Особенности технологии проектного обучения
Бурдаш Юлия Юрьевна
В последнее время очень популярным и распространенным является метод проектного обучения. Однако, стоит отметить, что метод проектов, все же, не является принципиально новым в мировой педагогике. Так, данный метод возник еще в начале прошлого столетия в США. Кроме того, его часто называли также методом проблем, и, в свою очередь, связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Главная цель разработанного метода является возможность показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.Следует отметить, что метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Так идеи нового вида проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, которые старались активно использовать новые, проектные методы в практике преподавания.
Позже, при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно, возможно за счет нехватки высококвалифицированных кадров. Поскольку количество учеников стремительно возросло с 7.800 тыс. в 1914 году до 20 млн. в 1931 г. Также необходимо отметить, что коренным образом изменился социальный состав школы; дети рабочих и широких масс трудящихся в деревне, не имевших ранее возможности обучать своих детей в школе, являются теперь основным контингентом школы. Обучение на родном языке охватило самые отсталые в культурном отношении народы Советского Союза и проводится на 70 языках.
В итоге, постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден: «Применяя в советской школе различные новые методы обучения, могущие способствовать воспитанию инициативных и деятельных участников социалистического строительства, необходимо развернуть решительную борьбу против легкомысленного методического прожектерства, насаждения в массовом масштабе методов, предварительно на практике непроверенных, что особенно ярко в последнее время обнаружилось в применении так называемого “метода проектов”. Вытекавшие из антиленинской теории “отмирания школы” попытки положить в основу всей школьной работы, так называемый “метод проектов” вели фактически к разрушению школы.»[1]
Следует отметить, что с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.
Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения.[2]
Этапы работы над проектом
Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Поисковый этап | 1. Выбор темы проекта, определение его цели и задач. Обоснование необходимости изготовления продукта. 2.Формулирование требований к проектируемому продукту. 3.Разработка нескольких вариантов продукта и выбор наилучшего. |
Формирование мотивации участников, консультирование по выбору темы проекта |
Технологический этап | 1.Разработка конструкции и технологии изготовления продукта. 2.Подбор материалов и инструментов. 3. Организация рабочего места. 4. Изготовление продукта с соблюдением правил безопасной работы. 5. Подсчёт затрат на изготовление |
Регулярное консультирование по содержанию проекта. Помощь в систематизации и обработке материала, консультации по оформлению проекта |
Заключительный (аналитический) этап. Рефлексия. |
1. Окончательный контроль готового продукта. 2. Испытание продукта. 3. Анализ: что получилось, а что нет. 4. Защита проекта. |
Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта, оценивание каждого участника |
1. Характеризуется высоко развитой коммуникативностью.
2. Предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность.
3. Особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности школьников во внеурочной деятельности.
4. Основана на цикличной организации учебного процесса.
Исходя из вышеизложенного, я считаю, что как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять для развития общепозновательной деятельности обучающихся во внеурочное время.