Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Прививать желание учиться

Кольцова Людмила Петровна
Во все времена у учителей и родителей стоял вопрос: каким образом помогать ребёнку в учёбе? Как пробудить у него интерес к школьным занятиям, к чтению книг?
  • Одни родители заботятся о том, чтобы пробудить у своего ребёнка интерес к приобретению знаний, вызвать желание учиться, потребность узнавать новое и не только на уроке, стремление всегда искать ответы на вопросы, возникающие в жизни, во время занятий, при чтении книг.
  • Другие родители, сосредотачивая внимание детей только на получении отличных и хороших отметок, невольно сужают цель их обучения. В таких семьях ребёнок с младших классов привыкают ради отметки, а взрослые ограничивают свою помощь им в учебной деятельности проверкой того, насколько твёрдо выучен по учебнику заданный материал.
Не только дети, но и мы, взрослые, с интересом относимся к делу тогда, когда оно у нас спорится. Какую же обстановку создать ребёнку в семье, чтобы у него спорилась учебная деятельность?
  1. Выделение постоянного рабочего места.
  2. На нём следить за порядком, держать только всё нужное, необходимое.
  3. Делать всё по режиму, всегда в одно и то же время.
  4. Спать ложиться не позднее 21:00.
За учебной работой детей родители чаще всего наблюдают во время приготовления домашнего задания. В начальной школе дети нередко просят старших помочь решить трудную задачу, разобраться в упражнении, объяснить непонятное слово.
Педагогика требует, чтобы, оказывая такую помощь, родители ни в коем случае сами не выполняли письменные задания за ребёнка, не давали готовых ответов, сковывающих собственную мысль, почаще отсылали ко всякого рода словарям и справочникам, учили ими пользоваться.
Активное запоминание требует, чтобы ученик, перечитав 2-3 раза весь заучиваемый текст, обязательно его воспроизвёл. Тогда он сразу обнаружит трудные для себя места, заглянет в них ещё, перескажет отдельно.
После этого неплохо почитать в последний раз весь текст и пересказать его уже целиком. Хорошая библиотека в доме мотивирует детей больше читать. Сначала ребёнок берёт в руки книгу от скуки, а потом чтение входит в привычку.
Экскурсии и походы, аквариум или гербарий, чтение журналов, рассматривание комиксов, уголок, где можно мастерить, проводить опыты-всё это способствует умственному развитию школьников и даёт им полезные практические навыки.
Можно помочь ребёнку добывать знания с помощью новых технологий. Вместе освоить полезные программы и приложения: рисунок, программирование, проектирование.
Многие родители наказывают детей за плохие отметки. Но какое воздействие оказывают наказания, заставляют ли они детей изменить отношение к учёбе, полюбить школу?
Плохая отметка – большая беда для детей, даже для тех, которые напускают на себя безразличный вид, получив их.
Вот почему правильно поступают те родители, которые к ребёнку, сообщившему о полученной плохой отметке, относятся как к человеку, попавшему в беду.
Как поступить, чтобы этот временный неуспех в работе, не вызывая у сына или дочери отрицательное отношение к предмету, по которому они не успевают? Прежде всего важно внушить ребёнку, что его горе поправимо. Поэтому не следует падать духом, а надо как можно скорей наверстать упущенное. Ведь самое страшное – не плохая оценка в дневнике. Беда в том, что не усвоена какая-то тема из пройденного на уроке. Иметь пробелы в знаниях это всё равно, что взбираться по лестнице, у которой не хватает многих ступеней. Подобными беседами взрослым удаётся постепенно убедить ребёнка в главном: он должен учиться не для отметки, не для папы с мамой, не затем, чтобы сдать экзамены в ВУЗ, а для того, чтобы приобрести прочные знания. Учиться нужно для жизни!
Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей взрослых. Интересы старших школьников отличаются от интересов подростков и младших школьников. Младшие школьники весьма любознательны. У них ещё не определилась область особых интересов, поэтому тянутся ко всему новому. Мир представляется им простым. Животные, моря, горы, растения, острова, звёзды, планеты, реки, озёра, города, транспорт, межпланетные полёты. Любые рассказы, фильмы, знакомство с фотографиями на эти темы вызывают их интерес и желание узнать больше. Учитель, который удовлетворяет эти потребности школьников, положительно влияет на их стремление учиться. Младшие школьники любят мечтать и играть, раскрывать тайны и разгадывать загадки. Серьёзная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно включать в занятия с младшими школьниками игры игровые элементы, давать нагрузку их воображению, использовать экскурсии и выходы за пределы класса, менять характер их деятельности.
Младшие школьники любят испытывать свои возможности кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный. Их стремление к соперничеству можно использовать при организации различных соревнований, конкурсов, викторин, чемпионатов.
Продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, запоминать и применять изученный материал. Учителю следует обратить внимание на чёткое структурирование учебного материала, яркое и увлекательное изложение учебного материала, ритмичное чередование различных занятий на уроке. Очень важно обеспечить активную позицию учащихся в учебном процессе. Прежде всего, необходимо предусмотреть и обеспечить обстановку свободного сотрудничества школьников с учителями как необходимое условие всякого стимулирования. Вот те формы и приёмы обучения, которые используют творчески работающие учителя для того, чтобы школьники самостоятельно добывали знания и оперировали с ними: научные дискуссии, мозговой штурм, ученическая исследовательская группа, придумывание научно-фантастических рассказов, спектакли, выпуск газет, журналов, буклетов, рекламных видеофильмов, по изучаемым предметам, экскурсии, поездки, экспедиции.
Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.
Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка, отмечал, что в школе игра не только исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, – говорил он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…»
Игра – наиболее освоенная детьми деятельность. В ней черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший путь включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.
Вся детская деятельность неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность.
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми, различают: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические.
Игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты-сюжетно-ролевые. Особенно большое значение они имеют в нравственном воспитании, в развитии фантазии, воображения и речи.
Игры-драматизации представляют собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий служит канвой для импровизации. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей (все участники), а могут носить характер концерта. Если они разыгрываются в классической театральной форме (сцена, занавес, костюмы, грим) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры создаются в учебно-воспитательных целях. Это могут быть дидактические игрушки и материалы, лабиринты, игры-загадки, задачи на логику, игры-путешествия.
Подвижные игры-важнейшее средство физического воспитания. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер.
Важная функция игры – организаторская. Игровая форма организации урока (воображаемое путешествие, разгадывание загадок, шарад, наблюдение за действиями любимого героя мультфильма, придумывание сказок…) помогает детям легко включиться в познавательную деятельность. Игровые формы организации внеурочной деятельности-«Весёлые старты», «Школа мальчиков», «Школа девочек», лыжные гонки, детские праздники, дают возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей, сплачивают детей на основе общих замыслов и интересов.
Что же понимается под готовностью ребёнка к учёбе?
Большинство психологов едины во мнении: желание учиться, умение учиться, способность мобилизоваться (обладать волей), понимание своего долга ученика, готовность жить в коллективе и активно работать в школе, помимо умственной и физической развитости, предполагает и такие качества, которые помогают ребёнку видеть себя глазами других детей, уметь согласовывать свои действия с интересами коллектива, доброжелательно общаться с товарищами.
Разумное сочетание игр в учебном процессе помогает освоить роль ученика, учиться с интересом, быть активным и внимательным на уроках. Использование дидактических игр способствует объединению детей для выполнения новой учебной задачи и для закрепления материала, пройденного на уроке.
Большую трудность представляет для младших школьников правила поведения на уроках и усвоение таких нравственных норм, как взаимопомощь, ответственность, правдивость. Исследования показали, что при существующей организации игровой и учебной деятельности игровая деятельность в большей мере способствует усвоению детьми норм взаимопомощи.
Игнорирование учителями коллективной игровой деятельности приводит к разрушению нравственной атмосферы, замедляется усвоение норм и правил поведения.
Привлекательность школьных помещений, приятная окраска стен, чистота, уют, цветы – всё это нужно школе не меньше, чем театру.
Профилактика переутомления, снятие психических напряжений и моменты кратковременного отдыха от умственных занятий стимулируют дальнейшую познавательную деятельность. Уважение к личности ученика, признание его деловых качеств является прекрасным средством побуждению к учению. Вся школьная жизнь, всё общение педагогов с детьми должны быть пронизаны гуманным отношением к школьникам.
Расширение свободы и самостоятельности положительно влияет на самочувствие школьников. Их притягивает школа, они воспринимают её как дои радости.
Разнообразие деятельности и полная жизнь в школе и классе: масса интересных событий, ученическое самоуправление, преодоление однообразной школьной рутины – всё это положительно сказывается на учебном процессе.
Различная внеучебная деятельность должна быть подчинена общим задачам учебно-воспитательного процесса. Стимулирование учения является ключевой проблемой образования в современных условиях.
Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера в классе, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который не является стимулом к достижению успехов. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые создаются вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребёнку справиться с поставленной перед ними задачей. Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
Дети любят оценивание своих работ. Особенно, если на тетради появляется наклейка в виде звёздочки или смайлик.
Коллективная похвала – учащиеся хлопают в ладоши ученику. который дал правильный ответ, прочитал выразительно стихотворение или первый раз получил «5».
Общая радость даёт возможность ученику почувствовать себя удовлетворённым, стимулирует его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Педагогу очень важно знать, какой важный эмоциональный фон преобладает в коллективе в течение учебного дня, и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, где ученик использует самооценку.
Ситуацию успеха создают не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Это ведение портфолио. где отражаются достижения ученика. В классном уголке разместить коллективные грамоты, индивидуальные грамоты, которые ученики получили в школе и вне школы. Ребята очень хотят, чтобы их фамилии, фотографии, дипломы, грамоты были на видном месте.
Ребёнок приходит в школу преисполненный желания учиться. Успех является источником внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей. На основе этого можно сделать вывод: успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!
Познание – это не только сидение за партой и бесконечные занятия. Не перегружайте расписание ребёнка, дайте ему свободное время, чтобы он успевал отдыхать и у него оставались силы на новые интересы, хобби, увлечения. Это только увеличит эффективность обучения.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»