Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитательная ценность внеклассного мероприятия

Нахконен Ольга Александровна
Вопрос организации внеклассной работы в процессе всего школьного обучения, являлся всегда актуальным для любого воспитателя и педагога, так как она  объединяет триединую функцию — обучение, воспитание и развитие личности в любом общеобразовательном учреждении.
Приоритетной задачей в условиях реформирования российского образования является совершенствование социального воспитания и развития креативных способностей детей и подростков.
Воспитание в социальном сегменте должно соответствовать нескольким показателям. Во-первых, создавать условия для развития успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях.  Во-вторых, способствовать развитию человека как субъекта деятельности и как личности. В-третьих, оказывать помощь в адаптации  в новом социальном пространстве.
Поэтому, умело организованная в учебном заведении внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения к тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.
Дети, посещающие дополнительные занятия, умеют следить за временем: нельзя опоздать на занятие после школы, нужно успеть сделать уроки, поупражняться для секции или кружка, погулять с друзьями. Плотный график дисциплинирует, заставляет составлять расписание и жёстко следовать ему. Дети становятся более самостоятельными, целеустремлёнными и общительными, нежели сверстники, которые после уроков предоставлены сами себе.
Какую же работу называют внеклассной? Такую работу, которая проводится за пределами урока в школе или вне её. Значит, внеклассную работу можно назвать внеурочной, и она является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой обязательный элемент  организованной работы школы. Внеклассная работа открывает широкие возможности для осуществления подхода к воспитанию.
В настоящее время в связи с появлением большого количества средств массовой информации и новых технических средств (компьютер, выход в Интернет) у школьников снижается интерес к предмету, учебнику, учебе в целом, что вызывает актуальные проблемы в образовании и воспитании гармонично развитой личности. А внеклассная работа, как ничто другое, влюбляет в предмет и урок, и поэтому ее роль очень велика.
Процесс управления воспитательным процессом является не только развитием и совершенствованием заложенных в человеке умственных и физических способностей, но и корректированием нежелательных социальных отклонений в поведении и сознании воспитуемого, а так же в формировании потребности постоянного самосовершенствования, самореализации физического, умственного и духовного потенциала.
Различные аспекты взаимодействия внеклассной работы с учебным и воспитательным процессом широко освещены в работах известных отечественных ученых и педагогов-практиков, таких как А.Г. Харчев, П.Н. Мальковская, В.Г. Немировский, Т.Н. Калечиц, Л.E. Никитина и многих других. Целью посещения внеклассных мероприятий видится:
- знакомство с целесообразностью проведения внеклассного мероприятия, актуальностью темы, содержательной направленностью  и структурой мероприятия;
- знакомство с логичностью, последовательностью, чёткостью организации, избранной формой, обоснованной характеристикой участников мероприятия, личностными качествами педагога и учащихся;
-  определением научно-методического  уровня проведения мероприятия, познавательной  и воспитательной  ценности;
- определить целесообразность и уместность использования ИКТ, наглядности, времени;
- выяснить, как осуществляется организация единства обучения и воспитания, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, развитие творческого мышления, создание психологической обстановки;
-  сделать вывод о качестве результатов внеклассного мероприятия.[2, c. 23]
К примеру, внеклассное мероприятие «Кукольный театр» в начальной школе, преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла.  Специфическая цель курса «Театр» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также цель курса «Театр».
Программы внеурочной деятельности «В гостях у Риторика», «Художественное слово» дают возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Цель риторики  – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.  
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный курс помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне. Риторика способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
В кружке «Художественное слово» дети учатся выразительно читать стихи, сказки, рассказы.
Деятельность педагога, осуществляемая во внеурочное время, является одной из содержательных линий работы. Данный вид деятельности специфичен, так как именно учитель находится с детьми постоянно и сочетает в себе функции воспитателя при организации адаптационного периода, учителя на уроке, наставника-организатора во внеурочной деятельности. [3, c.42]
Влияние личности классного руководителя на подготовку и проведение мероприятия значительно. Педагогический такт, организаторские способности позволяют педагогу донести до учащихся значимость мероприятия, эффективно организовать деятельность детей. [6, c. 44]
Уровень качества внеклассного мероприятия можно определить  по реакции учащихся. Их внимание, эмоциональный настрой, интерес к происходящему, активность или, наоборот, безразличие говорят сразу о многом. Более отдаленные во времени наблюдения за поведением школьников, беседы с ними, анкетирование позволяют глубже оценить эффективность проделанной работы.
Состояние и результаты внеклассной и внешкольной работы необходимо систематически обсуждать на педагогических советах и методических объединениях. К оценке проведенных воспитательных мероприятий следует привлекать и школьников, использовать в этих целях школьное радио, стенные газеты, выставки.
Таким образом, наличие четкой установки к деятельности значительно повышает ее эффективность. Применительно к внеклассной работе такая установка способствует активизации внимания и памяти, точности восприятия содержания, помогает выделять в процессе основную главную мысль, развивает способность творчески воспринимать получаемую информацию, способствует выработке умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний.
Поэтому целенаправленность внеклассной работы учащихся, наличие сильной мотивации (соответствия познавательных интересов и деятельности) во многом определяют эффективность этого важного вида деятельности.
 
Список литературы:
  1. Воспитание младшего школьника: пособие для студ. / сост. Л. В. Ковинько, Щуркова, Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. об-во России, 2000. 128 с. (Профессиональная культура педагога).
  2. Гордиенко, С. А. Правила поведения в школе: для воспитанных ребят и воспитанных зверят / С. А. Гордиенко, Н. И. Гордиенко. М.:  Чистые пруды, 2009. 32 с. (Б-чка "Первого сентября". Сер. "Начальная школа";  вып. 30).
  3. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов: метод. материал / Н. Ф. Дик. 4-е изд. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 346, [1] с. (Сердце отдаю детям).
  4. Дымова И. В. Поиграем - помечтаем: сценарии классных часов / И. В. Дымова. М.:  Чистые пруды, 2010. 32 с. (Б-чка "Первого сентября". Сер. "Классное руководство";  вып. 20).
  5. Классному руководителю о воспитательной системе класса: метод. пособие / ред. Е. Н. Степанов. М.: Пед. поиск, 2000. 160 с.
  6. Праздники круглый год: в учебное время и летом: для мл. и сред. шк. возраста / авт.-сост. О. В. Калашникова. Волгоград: Учитель, 2001. 100 с.
  7. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями / авт.-сост. В. В. Шумилова, Е. Ф. Таркова. Волгоград: Учитель, 2007. 222 с. (В помощь классному руководителю).
  8. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»