Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нравственное воспитание личности – одно из направлений работы воспитателя ГПД

 Чепкина Ольга Юрьевнаа,
воспитатель ГПД школы № 439 
      В.А. Сухомлинский говорил: “Моральная воспитанность состоит в конце концов, в том, что человек стремиться делать добро и не может делать зла…
Высшим двигателем человеческого поведения является убежденность в том, что добро – вершина морального богатства”.
        Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного,  а так же духовного развития человека. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя  недостатки общества,   становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест.
        Основными задачами нравственного воспитания являются:
  • формирование у детей целостной картины мира;
  • формирование гражданского самосознания, самосознание гражданина, ответственно за судьбу родины;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;
  • формирование самосознания, осознания собственного Я, помощь ребенку в самореализации.
В нашей школе учатся дети с ОВЗ. Одним из направлений работы нашей школы является  социальная и трудовая адаптация – подготовка школьников с задержкой психического развития и с нарушением интеллекта к жизни в обществе и труду.
Перед   школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Воспитание это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.  Для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем.
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения       человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
        Цель нравственного воспитания – в формировании целостно – ориентированной личности, нравственного поведения и деятельности. Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.
            Современная жизнь, отношения между людьми характеризуются повышенной напряженностью.
   Основные факторы напряженности:
  • общее состояние общества;
  • забвение норм христианской морали;
  • перегруженность негативными эмоциями;
  • разобщенность людей.
Стремительно растет число детей с отклоняющимся поведением. Отклоняющееся поведение не только характеризуется видимыми неблаговидными действиями, но и это - прежде всего нравственное отношение к жизни, ее стиль.
 Причины появления детей с отклоняющимся поведением кроются в беспризорности, безнадзорности, в педагогической запущенности детей. Одной из главных причин появления трудновоспитуемых в школе является отсутствие последовательности действий в воспитательном процессе детского сада, родителей и школы. К нам в школу часто поступают дети, которые сменили не одну школу. Во втором и третьем классе учатся дети, которым 12-14 лет.
           Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. У них не сформирована готовность к обучению в школе. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения.   
          Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо -наоборот, скован, заторможен, пуглив. В результате чего подвергается насмешкам со стороны детей
         Воспитание у учащихся нравственных качеств является наиболее сложной и вместе с тем наиболее ответственной задачей в общей системе воспитательной работы   школы, так как успех включения школьника с задержкой психического развития в общественно полезный труд, в конечном счете решается тем, насколько воспитаны у ребенка необходимые для этого нравственные качества.
        В задачи нравственного воспитания входит формирование у учащихся дисциплинированности, честности, трудолюбия, воспитанности, чувства коллективизма, навыков культуры поведения… 
Дисциплинированность есть сложное качество, от простого послушания у младшего школьника до сознательного выполнения требований дисциплины у старших школьников.  
 Воспитание трудолюбия, в частности правильного отношения к труду, очень важно, так как в большинстве случаев выпускники  нашей школы, после окончания школы будут выполнять простую физическую работу. В процессе труда эффективнее сглаживается чрезмерная возбудимость или заторможенность.  
 Чувство коллективизма  легко возникает и закрепляется в общих делах класса и школы.
       К числу задач воспитания положительных качеств личности относится задача формирования у учащихся  школы культурных навыков поведения в различных ситуациях общения с взрослыми.
 
    Я работаю в   школе воспитателем группы продленного дня  18 лет. 
       Основной целью моей работы я вижу формирование нравственного поведения учащихся.
        Начиная свою работу в группе продленного дня, я столкнулась со многими проблемами, которые необходимо было решать как можно быстрее, это – проблема дисциплины, проблема речевого этикета, необходимость и умение расположить детей к себе, многие из детей не только не понимали что такое ласка, но и не принимали ее. Необходимо было построить работу группы продленного дня таким образом, чтобы дети  постоянно чувствовали атмосферу заботливого отношения к ним, их здоровью, интересам и склонностям.  Необходимо было учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей и особенности их здоровья.
Период продленного дня дает широкие возможности для формирования личности ребенка. Только воспитатель видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях – в обыденных заботах, труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими. Только воспитатель видит, как ребенок трудится, как он думает и переживает, как ходит, стоит, бегает, дружит, как выражает свою внутреннюю позицию. Он ближе всех стоит к ребенку в процессе его повседневной деятельности, следовательно, только воспитатель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суждение о нем, а поняв, предотвратить неблагоприятное развитие событий.
        Наибольшая активность становления личности происходит в подростковом возрасте. В моей группе находятся школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Подростковый возраст – переход от детства к зрелости. Для подростка характерна общественная активность, и стремление найти верного друга, определить свое место в коллективе, переоценка своих возможностей, пренебрежение запретами взрослых. Проблема авторитета взрослого у подростка снижена.
        Воспитатель, работающий с такими детьми, за норму воспитания должен взять формирование общечеловеческих ценностей: честности, вежливости, уважения к взрослым и верности слову, уважения прав другого. 
        Не менее сложной проблемой является учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе нравственного воспитания, их склонностей и способностей.
 Глубокое знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей морального развития учащихся и привидение в соответствие с ними воспитательного процесса являются одним из существенных условий педагогической действенности. Поэтому свою работу я начинаю со знакомства с личным делом учащегося, консультируюсь с психологом и социальным педагогом.          
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.
Во время приготовления домашних заданий постоянно возникают определенные, деловые и нравственные отношения между учащимися. Воспитатель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся:  не мешать остальным, если ты уже сделал уроки, не подсказывать, не давать списывать домашнее задание, а попытаться объяснить. Вначале добиться этого было очень трудно, чаще пытались дать списать. Сейчас сами объясняют друг другу  трудные задания.
     В свободное время, играя, занимаясь рисованием или конструированием, дети сообща решают общие познавательные задачи, поставленные перед ними, они общаются между собой, влияют друг на друга. Совместная работа школьников  рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе.
        Общественно полезный труд, внеклассные и внешкольные мероприятия, личный пример родителей, учителей и воспитателей, все это помогает сплотиться коллективу детей.
       Семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который должен влиять, наряду с учреждениями общественного воспитания на правильное развитие и формирование детей. Но не всегда это возможно. Как правило, в школу приходят дети из неблагополучных семей. Вести работу с такими семьями очень трудно. С благополучными семьями налаживается связь очень быстро. Я часто звоню родителям домой. В случае решения каких-то проблем они обращаются за помощью ко мне. Я встречаюсь с родителями и на родительских собраниях.
  Одним из ведущих методов работы с детьми, является метод наблюдения, наиболее доступный и распространенный. Умение “читать по глазам”, улавливать. Предвидеть то, что сделает ученик в той или иной ситуации, быстро разобраться во взаимоотношениях детей, понять мотивы их действий дается педагогической интуицией, основанной на длительной, тренированной наблюдательности. От зоркого профессионального взгляда воспитателя не ускользнет ни одно движение. Ни искоса брошенный взгляд. Ни готовое сорваться слово. Наблюдение охватывает только внешние контуры поведения.
Чтобы проникнуть во внутренний, скрытый мир, выяснить мотивы поведения, необходим другой метод – беседа. С помощью беседы можно выявить причины поступков ученика. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на  уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные:   это может быть рассказ учителя, этическая беседа.  
         Непосредственное влияние на выбор методов и приемов воспитания оказывают особенности психофизического развития ребенка. При выборе методов, приемов и средств воспитания школьника необходимо строго учитывать особенности его нейродинамики, так как от них зависят в значительной мере такие качества в деятельности, как устойчивость, темп, ритм, переключаемость. Так, по отношению к группе возбудимых детей соблюдается определенный педагогический охранительный режим, предупреждающий срывы у детей. У детей со стойкой аффективной возбудимостью необходимо: выработать определенный охранительный режим.   В работе с ними наиболее эффективны не прямые задания - требования, а косвенные: требование – одобрение, требование - просьба.  
В системе методов воспитания школьника большое значение имеют поощрения и наказания. В начальной школе значительно большее значение имеет одобрение, поощрение правильного поведения, чем осуждение. Всякое поощрение, даже мимолетная одобрительная улыбка, незначительная похвала, одобрение гораздо быстрее закрепляют у ребенка необходимый навык поведения.
        Обычно методы воспитания не используются изолированно, а сочетаются и объединяются. Только при условии, если воспитательная работа привлекает учащихся своей содержательностью и эмоциональностью, возбуждает интерес и активность, стимулирует к анализу своих положительных сторон и недостатков, она оказывает действенное педагогическое влияние на их моральное развитие. Поэтому при планировании воспитательной работы необходимо учитывать интересы и увлечения учащихся и использовать их в работе по нравственному воспитанию.
 Воспитание и должное закрепление необходимых нравственных качеств у учеников   школы помогает им более успешно войти в трудовую жизнь, выполнять общественно полезную практическую работу в семье и на производстве, быть полезными членами общества.
 Таким образом,   школа, коррегируя умственное развитие  ребенка,  должна сформировать у учащихся такие черты в сознании, в поведении, в трудовой деятельности, которые помогут им стать полезными гражданами нашего государства.
Школа закладывает основы нравственных качеств, которые продолжают закрепляться и развиваться в период включения учащихся в общественно - производительный труд.

 

          Гуманистически направленный ребенок открыт к добру, эмоционально отзывчив. Он осведомлен о культуре поведения и речи. Он владеет способами общения. Он социально ориентирован.

                                
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»