Использование народных традиций Масленицы
в приобщении младших школьников к народной культуре
Сергиенко Анна Николаевна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 481
Оглавление:
1.Введение.
2.Часть1: Знакомство детей с традициями Масленицы.
3. Часть 2: Примерная структура занятия «Масленица: вопросы и ответы».
4.Заключение.
5.Источники.
1.Введение: Приобщение детей к традиционной народной культуре в начальной школе.
В наше время, когда активно возрождается церковная культура, христианские ценности, очень важна роль работы педагогов начальной школы, где есть прекрасная возможность для приобщения детей к традиционной народной культуре и формирования основы для её воссоздания. Несложно изо дня в день знакомить школьников с разными её аспектами, руководствуясь народным календарём. В течение рабочего дня незаменимы аудиозаписи народных песен, мелодий, сказок, потешек, считалок, колыбельных. Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью важно делать акцент на произведениях русского декоративно-прикладного искусства, живописи, познакомить с национальной игрушкой. В уголке книг целесообразно выделить место для устного народного творчества и других жанров русской литературы. Для младших школьников любого возраста можно создать картотеку русских народных игр. В нашей школе оборудован миниатюрный музей народного быта «Русская изба», вызывающий неподдельный интерес у детей и взрослых.
Часть1: Знакомство детей с традициями Масленицы.
Знакомство младших школьников с историей своего народа естественным образом легче проходит через знакомство с традициями проведения русских праздников. Ведь это не просто веселье, а вековая культурная практика приобщения подрастающего поколения к русским обычаям. Хочу поговорить о национальном празднестве Масленицы.
В детских учреждениях часто проводится Масленица, как весёлое развлечение с непременным вкусным атрибутом – блинами. И дети воспринимают её именно так. А ведь у Масленицы есть и более глубокий смысл, традиции. В этой связи важно предварительно провести знакомство детей с традициями Масленицы, обычаями каждого её дня. Занятия, построенные по принципу: «вопросы и ответы», удовлетворяют детскую потребность в познании, стимулируют логическое и образное мышление, решают ряд задач:
- закрепление знания символов и традиций празднования « Широкой Масленицы »;
- знакомство детей с народными пословицами и поговорками;
- повышение социальной активности;
- развитие внимания и наблюдательности;
- создание доброжелательной атмосферы;
- закрепление знания дней недели;
- развитие монологической речи, умения выражать свои мысли развёрнуто;
- развитие интонационной выразительности речи;
- развитие целеустремлённости, настойчивости, чувства коллективизма, дружелюбия.
Часть 2. Примерная структура занятия «Масленица: вопросы и ответы».
Предварительная работа: разучивание стихотворений и песен о Масленице и блинах.
В начале масляной недели очень наглядна будет демонстрация выразительного отрывка из к/ф «Сибирский цирюльник» о праздновании Масленицы.
Перечень возможных вопросов воспитателя детям:
Дети, как вы думаете, о чём этот отрывок из фильма?
Что такое Масленица? И что вы о ней знаете?
Как вы думаете, почему праздник назвали именно Масленица? (От какого слова?)
Воспитатель: Русская Масленица – весёлое народное гулянье на стыке зимы и весны. Само это празднество досталось нам в наследство от предков, которые также наряжали чучело, символизирующее зиму, а после праздника сжигали его, прощаясь с зимой. Устав от зимы, холода и снега, люди таким образом пытались привлечь милость ласкового солнышка и уговорить его получше греть. промёрзшую русскую землю. С этой целью и готовили главное угощение масленицы. Какое оно, ребята? А как вы думаете, почему именно блины?
В: Наши предки верили, что вместе с масленичными блинами им передаётся тепло и могущество самого Солнца. Каждая хозяйка изо всех сил старалась обильно и вкусно угостить своих гостей. Интересно, что у каждой был свой собственный, «секретный» рецепт приготовления блинов, передававшийся им от своих бабушек.
Ещё в русских деревнях было принято проводить разные действия, обряды, связанные с кругом: к примеру, люди ярко украшали колесо от телеги и носили его по улице на шесте, как солнце с лучиками. Затем объезжали несколько раз вокруг села на лошадях, и водили традиционные русские хороводы. Наши предки были уверены, что такие действия «умасливают» Солнце, то есть помогают задобрить его. Отсюда и проистекает название одного из самых весёлых и светлых праздников в славянской культуре.
В ожидании Масленицы люди сочиняли такие поговорки:
Масленица к нам придёт, блины да мёд нам принесёт!
Как на масленой неделе из печи блины летели!
А вот какие стихи народ сочинял про этот весёлый праздник.
1-й ребёнок:
Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся!
В гости к нам пришла
И веселье принесла!
2-й ребёнок:
Здравствуй, Масленица!
Дай, нам маслица!
Мы блинков себе горячих напечём,
Нам метели и морозы нипочём!
3-й ребёнок:
Масленица-блиноедка
Накормила всех людей!
Заиграла, заплясала,
Сразу стало веселей!
4-й ребёнок:
С Масленицей ласковой поздравляем вас!
Блинчикам - поцарствовать наступает час!
Без блинов не сладятся проводы зимы,
К шутке, к песне, к радости приглашаем мы!
5-й ребёнок: