Лень и причины ее появления в младшем школьном возрасте
Чиркова Анастасия Юрьевна
Проблема лени является самой актуальной во все времена и подвластны ей в любом возрасте.Бороться с ленью необходимо уже с самого детства, особенно в младшем школьном возрасте, когда они начинают полагаться на себя в решении проблем и эмоционально не зависеть от других.
Когда ребенок идет в школу, изменяется его социальное развитие и появляются новые обязанности. К примеру, организованность, ответственность, дисциплина, исполнительность и обязанности, которые связаны с учебной деятельностью.
Бывает что лень является необходимым периодом восстановления жизненных сил: так например, после перенесенной болезни, ребенок может проявлять вялость и отказ от деятельности, что скорее свидетельствует о восстановительном периоде. Так же очень часто дети не выдерживают учебной и внеучебной нагрузки. В таких случаях важно правильно организовать день ребенка, учитывать необходимость свободного времени для прогулок, прибегнуть к восстановительным процедурам: прием витаминов, утренняя зарядка, посещение бассейна и др.
Но если у ребенка отмечается резкий отказ о деятельности, которой раньше ребенок был увлечен, то скорее это сигнал того, что на ребенка нужно обратить серьезное внимание.
Причиной детской и подростковой «лени» также могут быть и страхи перед неудачами, неуверенность в себе. Ребенок попросту может не знать, КАК что-то сделать, а спросить у учителя или родителя порой — боится. Нередко детскую лень провоцирует стресс – изменение состава семьи, переезд, конфликтные ситуации в школе или в детском саду.
Важно также привести традиционное определение лени: лень является недостатком трудолюбия, когда человек отдает предпочтение развлечениям и свободному времяпрепровождению вместо важной и значимой деятельности, требующей воли и сил.
Такая «лень» является скорее признаком недостатка в развитии волевых качеств личности ребенка. Проявлением этого могут быть ситуации, когда ребенок загорается какими-нибудь видами деятельности, например, секциями и кружками, но спустя непродолжительное время отказывается их посещать, говоря о том, что это неинтересно скучно и т.д. Незрелая произвольность также будет проявляться в учебной деятельности. Такие дети перестают делать устные домашние задания, с трудом высиживают целый учебный день в школе. Все эти симптомы указывают на недостаточность в саморегуляции ребенка и необходимость обратиться за помощью к специалисту.
Существуют разные виды лени у младших школьников:
1.Мыслительная: отказ о размышлении над результатом, который школьник должен получить в ходе учебной деятельности или же постоянное бездумное выполнение неэффективных действий.
2.Физическая: отказ от физических действий, желание отдохнуть, подобный вид лени может носить временный характер или же постоянный, часто проявляется на уроках технологии и физической культуры.
3.Эмоциональная: низкая эмоциональность, отсутствие эмоциональных реакций, появление апатии, часто наблюдается у школьников во время праздников, уроков ИЗО, музыки, во внеклассных мероприятиях.
4.Творческая: школьники ленятся выполнять задания творческого характера, а иногда ленятся творческие личности, устали от избыточной деятельности.
5.Патологическая: лень целиком поглощает школьника, охватывая все сферы его жизни. Может быть симптомом серьезного заболевания.
6.Философская: в этом случае некоторые убеждения школьника являются основной причиной его бездеятельности: он не может ответить на вопрос - зачем учиться? Зачем трудиться?
7.Интеллектуальная: самая страшная разновидность лени - это леность разума, когда у школьника проявляется нежелание мыслить, прилагать умственные усилия в выполняемом деле, анализировать и критически оценивать поступки, события, исчезает любознательность.
Кроме понятия «лень», у педагогов существует понятие «пассивный ребенок»
Понятие «пассивный» в словаре С.И. Ожегова раскрывается как «не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности».
В педагогической психологии «пассивный» обычно толкуется как противоположный активному, активный с отрицательным знаком. Основные признаки пассивности школьников - это пониженная интеллектуальная активность, недостатки физического здоровья, отставание в развитии.
В психологии проблему лени и пассивности учащихся в учебной деятельности впервые сделала непосредственным предметом исследования Л.С. Славина.
У нее понятие «пассивные ученики» получает конкретность: у пассивных учеников
- недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков,
-отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности,
- отсутствие познавательного отношения к действительности.
После того, как учитель определится с видами и причинами лени, строится дальнейшая работа по преодолению лени учащихся.