Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Использование народных традиций Масленицы
в приобщении младших школьников к народной культуре

Сергиенко Анна Николаевна,
в
оспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 481

Оглавление: 

1.Введение. 

2.Часть1: Знакомство детей с традициями Масленицы. 

3. Часть 2: Примерная структура занятия «Масленица: вопросы и ответы». 

4.Заключение. 

5.Источники. 

1.Введение: Приобщение детей к традиционной народной культуре в начальной школе. 

В наше время, когда активно возрождается церковная культура, христианские ценности, очень важна роль работы педагогов начальной школы, где есть прекрасная возможность для приобщения детей к традиционной народной культуре и формирования основы для её воссоздания. Несложно изо дня в день знакомить школьников с разными её аспектами, руководствуясь народным  календарём. В течение рабочего дня незаменимы аудиозаписи народных песен, мелодий, сказок, потешек,  считалок,  колыбельных. Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью важно делать акцент на произведениях русского декоративно-прикладного искусства, живописи, познакомить с национальной игрушкой. В уголке книг целесообразно выделить место для устного народного творчества и других жанров русской литературы. Для младших школьников любого возраста можно создать картотеку русских народных игр. В нашей школе оборудован миниатюрный музей народного быта «Русская изба», вызывающий неподдельный интерес у детей и взрослых. 

Часть1: Знакомство детей с традициями Масленицы. 

Знакомство младших школьников с историей своего народа естественным образом легче проходит через знакомство с традициями проведения русских праздников. Ведь это не просто веселье, а вековая культурная практика приобщения подрастающего поколения к русским обычаям. Хочу поговорить о национальном празднестве Масленицы. 

В детских учреждениях часто проводится Масленица, как весёлое развлечение с непременным вкусным атрибутом – блинами. И дети воспринимают её именно так.  А ведь у Масленицы есть  и более глубокий смысл, традиции. В этой связи важно предварительно провести  знакомство детей с традициями Масленицы, обычаями каждого её дня.  Занятия, построенные по принципу: «вопросы  и  ответы», удовлетворяют детскую потребность в познании, стимулируют логическое и образное мышление, решают ряд задач:  

- закрепление  знания символов  и  традиций  празднования « Широкой   Масленицы »; 

- знакомство детей с народными пословицами и поговорками; 

- повышение социальной активности; 

- развитие внимания и наблюдательности; 

- создание доброжелательной атмосферы; 

- закрепление знания дней недели; 

- развитие монологической речи, умения выражать свои мысли развёрнуто; 

- развитие интонационной выразительности речи; 

- развитие целеустремлённости, настойчивости, чувства коллективизма, дружелюбия.  

Часть 2. Примерная структура занятия «Масленица: вопросы и ответы». 

Предварительная работа: разучивание стихотворений и песен о Масленице и блинах. 

В начале масляной недели очень наглядна будет демонстрация выразительного отрывка из к/ф «Сибирский цирюльник» о праздновании Масленицы. 

Перечень возможных вопросов воспитателя детям: 

Дети, как вы думаете, о чём этот отрывок из фильма? 

Что такое Масленица? И что вы о ней знаете? 

Как вы думаете, почему праздник назвали именно Масленица? (От какого слова?) 

Воспитатель: Русская Масленица – весёлое народное гулянье на стыке зимы и весны. Само это празднество досталось нам в наследство от предков, которые также наряжали чучело, символизирующее зиму, а после праздника  сжигали его,  прощаясь  с  зимой. Устав от зимы, холода и снега, люди таким образом пытались привлечь милость ласкового солнышка и уговорить его получше греть.  промёрзшую русскую землю. С этой целью и готовили главное угощение масленицы. Какое оно, ребята? А как вы думаете, почему именно блины? 

В: Наши предки верили, что вместе с масленичными блинами им передаётся тепло и могущество самого Солнца. Каждая хозяйка изо всех сил старалась обильно и вкусно угостить своих гостей. Интересно, что у каждой был свой собственный, «секретный» рецепт приготовления блинов, передававшийся им от своих бабушек. 

 Ещё в русских деревнях было принято проводить разные действия, обряды, связанные с кругом: к примеру, люди ярко украшали колесо от телеги и носили его по улице на шесте, как солнце с лучиками. Затем объезжали несколько раз вокруг села на лошадях, и водили традиционные русские хороводы. Наши предки были уверены, что такие действия «умасливают» Солнце, то есть помогают задобрить его. Отсюда и проистекает название одного из самых весёлых и светлых праздников в славянской культуре. 

В ожидании Масленицы люди сочиняли такие поговорки: 

Масленица к нам придёт, блины да мёд нам принесёт! 

Как на масленой неделе из печи блины летели! 

А вот какие стихи народ сочинял про этот весёлый праздник. 

1-й ребёнок: 

Масленица, Масленица!  

Мы тобою хвалимся! 

В гости к нам пришла 

И веселье принесла! 

2-й ребёнок: 

Здравствуй, Масленица! 

Дай, нам маслица!  

Мы блинков себе горячих напечём, 

Нам метели и   морозы нипочём!  

3-й ребёнок: 

Масленица-блиноедка 

Накормила всех людей! 

Заиграла, заплясала, 

Сразу стало веселей! 

4-й ребёнок: 

С Масленицей ласковой поздравляем вас! 

Блинчикам - поцарствовать наступает час! 

Без блинов не сладятся проводы зимы, 

К шутке, к песне, к радости приглашаем мы! 

5-й ребёнок: 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»