайних случаях применяется наказание, но никогда не используется физическое наказание. Применяются следующие наказания: несогласие, возражение, устыжение, предупреждение. В редких случаях применяется изолирование от братьев и сестер.
Основное требование к родителям – «познай своего ребенка!».
Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий:
- Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношение с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т. п.
- Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.
- Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.
- Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания».
В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока неясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми – когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений – вот залоги эффективного семейного воспитания.
- Физиологические и психологические особенности детей 7-9 лет
Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. Учителя начальных классов знают, что работоспособность детей через 20-25 минут урока значительно снижается, дети младшего школьного возраста устают при посещении группы продленного дня, после шумных мероприятий, требующих активного включения.
Не может не отражаться на психологическом состоянии и здоровье школьников и принципиально новая ситуация, необходимость учиться, быть дисциплинированным, сдержанным, организованным, налаживать отношения с новым коллективом.
«Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но уже начинает утрачивать детскую непосред-ственность, в поведении у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он не только приобретает новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни», – пишет психолог Н.Ю.Кулагина.
Ребенок 7-ми лет больше направлен в себя, «как бы отвернувшись» от окружающего мира. В каком-то смысле он спокойнее, замкнут, любит одиночество. Он хочет иметь свою комнату, свой «угол», в который может удалиться или складывать свои игрушки. Дети в данном возрасте становятся постоянными зрителями какой-либо передачи. Они как бы творят себя наблюдая, думая, передумывая. Но их руки постоянно заняты, они все хотят попробовать, потрогать. Дети рисуют. Любят не только сам процесс, но и результат работы. Начинают играть в игры по правилам. Много требуют от себя, поэтому им надо помочь остановиться.
Дети 8-ми лет «встречают мир». Им всё легко. Их надо охранять от попыток сделать слишком много и от высокой самокритики. Они стремятся к общению, им не только интересно, что люди делают, но и что они думают. В общении с матерью они требуют, чтобы отношения были глубокими, основаны на взаимопонимании. Они хотят, чтобы мамы думали также, как и они. Отцу они уделяют меньше внимания. У восьмилеток изменчивое настроение: то очень хорошее, то очень плохое».
Д.В.Савицкая в своей статье пишет: «К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе».
3. Помощь воспитателя и родителей в адаптации детей к школе
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной как для родителей, так и для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и воспитатель, а также родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь.
Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе, он длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению психологи понимают «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства».
Психолог А.Гучас писал, что «дети, пришедшие в школу, с первых же дней попадают в неблагоприятные условия для их психического развития: программы для всех одинаковые, темп обучения очень быстрый, а физические и психологические способности не у всех одинаковые. Поэтому часть детей начинает отставать, что вызывает отрицательные переживания и усложняет взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Помочь ребенку может совместная деятельность учителя и родителей».
Похожие мысли по этому вопросу высказывают авторы М. Перец, Б. Минзел, Х. Вимери в свей книге «Что должны знать родители»:
«Это событие (начало учебы в школе) требует от ребенка большого количества физических и духовных сил, т. к. меняется установленный дома порядок. В школе ребенок попадает в абсолютно новое окружение и чувствует противопоставление между требованием и окружением. В этой ситуации ребенок должен адаптироваться. Должны различными способами помочь ребенку войти в новое, совсем чужое социальное окружение, где все так строго регламентировано».
Для этого воспитатель и родители должны:
- создать ребенку условие учиться в спокойном, постоянном месте;
- установить рациональный режим дня;
- создать условия для достаточной подвижности ребенка;
- создать для ребенка условия хорошо выспаться и вовремя поесть;
- систематически развивать внимание детей;
- бороться с умственной ленью;
- развивать веру в свои силы;
- регламентировать просмотр телепередач;
- не требовать с ребенка больше его возможностей;
- не перегружать ученика письменными заданиями;
- поощрять положительный взгляд на учебу;
- учить экономить и ценить время.
Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка является основой для развития познавательных процессов, поэтому родителям необходимо помнить о том, что ребёнку требуется теплота, уют, спокойствие. Поэтому если эмоциональная сторона личности детей будет правильно развита (то есть ребёнок не будет импульсивным, ребёнок адекватно воспринимает критику, ребёнок в конфликте не ведёт себя агрессивно и т.д.) то его умственное развитие также будет на высоком уровне.
4. Работа воспитателя с семьёй детей младшего школьного возраста
Основные направления реформы общеобразовательной школы ориентируют педагогов на усиление помощи семье, на широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися.
Обучение - совместная работа учителей и родителей. Взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развивать способности каждого ученика в школе и за ее пределами. Педагоги должны стараться достичь содержательного диалога с родителями.
Форма и содержание сотрудничества школы с семьей зависят от целей, поставленных учителями и воспитателями.
Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает такие задачи как:
- познание семьи ученика;
- изучение влияния социального окружения на личность ученика;
- организация совместной педагогической деятельности школы и семьи в обучении и воспитании детей;
- помощь родителям в воспитании детей дома;
- организация педагогического просвещения родителей;
- нейтрализация отрицательного влияния семьи.
Русский педагог Т.Воликова пишет: «Формы работы учителя с родителями разнообразны:
Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;
Групповые: (Родители могут объединяться в группы по образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям успеваемости их детей.) Здесь выделяются: взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и работа с активом.
Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия и т. д.
Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения».
На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам».
Работая с родителями, важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться.
От тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в первом классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.
По мнению В. Н. Ибрагимовой содержание работы учителя с родителями первоклассников определяется тремя основными задачами:
- Ознакомление с опытом семейного воспитания детей с целью изучения уровня подготовленности первоклассников к школе; соблюдение преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.
- Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи родителям в правильной организации учебной и творческой деятельности первоклассника и его отдыха.
- Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе.
Для родителей учащихся первого - второго класса характерен более высокий уровень воспитательной активности и потребности во взаимодействии со школой. Они часто приходят в школу, интересуются своими детьми. И эти интересы учитель обязан удовлетворять и давать родителям больше информации, чем их интересует.
Можно выделить следующие важные аспекты общения учителя с родителями в 1-2 классах:
- Начинать разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешить решать проблемы;
- Показывать внимание родителям, интересоваться их работой, домом;
- Обсудить эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
- Внимательно слушать и принимать то, что говорят родители, не критиковать их мнение, а стараться понять, что разрешает им так думать;
- Уделять столько времени, сколько требуется;
- Мотивировать аргументы тем, что то о чем вы говорите важно всем и большинство вас поддерживают;
- Информировать родителей лично, при помощи писем или индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для родителей, не передавать через детей или других лиц.
Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.
Семья и школа - это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
Список использованной литературы
- Гуткина Л.Д. «Планирование и организация воспитательной работы в школе» (М, Центр “Педагогический поиск”, 2002).
- Ибрагимова В.Н.«Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса» («Начальная школа», 1988, №10).
- Кузнецова Л.В. «Воспитательная работа в школе» (М, «Школьная пресса», 2002).
- Кулагина И.Ю. «Возрастная психология» (М, 1998).
- Немов Р. С. « Психология» (М, 1998).
- Подласый И. П. «Педагогика» ( М, 1999).
обучению» («Начальная школа», 1999, №3).
8. Смолка Е.«Воспитывать вместе» («Семья и школа»,1985,№ 3).
9. Сухомлинский В. А. «Мудрость родительской любви» ( М,1990)
- Ханхасаева И. «Растёт дочка, растёт сын» (М, 1991).
- Харчев А.Г. «Социология семьи: проблемы становления науки». (2003, Перепеч. с изд. 1979 г.)
- Чечет В. В. «Педагогика семейного воспитания» ( Минск, 1998).