Экологическое воспитание младших школьников с ЗПР на занятиях в ГПД
Зиновьева Тамара Николаевна,
ГБОУ Школа 502
Экологическое воспитание формирует экологическую культуру, что способствует безопасному взаимодействию человека с окружающим природным миром. Чем культура выше — тем бережнее взаимодействие. Они складывается из понимания законов природы, значимости здорового образа жизни, сочувствия всему живому и уважительного отношения к труду, восприятия красоты, без чего говорить о полноценном развитии личности затруднительно.ГБОУ Школа 502
Очевидно, экологическая культура формируется экологическим воспитанием, ориентированным на общечеловеческие ценности. В этом цель и задача развития личности ребенка.
Цель экологического воспитания достижима решением ряда задач:
- Образование (формировать знания об экологии);
- Воспитание (формировать навыки ЗОЖ);
- Развитие — (закреплять и расширять систему знаний об окружающем природном мире).
Цель экологического воспитания младших школьников с ЗПР в ГПД — формирование у них привычки к ЗОЖ и бережному отношению к окружающему природному миру.
Младшим школьникам, в частности обучающимся с ЗПР, в силу возраста, наиболее понятен материал в игровой форме, т.к. основной вид их деятельности — игра.
В игре сочетаются три важных фактора:
- Включение в практическую деятельность;
- эмоционально-психологическое удовлетворение;
- расширение и закрепление познаний об окружающем мире.
*наблюдение и систематизация,
*эксперимент и опыт,
*моделирующая деятельность,
*деятельность на природе,
*экскурсии и прогулки,
*чтение (альтернативное чтение),
*просмотр видеоматериалов по теме,
*беседы,
*творческие занятия (ручной труд, рисование),
*работа с родителями и пр.
Для экологического воспитания важно взаимодействие с родителями: первичные навыки ЗОЖ (самообслуживание) закладываются в семье. Чем младше ребенок (или с нарушениями интеллекта) — тем большее значение имеют наглядные пособия (таблички с алгоритмом действий в значимых местах, например, над унитазом, рядом с умывальником и полотенцем для рук, на входной двери, у выключателя и т.д.). Находясь на виду, они помогают ребенку познавать окружающий мир и взаимодействовать с ним в рамках норм цивилизации и культуры.
Наблюдение за животными и птицами, уход за домашним питомцем, прогулки на природе и труд на дачном участке реально превратить в интересное творческое занятие или игру. В ГПД у детей есть возможность уточнять форму и размер, цвет, температуру, фактуру и другие особенности объектов природы, посредством взаимодействия с окружающим природным миром на прогулках или на занятиях в помещении с природным материалом, пополняя словарный запас, творчески самовыражаясь.
Экологическое воспитание с акцентом на здоровьесберегающие технологии и элементы физической культуры, технологии педагогического общения и игровые в нашей ГПД, которую посещают младшие школьники с ЗПР проводятся комплексные мероприятия под общим названием "Умные прогулки", в процессе которых дети наблюдают, изучают природу, углубляют свои познания о ней, расширяют словарный запас, а после прогулки делятся впечатлениями в беседах и посредством творческих работ, удовлетворяя свои эстетические и эмоциональные потребности, жажду творчества.
Вместе с родителями дети мастерили кормушки для птиц, с педагогами и воспитателями развешивали их на территории возле школы, а после следили, чтобы кормушки не пустовали: на прогулке ГПД крошили в них хлеб, наблюдали за птицами. Это развивает в детях желание заботиться о природе. На подобных занятиях уточнялись представления детей об окружающем природном мире.
Экспериментальное исследование — один из любимых видов деятельности детей! Замораживать и красить воду, лепить снеговиков из раскрашенного снега, рассматривать под увеличительным стеклом снежинки и растапливать лед, а заодно и узнавать, каким бывает снег и почему из одного снега можно слепить снеговика, а из другого — никак.
Работа по экологическому воспитанию детей с ЗПР в ГПД в русле педагогики здоровья ведется в различных направлениях, учитывая режима дня и личные особенности и потребности каждого ребенка.