Эффективная деяельность классного руководителя
по патриотическому воспитанию кадет
в условиях реализации ФГОС
Невская Наталья Леонидовна
Основной целью моей воспитательной работы, как классного руководителя является формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное время; массовая патриотическая работа, направленная на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Основным критерием эффективности работы классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитания в условиях реализации ФГОС, является степень готовности и стремления учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умение и желание сочетать общественные и личные интересы.Мы часто используем слово «система», считая, что точно знаем, что оно обозначает. Я решила проверить его лексическое значение по толковому словарю. Оказалось, что в толковом словаре Ожегова - 7 словарных статей, посвященных этому слову. Близкими мне показались две из них. То, что мы подразумеваем под системой в работе классного руководителя, скорее всего «форма организации», которая должна привести к результату, представляющему собой « нечто целое, находящееся во взаимной связи».
Нечто целое в нашей работе - это, как вы понимаете, конечный результат. К нему идти очень долго, но сам процесс уже запущен, он в движении.Система воспитательной работы только тогда будет действенной, дающей какой-то результат, когда взрослые, стоящие во главе класса: классный руководитель и воспитатель - будут единой командой. Невозможно чему-то научить кадет, если у них возникнут разногласия, какие-то свои амбициозные цели или просто непонимание.
Все основные этапы работы с кадетами эта команда должна составлять вместе: план воспитательной работы, итоги промежуточной и итоговой аттестации учащихся, организовывать работу с родителям. Также согласованно эти этапы анализировать: выявлять общие промахи и общие победы, замечать и обсуждать те изменения, которые происходят со всем коллективом в целом.
Безусловно, единые требования, серьезная заинтересованность в результате, доброе отношение к детям и личный пример классного руководителя и воспитателя – это та основа, на которой строится вся система воспитания в кадетском классе. Эти взрослые наставники, выполняя каждый свои функциональные обязанности, но работая в тандеме, помогут ребятам создать коллектив, преодолеть трудности «общежития» и остаться индивидуальностями.
Я уже не первый год работаю с кадетскими классами. В 2014 году выпустила свой первый класс летчиков. В этом году у меня 5 класс военно-морского направления подготовки. Исходя из своего опыта, основными целями воспитательной работы, ее приоритетными направлениями считаю:
социальное направление;
духовно-нравственное направление;
общекультурное направление;
спортивно-оздоровительное направление;
общеинтеллектуальное направление.
Формирование нового типа сознания в условиях реализации ФГОС (СОО) в части гражданско-патриотического воспитания и применения идеологии патриотизма, как ценностного ориентира развития гармоничной личности посредством создания среды пребывания кадет, комфортной для интеллектуального, творческого, нравственного, психологического и физического развития.
Цели воспитательной работы реализуются на учебных занятиях, во внеурочной деятельности классных коллективов и во внеурочных занятиях групп дополнительного образования.
Внеурочная воспитательная работа в классном коллективе проводится в традиционных формах в условиях реализации ФГОС по основных направлениям воспитательной работы:
Как бы ни были красиво сформулированы цели, какими бы благими намерениями ни руководствовался классный руководитель, дело мы имеем с конкретными детьми, которые в наш класс пришли и разных школ, из разных районов области, от хороших, но разных учителей начальных школ.
Сформировать коллектив (да еще такой, чтоб сам воспитывал) по взмаху волшебной палочки не удастся. Период «притирки» у нас занял весь год, но и сейчас, результат не конечный и не идеальный. Но, подводя каждую четверть итоги, мы видим, что работа по воспитанию сплоченности в классе проведена огромная, в первую очередь самими ребятами.
Мы прекрасно понимаем и в этом нас поддерживают родители, что дружба и понимание – это то, без чего очень трудно добиваться каких-то других целей, даже если идти вместе. Поэтому все, что будем делать в дальнейшем, будет направлено на достижение именно эта. И кадетское воспитание, и уроки жизни одно из звеньев системы формирования личности с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику понятий и стремлений, которые служат основой чувства патриотизма, принятие таких нравственных категорий, как долг, честь, порядочность.
Надеюсь, мы воспитываем именно таких людей.