Организационно-педагогические условия развития русского
народного танца в системе дополнительного образования
Шелестова Неля Фёдоровна
Хореография эстрадных танцев – это ожившая в танце картинка современного мира человека и его жизни. На эстраде, то есть на сценической площадке мы можем показать все, что нам нравиться, поэтому обучение современным танцам не только освоение техники движения, но еще и дверь в самопознание, ключик к самому себе.Эстрадные и клубные танцы – это танцы команды, коллектива, что дает каждому участнику живое общение между собой, радость движения, возможность услышать и почувствовать разностилевую музыку, в том числе и народную. Не секрет, что на данный момент не популярна народная культура, в нашем образовании нет системы приобщения к народным корням. Нужно уже в дошкольном образовании изучать народные песни и танцы в игровой форме, они просты в восприятии и в исполнении. Сейчас очень модно такое иностранное слово fusion, что есть сплав, слияние, плавка, и в котле этой плавки можно соединить такие танцевальные направления как street dance и народные танцы. Синкретические направления в искусстве давно уже не в новинку и этим никого не удивишь. Но одно дело нарисовать картину, написать музыку, поставить танец или спектакль в стиле fusion и выставить произведение на суд зрителей. Другое дело донести до того зрителя свою концепцию видения современного мира и заинтересовать подрастающее поколение, донести до его самосознания, что мы не просто танцуем танец с каким-то набором движений, а что эти движения – народные и были придуманы простыми людьми в процессе труда и отдыха. В первом полугодии мы поставили театрализованную миниатюру «Русский самовар», где в игровой форме изучили песню, танец, стихи. У этого произведения много задач: приобщить детей к народным традициям; научить чувствовать сценическое пространство, раскрепостить их на сцене; в игровой форме изучить классические позиции рук и ног, базовые движения русского народного танца; научить владеть русским словом, донести до зрителя, что наше культурное пространство - это русский язык, что нас всех объединяет.
Когда проходит набор детей, то я говорю, что будем изучать то, что вам нравиться, а потом, в процессе обучения стараюсь влюбить их в народную культуру: музыку, слово, танец. Очень легко это сделать на сравнении русского народного танца и танца в стиле hip-hop, не смотря на диаметральную противоположность. Когда я стала изучать стиль hip-hop, то мне сразу бросилось в глаза сходство с народными танцами украинцев, русских, ирландцев. Чтобы заинтересовать и увлечь учеников другой культурой, в планирование урока вводиться просмотр и обсуждение видеороликов. После просмотра видео, где в сравнительной форме показаны русский народный танец и танец в стиле hip-hop, дети сказали, что hip-hop произошел от русского народного танца.
Также при изучении новых танцевальных элементов производим совместно сравнительный анализ техники движения, где мы это или похожее движение видели или изучали.
Рассмотрим на детях то, что нам ближе:
«гармошка» - «happy feet»,
«верёвочка»-«back jump»,
«шаговые повороты»-«fila».
«акробатические движения, присядка»-«criss- cross».
Основные методы работы, которые я использую на своих уроках:
- наглядный (практический качественный показ);
- словесный, желательно образный;
- творческий (самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов )
Из того можно сделать вывод Своеобразие условий работы хореографических отделений заставляет изменить традиционный, сложившийся в профессиональном хореографическом образовании подход к порядку прохождения материала и, в какой-то степени, к методике преподавания при непременном сохранении основных принципов, лежавших в основе ведения этой танцевальной дисциплины. Ограниченность физических данных большинства учащихся заставляет проявлять большую осторожность при выборе репертуара, построенного на основе классического танца, и опираться в большей степени на народный. На начальном этапе изучаются характерные для народно-сценического танца позиции рук и ног, осваивается простейшая координация, а также удобные и понятные детям элементы танцев. Следует избегать слишком раннего и строгого введения специфических особенностей народно-сценического танца, которые трудно, а зачастую и невозможно согласовать с начальной стадией обучения классическому танцу. Например, скошенная на ребро стопа, резкое приседание, злоупотребление «завернутыми» положениями ног, непривычные для классики изломы корпуса могут быть не правильно восприняты мышцами ученика и не принесут ему пользы в народном танце, помешав в то же время изучению классического, ибо только получив определенные навыки в классическом тренаже, можно углубленно и без вреда для мышечной системы осваивать специфику народно-сценического танца. . Отсутствие технической сложности, больших специфических нагрузок дает педагогу возможность в этих условиях уделить внимание культуре исполнения.
Умение ориентироваться в пространстве, двигаясь по площадке в различных рисунках и ракурсах, развитие чувства позы, навыки координации, культура общения с партнером, начальные навыки ансамблевого исполнения, эмоциональная отзывчивость, умение передать в движении стилевые особенности народной музыки, разнообразие ее темпов и ритмов - вот те сложные и многообразные задачи, которые позволяют решить начальный этап обучения.