Сплочение детского коллектива
Иванова Елена Алексеевна,
учитель начальных классов,
воспитатель ГПД ГБОУ № 350
Невского района Санкт-Петербурга
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.учитель начальных классов,
воспитатель ГПД ГБОУ № 350
Невского района Санкт-Петербурга
Задачи:
1. Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
2. Формирование общего командного духа, путем сплочения группы людей;
3. Получение эмоционального удовольствия от результатов занятия.
Предполагаемые результаты: у детей сформирован общий командный дух, развита ответственность каждого участника в решении общих задач, снято эмоциональное напряжение.
Использование современных образовательных технологий:
Интерактивная доска, презентация, компьютер, проектор.
Детский коллектив формируется ежедневно, это очень кропотливая и важная работа. Авторитет учителя, воспитателя играет большую роль. Коллектив — это группа людей (детей), объединённых какими-то целями, задачами, желающих достичь результата в развитии интересующего их дела. Основной формой работы классного руководителя с детьми является классный час, который может проводиться в игровой форме, а может в форме работы групп учеников. Для младших школьников игра - это один из любимых видов деятельности.
Игра очень важна для умственного воспитания ребенка. В игре происходит развитие детей, проявляются разные стороны развития личности ребенка. Игра способствует его всестороннему развитию. В процессе игры проявляются его основные потребности: к самостоятельности, к творческому развитию, к общению со сверстниками. Игра выступает как средство познания мира и сплочения коллектива: через игру ребенок познает окружающий мир, учится взаимодействовать с другими детьми, т.е. через игру у детей закладываются благоприятные предпосылки для развития коллективизма. Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, ребенок осваивает правила и способы выстраивания взаимоотношений среди сверстников, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. Это очень важно, т.к. все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он должен включиться в большой коллектив сверстников. Необходимо сознавать, что игра является мощным средством развития ребенка, средством формирования полноценной личности. В процессе игры видоизменяется сознание ребенка, у него формируются качества личности, необходимые для его будущего. В игре формируются такие качества как: самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это ему пригодится в будущем. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра-это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Каждый день уделяется внимание развитию дружеских отношений в детском коллективе, взаимовыручке, сплочению детского коллектива. Много классных часов посвящено вопросам дружбы, рассматриваются вопросы : «Дружба – это…», «Нарисуй подарок другу», «Если другу плохо?»; общению: «Учимся общаться», «Я и другие люди», «Человек среди людей», «Поговорим о толерантности», «Причины обид: кто такие эгоисты», «Я среди людей, люди вокруг меня»; вежливости.
Улучшить взаимоотношения в классном коллективе помогают игры, предполагающие работу в команде: «Встаньте в круг», «Постройтесь по росту», «Счет до десяти», «Печатная машинка» и др.
Наиболее сложными являются игры, предполагающие коллективное решение задач.
Очень важное качество для ребят - умение работать в группе, использовать способности каждого. Такое взаимодействие является лучшим для решения творческих задач. В ходе такой работы дети учатся уважать друг друга, прислушиваться к мнению своих одноклассников.
Цель классного руководителя, воспитателя: оказать помощь ребёнку в выстраивании и поддержке приемлемых отношений с учителями и одноклассниками, Этому способствует создание таких ситуаций, когда дети могут высказать свою точку зрения, не боясь осуждения, поддержать товарища, почувствовать себя полезным в общем деле, раскрыть свои способности. Формы и методы работы: беседа, обсуждение ситуаций, соревнование, групповая работа, поиск положительных и негативных примеров в литературных произведениях.
Школьные традиции тоже важны в сплочении детского коллектива. К ним относятся привычные формы коллективной жизни, включающие нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции способствуют выработке общих для всех норм поведения, способствуют коллективным переживаниям, украшают жизнь класса.
Можно выделить традиции большие и малые. К большим традициям относятся яркие массовые события, требующие подготовки, и, проведение которых способствует воспитанию чувства гордости за свой класс, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые – это будничные, повседневные традиции, играющие не менее важную роль в воспитании. Они помогают придерживаться установленного порядка, вырабатывают устойчивые привычки поведения.
Традициями для наших учеников является участие в школьных и классных мероприятиях. В школьных мероприятиях может проявить себя лишь небольшая группа активных ребят, а в классе могут раскрыться и тихие, и застенчивые, и подвижные непоседы.
Форм и методов работы по сплочению классных коллективов много. Но каждый новый рабочий день ставит перед учителем, воспитателем не только учебные, но и свои воспитательные задачи. Очень важно в повседневной суете не упустить, заметить, приласкать, поддержать, дать правильный совет, помирить, не дать разгореться конфликту. Каждому классному руководителю, воспитателю необходимо прежде всего развивать в себе качества, помогающие в сплочении детского коллектива.
Список использованной литературы
Емельянова И.С. Роль праздников в воспитании детей: Классное руководство / И.С. Емельянова // Классный руководитель. – 2008. – №5. – c.23-26.
Колодкина С.И. Папка «В помощь классному руководителю»: Организация работы классного руководителя. Различные формы работы с детьми. Календарь знаменательных дат. Заповеди класса. Методические советы и рекомендации по работе с родителями. Примерный план характеристики учащегося. Анализ деятельности классного руководителя. Анкетирование школьников. Полезно знать. / С.И. Колодкина // Классный руководитель. – 2008. – №3. – c.5-22.
Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына и др. – Изд.: Детство-Пресс. - 2010 г. - с. 384.