Воспитание ценностного отношения к труду
у младших школьников в семье и в школе
Утяшева Анастасия Вадимовна
Трудовое воспитание начинается в семье. Ребенок с раннего возраста склонен к активной деятельности. Неудержимое стремление к действию находит свое отражение в играх детей раннего детства и дошкольного возраста. Но одна игра не удовлетворяет ребенка, он тянется к посильному и увлекательному труду. Однако любовь и привычка к труду не появляются сами собой. При неправильной системе воспитания у ребенка может иногда развивается отвращение к труду, наклонность к лени или только к развлечениям. Отсюда вытекает подробный разбор организации педагогически целесообразной системы трудового воспитания учащихся в семье и школе.
Стремление родителей включить ребенка в трудовой процесс обусловлено разными мотивами. Как следствие, одни, желая научить ребенка домашним обязанностям, распределяют дела в семье, другие - полностью ограждают ребенка от бытовых хлопот, предоставляя время учебе. Исходя из этого, участие детей в различных видах труда различно, хотя они в одинаковой мере доступны школьникам и есть в каждой семье. Бытовой труд, будучи посильным и организованным, должен выступать как средство чередования умственной и физической деятельности. Изначально, ребенок выполняет его по поручению взрослого, а затем труд входит в обязанность.
Всякий бытовой труд – это обязательное трудовое задание, имеющее конкретную цель, определенную норму, порядок выполнения. В целях воспитания важно не только приучить детей выполнять необходимые виды бытового труда, но также очень важно уметь организовывать трудовую жизнь детей, создать атмосферу дружной трудовой жизни, тогда бы ребенку стала желанной поставленная перед ним трудовая цель, а ее достижение вызывало бы радость, приносило удовольствие и ему, и семье.
Организуя трудовое воспитание у себя дома, родители вначале приучают ребенка обслуживать себя, а потом основное внимание направляют на обучение детей умению выполнять хозяйственно-бытовой труд на пользу всей семьи, идя при этом от временных разнообразных поручений к выполнению в течение длительного времени определенных обязанностей. Главным в процессе трудового воспитания в семье является организация самого процесса труда, трудовой жизни и атмосферы в семейном коллективе.
Правильное отношение к бытовому труду и качества, необходимые для его выполнения, нужно воспитывать в себе родителям и учителям. Они должны сами уметь работать и своим примером показывать детям, как следует работать рационально, быть образцом.
А.С. Макаренко утверждал, что если труд не воспитывает политически и нравственно, он не дает положительных результатов. А.С. Макаренко учил ребят, чтобы они трудились всегда в полную силу, «выполняя все только хорошо, независимо от того, смотрят на тебя или нет, замечают твою хорошую работу или нет. Это не должно иметь значения. Делать все хорошо, должно быть привычкой, потребностью человека» [3, С. 50].Такое отношение к труду нужно воспитывать в семье и в школе.
Воспитание ценностного отношения к труду в школе стоит начинать с подготовки школьников к уроку. Аккуратно организованное рабочее место экономично и рационально расходует силы и время учащихся.
Воспитание трудолюбия продолжается во время изучения и повторения учебного материала на уроке и при выполнении домашнего задания с целью закрепления знаний, выработки навыков учебной и производственной деятельности, а также поиска дополнительной информации в других источниках.
На уроках технологии, учащиеся изготавливают простейшие изделия и овладевают элементарными навыками общения с инструментами. Учителю важно следить за аккуратностью при выполнении работы младшими школьниками.
Воспитательное значение труда усиливается, если учитель, наряду с формированием у учащихся практических навыков, одновременно воспитывает у них культуру труда, умение грамотно планировать процесс изготовления полезного предмета, вещи, умение проверять свою работу, расчеты, найти допущенную ошибку, установить причину, устранить её, оказать помощь товарищу.
В настоящее время семья и школа по-прежнему остаются основными институтами социализации и воспитания ребенка, хотя и сталкиваются с определенными трудностями в осуществлении взаимодействия. «Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения» [1, С. 21]. Совершенствование взаимодействия невозможно без учета изменений, связанных с реформированием общества и коснувшихся непосредственно семьи и школы.
Как отмечает М.Н. Недвецкая, в современных условиях выросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем. С одной стороны, возрос уровень требований родителей к школе, учителей к родителям, формируется практика привлечения родителей к управлению школой, а с другой стороны, отмечается тенденция коммерциализации образования и, как следствие, формализация взаимодействия учителя с семьей учащегося.
Вопросам взаимодействия семьи и школы посвящены работы Е. В. Бондаревской, Л. Н. Давыдова, В. А. Караковского, М. И. Маленковой, М. Н. Недвецкой, И. А. Хоменко и др. В них освещаются вопросы, связанные с социально - педагогической поддержкой детей и их семей, с системным подходом к организации взаимодействия семьи и школы, с определением структурных подразделений и специалистов школы в реализации основных направлений взаимодействия с родителями.
В большинстве случаев под взаимодействием семьи и школы педагоги понимают:
-деятельность по решению проблем успеваемости и поведения ребенка;
-согласование позиций, целей и ценностей в воспитании ребенка;
-проведение совместных праздников, проектов и других школьных мероприятий. Однако взаимодействие семьи и школы следует рассматривать как «целостный процесс согласования, взаимного влияния и интеграции целей, ценностей и смыслов семейного и школьного воспитания» [4, С.14].
Работа педагога должна осуществляться в таких направлениях, как: нравственность, здоровье, досуг, интеллект, семья и взаимодействие. [2]
Во взаимодействии одним из важных направлений является работа в системе «учитель – ученик - родитель» [2].
Педагоги при организации взаимодействия ставят перед собой следующие цели: обеспечение процесса обучения, передача опыта социального общения людей, коррекция поведения ребенка, решение проблемных и конфликтных ситуаций в школе, вовлечение родителей в совместные дела со школой, организация здоровой образовательной среды и сохранение здоровья ребенка, выработка единых требований к обучению и воспитанию, согласование позиций в воспитании и взаимопонимание.
Сотрудничество родителей и педагогов позволяет лучше изучить ребенка, понять его внутренний мир и направить совместные силы на его развитие и воспитание. Эффективность работы школы напрямую зависит то того, как тесно взаимодействует школа и семья. Наиболее эффективными формами организации такого взаимодействия являются: родительские собрания, лекции, конференции для родителей, «круглые столы», беседы, консультации, открытые родительские дни с посещением уроков и внеклассных мероприятий и др. [4]
Очевидно, что только в совместной деятельности, согласованности подходов семьи и школы, возможно, воспитать у младшего школьника гармоничное отношение к труду как ценности. Именно школа должна стать инициатором такого взаимодействия и поддерживать, и помогать родителям, совместно искать методы трудового воспитания, соответствующие современным жизненным условиям и обеспечивающие в будущем отношение к труду у ребенка как члена общества. Общий подход должен заключаться в мысли, что основная цель труда – это удовольствие от его результата и пользы для кого-то.
Стремление родителей включить ребенка в трудовой процесс обусловлено разными мотивами. Как следствие, одни, желая научить ребенка домашним обязанностям, распределяют дела в семье, другие - полностью ограждают ребенка от бытовых хлопот, предоставляя время учебе. Исходя из этого, участие детей в различных видах труда различно, хотя они в одинаковой мере доступны школьникам и есть в каждой семье. Бытовой труд, будучи посильным и организованным, должен выступать как средство чередования умственной и физической деятельности. Изначально, ребенок выполняет его по поручению взрослого, а затем труд входит в обязанность.
Всякий бытовой труд – это обязательное трудовое задание, имеющее конкретную цель, определенную норму, порядок выполнения. В целях воспитания важно не только приучить детей выполнять необходимые виды бытового труда, но также очень важно уметь организовывать трудовую жизнь детей, создать атмосферу дружной трудовой жизни, тогда бы ребенку стала желанной поставленная перед ним трудовая цель, а ее достижение вызывало бы радость, приносило удовольствие и ему, и семье.
Организуя трудовое воспитание у себя дома, родители вначале приучают ребенка обслуживать себя, а потом основное внимание направляют на обучение детей умению выполнять хозяйственно-бытовой труд на пользу всей семьи, идя при этом от временных разнообразных поручений к выполнению в течение длительного времени определенных обязанностей. Главным в процессе трудового воспитания в семье является организация самого процесса труда, трудовой жизни и атмосферы в семейном коллективе.
Правильное отношение к бытовому труду и качества, необходимые для его выполнения, нужно воспитывать в себе родителям и учителям. Они должны сами уметь работать и своим примером показывать детям, как следует работать рационально, быть образцом.
А.С. Макаренко утверждал, что если труд не воспитывает политически и нравственно, он не дает положительных результатов. А.С. Макаренко учил ребят, чтобы они трудились всегда в полную силу, «выполняя все только хорошо, независимо от того, смотрят на тебя или нет, замечают твою хорошую работу или нет. Это не должно иметь значения. Делать все хорошо, должно быть привычкой, потребностью человека» [3, С. 50].Такое отношение к труду нужно воспитывать в семье и в школе.
Воспитание ценностного отношения к труду в школе стоит начинать с подготовки школьников к уроку. Аккуратно организованное рабочее место экономично и рационально расходует силы и время учащихся.
Воспитание трудолюбия продолжается во время изучения и повторения учебного материала на уроке и при выполнении домашнего задания с целью закрепления знаний, выработки навыков учебной и производственной деятельности, а также поиска дополнительной информации в других источниках.
На уроках технологии, учащиеся изготавливают простейшие изделия и овладевают элементарными навыками общения с инструментами. Учителю важно следить за аккуратностью при выполнении работы младшими школьниками.
Воспитательное значение труда усиливается, если учитель, наряду с формированием у учащихся практических навыков, одновременно воспитывает у них культуру труда, умение грамотно планировать процесс изготовления полезного предмета, вещи, умение проверять свою работу, расчеты, найти допущенную ошибку, установить причину, устранить её, оказать помощь товарищу.
В настоящее время семья и школа по-прежнему остаются основными институтами социализации и воспитания ребенка, хотя и сталкиваются с определенными трудностями в осуществлении взаимодействия. «Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения» [1, С. 21]. Совершенствование взаимодействия невозможно без учета изменений, связанных с реформированием общества и коснувшихся непосредственно семьи и школы.
Как отмечает М.Н. Недвецкая, в современных условиях выросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем. С одной стороны, возрос уровень требований родителей к школе, учителей к родителям, формируется практика привлечения родителей к управлению школой, а с другой стороны, отмечается тенденция коммерциализации образования и, как следствие, формализация взаимодействия учителя с семьей учащегося.
Вопросам взаимодействия семьи и школы посвящены работы Е. В. Бондаревской, Л. Н. Давыдова, В. А. Караковского, М. И. Маленковой, М. Н. Недвецкой, И. А. Хоменко и др. В них освещаются вопросы, связанные с социально - педагогической поддержкой детей и их семей, с системным подходом к организации взаимодействия семьи и школы, с определением структурных подразделений и специалистов школы в реализации основных направлений взаимодействия с родителями.
В большинстве случаев под взаимодействием семьи и школы педагоги понимают:
-деятельность по решению проблем успеваемости и поведения ребенка;
-согласование позиций, целей и ценностей в воспитании ребенка;
-проведение совместных праздников, проектов и других школьных мероприятий. Однако взаимодействие семьи и школы следует рассматривать как «целостный процесс согласования, взаимного влияния и интеграции целей, ценностей и смыслов семейного и школьного воспитания» [4, С.14].
Работа педагога должна осуществляться в таких направлениях, как: нравственность, здоровье, досуг, интеллект, семья и взаимодействие. [2]
Во взаимодействии одним из важных направлений является работа в системе «учитель – ученик - родитель» [2].
Педагоги при организации взаимодействия ставят перед собой следующие цели: обеспечение процесса обучения, передача опыта социального общения людей, коррекция поведения ребенка, решение проблемных и конфликтных ситуаций в школе, вовлечение родителей в совместные дела со школой, организация здоровой образовательной среды и сохранение здоровья ребенка, выработка единых требований к обучению и воспитанию, согласование позиций в воспитании и взаимопонимание.
Сотрудничество родителей и педагогов позволяет лучше изучить ребенка, понять его внутренний мир и направить совместные силы на его развитие и воспитание. Эффективность работы школы напрямую зависит то того, как тесно взаимодействует школа и семья. Наиболее эффективными формами организации такого взаимодействия являются: родительские собрания, лекции, конференции для родителей, «круглые столы», беседы, консультации, открытые родительские дни с посещением уроков и внеклассных мероприятий и др. [4]
Очевидно, что только в совместной деятельности, согласованности подходов семьи и школы, возможно, воспитать у младшего школьника гармоничное отношение к труду как ценности. Именно школа должна стать инициатором такого взаимодействия и поддерживать, и помогать родителям, совместно искать методы трудового воспитания, соответствующие современным жизненным условиям и обеспечивающие в будущем отношение к труду у ребенка как члена общества. Общий подход должен заключаться в мысли, что основная цель труда – это удовольствие от его результата и пользы для кого-то.
1. Байбородова, Л. В. Взаимодействие школы и семьи: учебно-методическое пособие/ Л. В. Байбородова.–Ярославль.: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.– 224 с.
2. Дереклеева, Н. И. Классный руководитель. Основные направления деятельности/ Н. И. Дереклеева.–М.: Вербум-М, 2003.–64 с.
3. Лукин, Н. С. Трудовое воспитание в школе и семье / Н. С. Лукин.– М.: Советский писатель,1957. -54 с.
4. Щекина, О. А. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: учебно-методическое пособие / О.А. Щекина. — СПб.: СПб АППО, 2013. — 90 с.