Откуда берутся лентяи?
Ружникова Елена Аркадьевна
Цель: показать отрицательные стороны лени.
Задачи: научить учащихся распознавать и преодолевать лень, сделать выводы о том, как можно преодолеть свою лень.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
2. Постановка темы.
Отгадайте загадку.
Она боится слова «труд»,
Там, где работают, ее не ждут.
К вам заходит словно тень,
Берегитесь! Это …(ЛЕНЬ)
Лень мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными, больными.
Что такое лень? Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)
В толковом словаре слово лень объясняется так:
«Лень ─ это отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью».
3. Работа со сказкой.
А ведь лень на земле появилась очень-очень давно. Русский народ сочинил немало сказок о лени. Послушайте сказку «Лень и Отеть». Отеть ─ это высшая степень лени. (Чтение сказки).
Жили-были Лень да Отеть. Про Лень все знают: кто от других слыхал, кто встречался, кто знается и дружбу ведет. Лень — она прилипчива: в ногах путается, руки связывает, а если голову обхватит — спать повалит. Отеть Лени ленивее была.
День был легкий, солнышко пригревало, ветерком обдувало. Лежали под яблоней Лень да Отеть. Яблоки спелые, румянятся и над самыми головами висят. Лень и говорит:
— Кабы яблоко упало да мне в рот, я бы съела.
Отеть говорит:
— Лень, как тебе говорить-то не лень?
Упали яблоки Лени и Отети в рот. Лень стала зубами двигать тихо, с передышкой, а съела-таки яблоко. Отеть говорит:
— Лень, как тебе зубами-то двигать не лень?
Надвинулась темная туча, молния ударила в яблоню. Загорела яблоня большим огнем. Жарко стало. Лень и говорит:
— Отеть, сшевелимся от огня; как жар не будет доставать, будет только тепло доходить, мы и остановимся.
Стала Лень чуть шевелить себя, далеконько сшевелилась. Отеть говорит:
— Лень, как тебе себя шевелить-то не лень?
Так Отеть голодом да огнем себя извела.
Стали люди учиться, хоть и с леностью, а учиться. Стали работать уметь, хоть и с ленью, а работать. Меньше стали драку заводить из-за каждого куска, лоскутка.
А как лень изживем — счастливо заживем.
Что же случилось с Отетью? Почему? (Ответы детей)
4. Работа с понятием «лентяй».
1. Как называют людей, которыми овладела лень? (лентяй – лодырь, бездельник, тунеядец)
лентяй - ленивый человек, тот, кто не любит работать; бездельник, лодырь.
бездельник - тот, кто бездельничает, ведет праздный образ жизни; лентяй.
лодырь – от немецкого лоддэр (лоттер), то есть бездельник, человек, который ничего не делает;
тунеядец – тот, кто даром ест хлеб, сидит на шее (туне – даром, ец – есть, еда).
2. Народ всегда высмеивал лентяев. А народная мудрость сосредоточена прежде всего в пословицах и поговорках.
Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Летом не потопаешь, зимой не полопаешь.
3.Откуда берутся лентяи? (Ответы детей)
Многие ленивые дети похожи на ученика Петю из стихотворения Б.Заходера, который мечтает:
Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло ─
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места ─
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я - лентяй.
- А что для вас главное; перестать быть лентяем или чтобы вас не называли лентяем? (ответы детей)
5. Определение проблемы.
А вам мешает лень? Подумайте и запишите, чего бы вы хотели достичь, если бы не ленились.
Пример:
Чисто писать в тетрадях
Читать книжки.
Рано вставать и идти в школу
Помогать родителям в домашних делах.
Заправлять кровать.
Поддерживать порядок в своей комнате.
Следить за чистотой своей одежды.
Кто может поделиться тем, что написал? (Дети зачитывают)
Делаем вывод: присутствует ли в вашей жизни лень и мешает ли она вам? (ответы детей)
Какое же есть верное средство от лени? Подумаем вместе и найдем способы борьбы с ленью. Вам знакома такая ситуация? Многие постоянно себе обещают начать завтра или с понедельника менять себя, не лениться. Вот, например, зарядку.
Мне зарядку делать лень
Каждый ДЕНЬ.
Мне зарядку делать лень
Даже каждый ЧЕРЕЗ ДЕНЬ.
С ней справляюсь еле-еле
Каждую ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ!
Почему не получается? Как себе помочь?
ПРАВИЛО 1: «Действуй здесь и сейчас!» Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
6. Физкультминутка «Весёлая зарядка»
Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится всем нам делать по порядку: Весело шагать: раз-два-три-четыре–пять (ходьба), Руки поднимать: раз-два-три-четыре–пять (руки вверх-вниз), Приседать и вставать: раз-два-три-четыре–пять (приседания), Прыгать и скакать: раз-два-три-четыре–пять (прыжки).
7. Разгадывание кроссворда.
Работаем в паре. Разгадав кроссворд, вы узнаете, какое лекарство есть от лени.
к р о в а т ь
к р о в а т ь
с п о р т
у р о к
л о д ы р ь
1. Любимое место отдыха лентяя, где он любит утром поваляться. (кровать)
2. Чем не любит заниматься лентяй на уроке физкультуры? (спорт)
3. Занятие, на котором все учатся, а лентяй ворон считает. (урок) лентяй. (лодырь)
4. Слово, близкое по смыслу слову
Прочитайте слово в выделенных клетках. Итак, лекарство от лени … (труд)
Труд человека кормит, а лень портит.
Ленивые школьники очень часто скучают на уроках и, в результате, плохо учатся. К сожалению, такие ребята не воспитывают в себе привычку трудиться.
ПРАВИЛО 2: Трудиться нужно и в школе на уроках, и дома, выполняя домашнее задание. И, конечно, необходимо помогать своим родителям в домашних делах.
ПРАВИЛО 2: Трудиться нужно и в школе на уроках, и дома, выполняя домашнее задание. И, конечно, необходимо помогать своим родителям в домашних делах.
ПРАВИЛО 3: Есть еще одно важное правило, о котором забывают многие девочки и мальчики. Каждая вещь должна иметь свое место. Приучите себя всегда класть на место ножницы, ручки, карандаши, книги, личные вещи, содержите в порядке свой портфель и вы заметите, что времени стало больше. Его не надо уже будет тратить на поиски необходимой вещи. Эта привычка поможет вам и хорошо учиться, так как вы всегда будете собранными и организованными.
Почему короткий день? Убирай все с вечера ─
Ты искал с утра ремень, Искать будет нечего!
А потом резинки, От себя прогонишь лень ─
А потом ботинки! И длиннее станет день! (И. Демьянова)
ПРАВИЛО 4: Хорошо составить план свих действий, дел. Записать его или держать в уме, но строго его выполнять, как бы не хотелось отдохнуть, полежать, погулять. Когда запланированная работа будет выполнена, можно отдохнуть. Сделал дело ─ гуляй смело!
7. Психологический тренинг.
Хотите избавиться от лени? Вылепим из пластилина лень и спрячем ее в эту коробку. Лепить нужно молча, чтобы лень не запомнила ваш голос. (Дети лепят лень так, как они ее себе представляют. Лень нужно положить в коробку, закрыть, замотать скотчем. Спрятать в шкаф или выкинуть в мусорную корзину). Помните, что если будете избегать труда, часто будете говорить «Не хочу! Не буду!», то лень выберется из коробки и к вам вернется.
8. Выводы по теме.
Подводя итог нашему разговору, продолжите фразу:
Хочешь победить лень, …
Сегодня мне больше всего понравилось…
Сегодня я научился…
Сегодня я понял…
Будьте трудолюбивы, придерживайтесь правил, и лень никогда к вам не вернется.