Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Сказкотерапия как часть воспитательного
процесса в младшем школьном возрасте

Понаскова Валерия Юрьевна,
вопитатель ГПД ГБОУ школы № 632
Приморского района Санкт-Петербурга
Введение
Цель: выявление особенностей применения сказкотерапии в процессе воспитания детей младшего школьного возраста
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «сказкотерапии» и дать характеристику;
2. Выявить роль сказки в воспитательном процессе;
3. Рассмотреть применение сказкотерапии в работе с младшими школьниками;
4. Выявить особенности работы с сказкотерапией;
Существенное значение в социализации младших школьников имеет школа, где на уроках формируется интеллектуальный аспект личности: школьники учатся работать с литературой, знакомятся с огромным количеством разного рода информации, направленной на расширение интеллектуального кругозора, принимают участие в практических занятиях, которые помогают использовать полученные ранее знания.
«Сказкотерапия» имеет положительную окраску, потому что является самым древним методом воспитания детей. Под использование сказок в настоящее время, понимают передачу знаний и опыта младшим поколениям и социализация детей в реальном мире.
Метод сказкотерапии считается наиболее детским методом, так как он закладывает в детях знание о законах жизни, понятиях о добре и зле, о предательстве и дружбе, так же воспитывает и развивает внутренний мир ребенка и лечит его душу.
Учитывая особенности учеников 1-4 классов, в работе с ними важно уделять особое внимание развитию у них следующих компонентов литературно-творческих способностей: эмоциональность, отзывчивость, эмпатия, наблюдательность, творческое воображение, речевая свобода, ритмический слух, фантазия, поэтическое восприятие действительности, работоспособность, трудолюбие.
Основная часть
1. Понятие сказкотерапии
Сказкотерапия - психотерапевтическое направление, использующее сказки для решения тех или иных психологических проблем.
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
1. Роль сказки в воспитании детей
Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуются его проблемами, что родители на стороне своего ребенка.
Во-вторых, ребенок усваивает определенный подход к жизни: «пытайся разрешить конфликт сам, без помощи взрослого. И у тебя обязательно получиться преодолеть эти трудности», т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы хотим.
В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
Осознание своих негативных чувств - первый шаг к управлению ими. Второй шаг - проигрывание их, и здесь тоже может помочь сказка. Игра в сказочного героя или в сказочного злодея и есть управление своей агрессией. Кроме того, игра в злодея, то есть возможность быть
плохим не по настоящему, а потом снова стать хорошим, показывает ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, что он не останется плохим навсегда.
Важная роль сказки: слушая ее, ребенок идентифицируется с главным героем, и то, что герой сказки - младший ребенок, способствует этой идентификации. Действие сказки начинается с того, что герой оказывается в опасном положении и никого рядом с ним не оказывается. И герой всегда побеждает, потому что он не бежит от опасности, максимально включается в ситуацию и действует адекватно ей. Проживание опасной ситуации в своем воображении уменьшает страхи ребенка, повышает его уверенность в себе и помогает ему в жизни действовать, сосредотачиваясь на ситуации, а не на своих отрицательных эмоциях.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
Функции действующих лиц представляют собой основные элементы сказки. Под функцией понимается поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия.
 
2. Применение сказкотерапии в работе с младшими школьниками
Прием - "воображение против воображения" - действует в школьном возрасте безотказно. В основе есть ряд условий:
•обостренная эмоциональность детского восприятия окружающего;
•особая внутренняя "логика" детского воображения, отличающаяся от обычного хода "взрослого" рассуждения"
•вера, которую рождают в ребенке образы фантазии.
Сюжеты и герои живут в сказках и историях, содержащихся в книгах, которые он читал сам, которые читали или рассказывали ему люди, пользующиеся доверием - мама, папа, бабушка.
Сочинение ребёнком собственной сказки. Цель – развитие творческого воображения, речи, а также диагностика зарождающихся нравственных отклонений. Ребёнка можно попросить рассказать маме (воспитателю) сказку, скажем, про его любимого плюшевого мишку. Ребёнок в таком случае будет ассоциировать себя с главным героем, и по его поступкам и его роли в сказке воспитатель может судить о личностных качествах ребёнка.
Кроме традиционных методов работы со сказкой, таких как чтение, прослушивание, пересказ, сочинение, можно использовать просмотр экранизации сказки с последующим обсуждением, ролевую игру, рисование по мотивам сказок, игры и т.д.
3. Особенности работы со сказкотерапией
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
· Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
· Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
· Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д.
Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:
1. автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
2. активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;
3. социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Заключение
Основной вывод состоит в том, что применение сказки в процессе воспитания детей младшего школьного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.
Знакомство с культурой нации посредством фольклора, сказки, несомненно оказывает воспитательный эффект. Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение.
Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой его сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.
Разнообразие форм работы со сказками, а также многогранность смыслов одной и той же сказки создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий в образовательных учреждениях с использованием методов сказкотерапии.
Список используемой литературы:
1. В.В. Демина. Литературная сказка как средство социализации младших школьников [Текст]/В.В. Демина//Начальная школа [Текст]. – 2016 - №7 – с. 78
2. Психологически словарь. Глоссарий. Сказкотерапия [Электронный ресурс] / Психологический словарь. – Режим доступа: http://www.psychologies.ru/glossary/17/skazkoterapiya/
3. Педагогика. Развитие детей [Электронный ресурс] / Развитие детей. – Режим доступа: https://sci.house/razvitie-detey-scibook/skazkoterapiya-kak-instrument-108045.html
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 159 с.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди [Текст] / Э.Берн – Спб.; Изд-во «Эксмо», 2016. – 576 с.
6. Н.А. Опарина. Развитие литературных способностей младших школьников [Текст]/Н.А. Опарина//Начальная школа [Текст]. 2017 - №5 – 79 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»