Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД

Мякотина Елена Германовна
 
Правильно организовать воспитание в младшем школьном возрасте –
это значит добиться того, чтобы каждый ребенок раскрыл себя именно
в той деятельности, которая в наибольшей мере соответствует его задаткам.
В.А. Сухомлинский
 Предпосылками возникновения и становления опыта являются сложившиеся противоречия: с одной стороны, сегодня четко осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития, т.к. в условиях стремительно развивающегося мира, увеличения и постоянного обновления информации, важно уметь самостоятельно развиваться, совершенствоваться и созидать; с другой стороны, особенности  работы в группе продленного дня предоставляют большие возможности для развития творчества, однако мало специальных работ, посвященных выявлению педагогических условий, обеспечивающих реализацию этих возможностей.
Поэтому в данной ситуации считаю необходимым создание и практическое применение системы занятий, направленной на активизацию и развитие творческих способностей  у младших школьник в процессе разнообразной деятельности в условиях группы продленного дня. 
Основной целью моей педагогической деятельности  является создание условий  для формирования творческой личности, активной и самостоятельной, через включение в систему творческих занятий и  положительной мотивации творческой деятельности, индивидуальный подход к развитию каждого воспитанника.
Достижение творческого развития каждого ребенка можно за счет использования разнообразных видов творческой деятельности, активизации творческого мышления в учебной деятельности и на прогулке, во время игры.
Актуальность и перспективность опыта
Современный мир выдвигает новые требования к личности человека. Если раньше школа требовала усвоения некоего базиса знаний, то современная школа постепенно меняет свои приоритеты.
«Наше общество является развивающимся,  которому  нужны  образованные, нравственные и  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора».  Так говорится в концепции модернизации российского образования.     
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.  В соответствии с ФГОС НОО в школах организуется внеурочная деятельность, одним из направлений которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его индивидуальных особенностей. В школе с наличием ГПД внеурочная деятельность в основном реализуется воспитателем. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организована по направлениям: спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.
Спортивно-оздоровительное направление представлено кружками «Поиграйка», «В гостях у доктора пилюлькина».
 Духовно-нравственное направление представлено этическими беседами с целью воспитания, становления и развития высоконравственного гражданина России.
Социальное   направление внеурочной деятельности представлено в виде дежурства в классе, поливке цветов.
Общекультурное направление внеурочной деятельности представлено кружком» Умелые ручки» с целью формирования основ художественной  культуры, в потребности художественном детском творчестве; танцевальной студией «Верона» - с целью развития творческого потенциала в процессе танцевальной и эстетической деятельности.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности представлено кружком» Я познаю мир» с целью формирования исследовательских, познавательных, коммуникативных  умений младших школьников в процессе групповой и коллективной деятельности
Соответственно школа  должна создать условия для всестороннего развития детей, их познавательных интересов, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». (Б.В.Давыдов). Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого. В основе творчества лежит умение комбинировать старое в новые сочетания. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества человек наиболее полно осознает себя как личность.
Благоприятными условиями для формирования творческих способностей младших школьников является разнообразная деятельность в условиях группы продленного дня. В группе гибкая структура планирования, которая позволяет вносить коррективы в процесс деятельности,  создаются условия для большей свободы творчества. Деятельность детей в группе продленного дня разнообразна и включает занятия, как в помещении, так и на улице, соответственно расширяется пространство и возможности для творчества. В группе находятся дети разного возраста, а это создает базу для обмена опытом, знаниями, практическими умениями и навыками. 
                                   Концептуальность
Источником новизны является углубленная работа по развитию творческих способностей учащихся через включение в систему творческих занятий в условиях группы продленного дня:
1.     Разработка планирования на основе деятельностного подхода, включающего художественно-творческую, познавательную, музыкальную, коммуникативную, игровые виды деятельности.
2.     Использование методов, приемов, форм организации внеурочной, игровой, воспитательной и досуговой деятельности, побуждающих детей к проявлению творческого мышления, воображения.
3.     Создание психологически комфортной  обстановки в творческой деятельности с опорой на принципы гуманизма (свобода творчества, ситуации успеха, доброжелательность).
4.     Опора на природные способности учеников, что является отражением принципа индивидуального подхода к каждому ребенку.
Теоретическая база опыта
Опыт имеет теоретическое обоснование, позволяющее грамотно организовать процесс развития творческих способностей младших школьников  в условиях группы продленного дня.
Творчество – это способность,  включающая, в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И. Леонтьев).
Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К. Платонов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич и другие. Есть много определений  - что такое «способность». Мне близко определение Б.М. Теплова. В понятии «способность», по его мысли, заключены три идеи:
·        индивидуально-психологические особенности, отличающие одного от другого человека;
·        не всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
·        понятие не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Важность творческого компонента именно для будущего человечества подчеркивал  Выготский Л.С.. В своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте» он пишет: «Если бы деятельность человека ограничивалась воспроизведением только старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое.  Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее»
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.
Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности. Именно эти принципы заключает в себе гуманно-личностный подход к обучению и воспитанию Ш.А. Амонашвили
 Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное общество. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на развитие творческих способностей личности. Младший школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения, сначала воссоздающего, а затем и творческого и является наиболее благоприятным для развития воображения и творчества личности.
 В своей работе я опираюсь на:
·        Деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Щуркова Н.Е.), согласно которому должны быть использованы разнообразные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая.
·        Гуманно личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, которая отличается, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
·        Технология природосообразности М. Монтессори, в которой развитие детей опирается на их естественное развитие.
·        Игровые технологии (Иванов И.П.).
·        Технология развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Выготского Л.С.
Данные теоретического анализа полученные в ходе работы с научными источниками составили основу системного изложения теоретической части Ведущая педагогическая идея
Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю создание условий  для формирования творческой, активной личности, через включение в систему
творческих занятий и  положительной мотивации творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника.
Оптимальность и эффективность средств
Эффективные средства для развития творческих способностей:
- игровая деятельность;
-экскурсии: в музей С.Д Эрзи, во дворец детского творчества.
- клубные часы с изготовлением различных поделок
Результативность  опыта
Развитие творческих способностей, согласно деятельностному подходу,  происходит лишь в случае разнообразия  и цикличности занятий. Поэтому я выделила 5 основных видов деятельности, каждый из них соотносится с определенным днем недели:
1. Понедельник – «Умелые ручки» (художественное творчество: выполнение различных изделий руками с использованием картона, цветной бумаги, клея, ножниц и других подсобных материалов);
2. Вторник –« В гостях у доктора Пилюлькина »; танцы (спортивно-оздоровительная деятельность: спортивные игры, развлечения, психологические тесты, психологические игры, беседы на темы здорового образа жизни и  викторины)
3. Среда» Краеведение»(чтение книг о родном крае, рассказы об истории Мордовии, о населении ,о государственной символике ,о столице –Саранске, о городах, о природе Мордовии)
4. Четверг - «Веселая акварелька» (изобразительная деятельность: занятия, связанные с рисованием);
5. Пятница – «Я познаю мир» (научно-познавательная деятельность: конкурсы, тесты, викторины на различные темы, связанные с развитием позновательных  процессов, шашечный турнир).
Таким образом, каждый вид деятельности имеет  в недельном  расписании свое место, что дает временную возможность его заранее обсуждать и готовить вместе с детьми.
Вывод: для развития творческих способностей школьников в условиях ГПД  созданы специальные условия:
·        Творческие мастерские разной направленности,
·        Игры развивающего и творческого характера, дидактические,  
 
         сюжетно-ролевые,
·        Использование технологии КТД, проведение воспитательно –
         досуговых мероприятий, праздников,
·        Творческие задания познавательного характера,
·        Организация развивающей среды в ГПД,
·        Наблюдения, исследования, экскурсии,
·        Создание и поддержка положительной мотивации во время   
 
                 творческой деятельности, комфортная психологическая    
               обстановка.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»