О воспитании чувства патриотизма в современной школе
Кадырова Елена Сергеевна;
Усатова Наталья Сергеевна;
Морозова Евгения Сергеевна
Усатова Наталья Сергеевна;
Морозова Евгения Сергеевна
«Долг перед Отечеством – святыня человека.
От нас, отцов и матерей, от воспитателей зависит,
чтобы каждый наш юный гражданин дорожил этой святыней…» (2)
В.А. Сухомлинский.
От нас, отцов и матерей, от воспитателей зависит,
чтобы каждый наш юный гражданин дорожил этой святыней…» (2)
В.А. Сухомлинский.
Один мой преподаватель в институте говорил, что все главные слова в русском языке с корнем род: род, родиться, рождение, Родина, родной и т.д. и всё, что с этим связано. Действительно, только в России, при обращении к постороннему человеку, скажут: «Доченька (сынок), уступи место». «Садитесь, бабушка»…
Что же есть патриотизм? Безусловно, это любовь и уважение к своей Родине (малой и большой), своему дому; это гордость за свою страну; желание здесь жить и работать; это беззаветное служение своей Родине; это способность встать на её защиту. И, конечно же, это чувство, которое формируется с годами. Примерно такое определение мы найдём в любом словаре.
Почему патриотизм, казалось бы, одно из наиболее глубоких чувств (понятий), закрепленных веками и тысячелетиями, сегодня отчасти утерян? Почему сегодня говорят о его возрождении с высоких трибун? И как мы (родители, педагоги) можем прививать гражданскую идентичность детям?
Всё начинается с семьи, где ребёнок воспринимает себя частью некого рода, в котором формируется его отношение к людям, к стране, к жизни такое же, как у родителей. В этом смысле воспитание патриотизма – дело семейное. Семья - это первое «общество», с которым сталкивается человек, и откуда он берет первоначальные знания и опыт об этом мире… И если, скажем, в семье отношение к этому государству отрицательное…, то очень трудно садику или школе его переломить.
А такое тоже может быть, потому как далеко не все родители заботой государства довольны. В этом смысле, конечно, для решения задач патриотического воспитания необходимо, чтобы и само государство было заинтересовано в этом и заботилось о своих гражданах. В ответ на заботу только и может возникнуть любовь к родине у граждан.
Здорово, что во многих семьях хранятся и развиваются традиции рода. Хорошо, когда есть профессиональные семейные династии, которые своим трудом служат Отечеству и на этом примере воспитывают своих детей. Но очень обидно, когда люди страдают в нашем государстве, живя на низкую зарплату, не имея дома…, или и вовсе уезжают за границу. Пока это наша боль…
В «советские годы», с одной стороны, забота государства ощущалась сильнее, чем сегодня, с другой - мы все помним, насколько была сильна идеология в годы советской власти. Многие люди, преодолевали трудности, потому что верили, что строят «общее светлое будущее». Это являлось фундаментом, на котором строилась вся наша жизнь. «Советский человек воспитывался на любви к Родине, за которой стояла любовь к великим идеям» (1). В настоящее время, существует мнение, что «жизнь человека все чаще идет под знаком господства экономики…» Мы видим, что ценности нашей жизни стали другими. Жизнь быстро меняется. И можно с уверенностью сказать, что через несколько лет тоже всё будет иначе, нежели сейчас, и для людей будут ценны иные вещи. И каким будет наше будущее - не знает никто – это можно только предполагать.
А наша (школы, семьи) задача – воспитывать детей сейчас. Ведь именно они будут строить наше будущее.
Существуют вещи, которые всегда ценятся, независимо от исторического периода, которые прививаются в детстве. Огромную роль здесь играют семья и школа (или детский сад). Именно они через культуру, язык, историю могут заложить в человеке нравственные ценности, и в том числе любовь и преданность к своей отчизне. Мы (педагоги, классные руководители) в школе, конечно же, стремимся выстраивать такую работу с детьми, в результате которой они будут хорошо относиться к стране, постоянно помнить о культуре, людях, истории той территории, на которой они живут.
Здесь, конечно же, важна согласованность школы и семьи по вопросам воспитания.
Для нас важными выступают отношения детей внутри классного коллектива, где необходимо создать особый микроклимат доброжелательного отношения, внимания друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему. Любая ситуация в классе обсуждаема. Таким образом, дети учатся считаться с интересами, замыслами товарищей, добиваясь общей цели, оказывать помощь друг другу. Постепенно развивается чувство ответственности за своё поведение перед сверстниками. Разве это помешает формированию потребности заботиться о других? Это ведь тоже неотъемлемая часть патриотизма.
Ещё одним из способов решения нашей задачи является экологическое воспитание, с точки зрения его практического применения. С одной стороны, мы учим беречь окружающую среду, экономно и бережно относиться к ресурсам природы. А с другой стороны, ребёнок учится сам своими руками строить мир вокруг себя, на основе сложившихся убеждений и мировоззрения.
Безусловно, нужны и праздники, которые напоминают историю нашей страны, но они должны включаться в контекст жизнедеятельности детского учреждения.
Правильно обсуждать с детьми их чувства через собственную семейную историю. И делать это не от праздника к празднику, а каждый день. Рассказывать о жизни своих предков, чтобы малыш гордился своими корнями и мог сказать: «Это мой прадед, который воевал за свою Родину…, это моя прабабушка, которая выжила в этой войне…
При этом важно, чтобы «дети не только знакомились с именами и подвигами героев Отечества, не только возлагали цветы у памятников в дни торжеств, но и учились чувствовать и понимать чужую боль, сопереживать. Стоит встречаться с людьми, которые испытали все ужасы и лишения «вооруженных конфликтов», военными, беженцами для того, чтобы они поговорили с детьми о войне, о том отчаянии, когда приходится покидать свой родной дом, о страхе за жизнь и судьбу родных.
Конечно, в отношении патриотического воспитания в нашей стране больше вопросов, чем ответов, очень много противоречий, которые нужно решать и на уровне государства, и на уровне каждого гражданина, которому небезразлична судьба нашей Родины. Существует масса примеров из нашей жизни, которые доказывают, что в наших сердцах есть тот самый «уголок Родины». Это проявляется в тоске по родным местам, когда мы находимся далеко, в другом городе или другой стране.
И здесь хорошо, когда у учителя есть возможность вместе с учениками путешествовать по другим городам, селам, районам огромной страны (пусть поначалу и не таким далеким). В таких путешествиях дети могут, кроме всего прочего, и страну посмотреть, и познакомиться с жизнью людей в других местах, и получить опыт тоски по родному городу, селу.
Чаще всего ребятам в младшем школьном возрасте еще не совсем понятно, что такое любовь к Родине, но зато им близка и понятна любовь к своему дому или двору. И если нам, взрослым, вместе с детьми попробовать привести в порядок собственный школьный двор, посадить на его территории деревья, рассказать об истории города и края языком, доступным ученику – это и будет воспитание патриотизма, уважительного отношения к родной земле.
Список литературы
- Памятка «Известные люди о воспитании любви к Родине» (dohcolonoc.ru)
- Сухомлинский В.А. «О воспитании», - М.: Издат. полит. литературы – 1972 г.