Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Экологическое воспитание младших школьников с ЗПР на занятиях в ГПД 

Зиновьева Тамара Николаевна,
ГБОУ Школа 502
        Экологическое воспитание формирует экологическую культуру, что способствует безопасному взаимодействию человека с окружающим природным миром. Чем культура выше — тем бережнее взаимодействие.  Они складывается из понимания законов природы, значимости здорового образа жизни, сочувствия всему живому и уважительного отношения к труду, восприятия красоты, без чего говорить о полноценном развитии личности затруднительно.
        Очевидно, экологическая культура формируется экологическим воспитанием, ориентированным на общечеловеческие ценности. В этом цель и задача развития личности ребенка.
        Цель экологического воспитания достижима решением ряда задач:
  • Образование (формировать знания об экологии);
  • Воспитание (формировать навыки ЗОЖ);
  • Развитие — (закреплять и расширять систему знаний об окружающем природном мире).
        Экологическое воспитание должно проходить через всю систему учебно-воспитательной работы — на уроках, в группе продленного дня, во внеурочное время. Это могут быть экскурсии, прогулки, экологические игры, беседы, познавательные видеосюжеты, ручной труд и творческие занятия. Как и общее воспитание детей с умственной отсталостью, экологическое воспитание имеет свои особенности.
        Цель экологического воспитания младших школьников с ЗПР в ГПД — формирование у них привычки к ЗОЖ и бережному отношению к окружающему природному миру.
Младшим школьникам, в частности обучающимся с ЗПР, в силу возраста, наиболее понятен материал в игровой форме, т.к. основной вид их деятельности — игра.
В игре сочетаются три важных фактора:
  1. Включение в практическую деятельность;
  2. эмоционально-психологическое удовлетворение;
  3. расширение и закрепление познаний об окружающем мире.
        Эффективность экологического воспитания зависит от форм и методов работы:
*наблюдение и систематизация,
*эксперимент и опыт,
*моделирующая деятельность,
*деятельность на природе,
*экскурсии и прогулки,
*чтение (альтернативное чтение),
*просмотр видеоматериалов по теме,
*беседы,
*творческие занятия (ручной труд, рисование),
*работа с родителями и пр.
        Для экологического воспитания важно взаимодействие с родителями: первичные навыки ЗОЖ (самообслуживание) закладываются в семье. Чем младше ребенок (или с нарушениями интеллекта) — тем большее значение имеют наглядные пособия (таблички с алгоритмом действий в значимых местах, например, над унитазом, рядом с умывальником и полотенцем для рук, на входной двери, у выключателя и т.д.). Находясь на виду, они помогают ребенку познавать окружающий мир и взаимодействовать с ним в рамках норм цивилизации и культуры.
       Наблюдение за животными и птицами, уход за домашним питомцем, прогулки на природе и труд на дачном участке реально превратить в интересное творческое занятие или игру. В ГПД у детей есть возможность уточнять форму и размер, цвет, температуру, фактуру и другие особенности объектов природы, посредством взаимодействия с окружающим природным миром на прогулках или на занятиях в помещении с природным материалом, пополняя словарный запас, творчески самовыражаясь.
       Экологическое воспитание с акцентом на здоровьесберегающие технологии и элементы физической культуры, технологии педагогического общения и игровые в нашей ГПД, которую посещают младшие школьники с ЗПР проводятся комплексные мероприятия под общим названием "Умные прогулки", в процессе которых дети наблюдаютизучают природу, углубляют свои познания о ней, расширяют словарный запас, а после прогулки делятся впечатлениями в беседах и посредством творческих работ, удовлетворяя свои эстетические и эмоциональные потребности, жажду творчества. 
        Вместе с родителями дети мастерили кормушки для птиц, с педагогами и воспитателями развешивали их на территории возле школы, а после следили, чтобы кормушки не пустовали: на прогулке ГПД крошили в них хлеб, наблюдали за птицами. Это развивает в детях желание заботиться о природе. На подобных занятиях уточнялись представления детей об окружающем природном мире.
        Экспериментальное исследование — один из любимых видов деятельности детей! Замораживать и красить воду, лепить снеговиков из раскрашенного снега, рассматривать под увеличительным стеклом снежинки и растапливать лед, а заодно и узнавать, каким бывает снег и почему из одного снега можно слепить снеговика, а из другого — никак.
          Работа по экологическому воспитанию детей с ЗПР в ГПД в русле педагогики здоровья ведется в различных направлениях, учитывая режима дня и личные особенности и потребности каждого ребенка. 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»