Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Социализация обучающихся через игровую деятельность

Касьянова Ольга Анатольевна,
ГБОУ школа 561
Калининского района Санкт-Петербурга

 
Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить.
А.М. Горький
Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрения новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек:
-успешно адаптированный в обществе;
- умеющий выстраивать межличностные отношения;
- имеющий навыки конструктивного общения.
К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка. Современное общество требует инициативных людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Современная социальная среда, как общества, так и семейного окружения, сложна и нестабильна. Проблема социальной адаптации школьника на сегодняшний день очень актуальна, ведь процесс социализации личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и образовательные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Современные дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является школьное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в младшем школьном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
Мир детства — это чудесный и таинственный остров в мире взрослых. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – классе – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Слаженная и по-настоящему интересная игра возможна только в том случае, если дети проявляют мыслительную гибкость и способность конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей. Использование любви ребенка к играм в воспитательном процессе детей начальных классов позволяет педагогам в снятии проблем и трудностей, возникающих у детей при поступлении в школу. Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим  здоровьем человека. Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Известно, что занятия с детьми, проведенные в занимательной игровой форме, пользуются у них успехом и любовью. Цель подобного общения взрослого с ребенком — интересно и увлекательно рассказать поучительные истории о взаимоотношениях самых разных обитателей мира природы, обогатить ребенка запоминающимися впечатлениями.
Образовательная область социально — коммуникативного развития реализуется в 4-х направлениях:
- развитие игровой деятельности;
- патриотическое воспитание;
- формирование основ безопасности поведения в быту, социуме, природе;
- трудовое воспитание.
Хотелось бы остановиться на игровой деятельности, как на одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей.
Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка.
Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие школьников начальных классов происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходит в игре. Слаженная и по-настоящему интересная игра возможна только в том случае, если дети проявляют мыслительную гибкость и способность конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей. Известно, что занятия с детьми, проведенные в занимательной игровой форме, пользуются у них успехом и любовью. Цель подобного общения взрослого с ребенком — интересно и увлекательно рассказать поучительные истории о взаимоотношениях самых разных обитателей мира природы, обогатить ребенка запоминающимися впечатлениями. Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем — это, прежде всего, встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Многолетний опыт педагогов показывает, что почти у всех детей можно развить способности так, чтобы они хорошо учились.
К сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону — исполнительские способности, а более сложная и важная сторона — творческие способности человека — отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Есть дети, которые плохо учатся потому, что просто не любят думать. Они избегают всяких учебных занятий, которые требуют от них размышлений и заставляют их активно умственно работать. Насильно, одним только принуждением здесь ничего исправить невозможно. Поэтому надо превратить для ребенка учение из трудной и неприятной работы во что-то интересное. Здесь на помощь должна прийти игра. Дети увлекаются игрой и в том случае, если в нее включить выполнение учебных заданий. Благодаря учебной игре многие ребята хорошо овладевают чтением и  счетом. Ролевые и коррекционно-развивающие игры помогают детям изучать социальные роли, развивать у детей самосознание, навыки общения. Общение является важным элементом любой игры, которая дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Огромное значение для воспитания и развития личности имеет – сюжетно – ролевая игра. Она выступает важным средством социально-коммуникативного развития детей, способствует усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития театрализованной игры. Со временем дети не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные знакомыми литературными произведениями. Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети, в большинстве случаев, подражают добрым, честным персонажам, таким образом, выражают свое отношение к добру и злу.
В ГБОУ школе № 561 Калининского района Санкт-Петербурга  используются следующие сюжетно – ролевые игры:
«В магазине игрушек» - цель: активизация и закрепление в речи учащихся слов — названий игрушек, тренировка в правильном употреблении выражений «сколько стоит?», «покажите, пожалуйста», «помогите мне выбрать игрушку для друга», «заверните, пожалуйста»; воспитание навыков культурного общения и поведения в обществе и др. Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи младших школьников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми;
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);
            Игра-имитация образов  хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) и др.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она формирует знания детей о явлениях общественной жизни, помогает, активно познавать окружающий мир и становиться его частью:
«Собери слова» - цель: - формирование навыка выполнения звукобуквенного анализа слов, корригировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебе;
«Узнай предмет по его силуэту» - цель: развитие мышления, внимание, память и речь ребенка;
«Семья» - цель: работа над усвоением знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст), о составе семьи (имя, отчество, возрасте, их труде);
            «Мы очень любим» - цель: формировать доброжелательность, любовь к родным и близким; «Дом» - цель: работать над усвоением знаний понятия;
«Дом» - цель: называть, из каких частей состоит дом (крыша, окно, дверь, крыльцо и т. д.), способствовать развитию мышления, воображения.
Главная цель любой дидактической игры — обучающая. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач.
Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется его внимание, память, развивается познавательный интерес. Дидактическая игра неслучайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления о социальной деятельности: отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизируются, углубляются знания о Родине, о людях разных профессий, о труде людей, о людях разных национальностей.
Постоянная, целенаправленная работа в данном направлении способствует социально -  коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать к их выполнению.
Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего  воспитания. Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством, и методом воспитания ребенка. Подвижная игра характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.
Игра «Угадай, кто говорит» дети легко узнают голоса птиц и животных. Труднее им узнать - в другом варианте игры - голос товарища. Однако эта задача вызывает интерес, а справившиеся с ней, дети чувствуют себя уверенней, становятся активней. Кроме того развитие слухового внимания, умения слушать, развитие речи имеют в этот период для детей огромное коррекционно-воспитательное значение игры доступны для детей с ОВЗ потому, что не требуют больших физических усилий, особой ловкости и смекалки;
«Космонавты» - коррекционно-развивающая направленность: развитие связной устной речи, пространственной ориентации, координации и быстроты реакции;
«Светофор» - коррекционно – развивающая направленность: развитие быстроты реакции на сигнал (зрительный и звуковой) и реакции выбора.
Во время игр мы учим детей, объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий. В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Именно в процессе таких ситуаций дети учатся понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики — это лишение его главного источника развития. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у школьников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для социальной адаптации и успешного обучения.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»