Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Роль воспитателя в образовательном процессе
в школе-интернате для детей с нарушением слуха

Рязанова Оксана Николаевна
Психолого-педагогические основы деятельности воспитателя в школе – интернате для детей с нарушениями слуха рассматривались такими учеными как: Л.П. Борисова, Е.О. Пиваева, М.С. Рукавицин, Е.В. Соловьёва, Т.И. Чичкова, Т. М. Щеглова и др.
По словам Т.И. Чичковой, деятельность воспитателя в школе – интернате с слабослышащими и глухими детьми строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха. Система методов работы с такими детьми обеспечивает компенсаторную и коррекционную направленность психолого-педагогического воздействия для выполнения ими образовательных задач наравне со слышащими сверстниками [12].
 Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся: степенью (тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота) и характером (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная тугоухость) нарушения слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития, наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии. Глухие дети прекрасно осознают свою непохожесть на других, хотя в своем коллективе они на равных, а за пределами школы, их ранят любопытные взгляды. Это обусловливает необходимость создания определённых условий, способствующих воспитанию личности, доброжелательно настроенной к окружающим, свободной от комплексов, имеющей активную жизненную позицию, способной самостоятельно решать свои жизненные проблемы.
Е.Г. Речицкая указывает, что профессиональная деятельность воспитателя школы – интерната, как и деятельность всех специалистов в работе с детьми с нарушением слуха, связана с осуществлением многоплановой коррекционной работы и вследствие этого преодолением вторичных недостатков в развитии речи, мышления, познавательной деятельности и в нравственных представлениях. Неслышащие и слабослышащие учащиеся постоянно находятся в школе - интернате, поэтому воспитатель в их жизни играет важную роль. Интерес, внимание к детям, общение в совместной деятельности помогает завоевать доверие детей, понять особенности их характера, установить взаимное понимание [11].
Главной психолого-педагогической основой деятельности воспитателя в школе – интернате, по словам П. А. Янн, являются знание методологических основ общей и специальной психологии и педагогики; понимание общих закономерностей и особенностей развития ребенка с отклонениями в развитии, путей коррекции и компенсации нарушенного развития детей с не-достатками слуха и речи. Наличие теоретических знаний и практического опыта воспитателя школы – интерната для детей с нарушением слуха способствует осознанию основных идей, принципов, определяет содержание и поиск новых технологий и методов воспитания. Воспитатель проектирует интегрированные формы воспитательной системы, осуществляет руководство и контроль результатов воспитывающего воздействия. При изучении специальной литературы по проблемам воспитания формируются умения обобщать методические материалы и применять их в практической деятельности. Определяется эффективность подготовки и проведения внеклассных занятий, творческой деятельности воспитанников [13].
 В настоящее время существует большое количество новых интересных подходов к воспитанию детей с нарушением слуха в условиях школы – интерната. Изучение специальной литературы и интересного педагогического опыта позволяет более эффективно и обоснованно выбирать методы коррекционно-развивающего воздействия для компенсации нарушенного развития детей с нарушением слуха. Исследовательская деятельность воспитателя позволяет определять и анализировать новые подходы к созданию воспитательной системы, разрабатывать содержание и современные технологии, методы и организационные формы воспитательного процесса, что способствует формированию речевой деятельности, развитию остаточной слуховой функции, мыслительной деятельности воспитанников [7].
По мнению М.С. Рукавицина, важной особенностью деятельности воспитателя является управление процессом воспитания детей с нарушением слуха, его планирование, что невозможно без осознания, диагностики дос-тигнутых результатов. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый школьником или группой воспитанников уровень воспитанности. Анализ начальных характеристик воспитанности и конечного результата определяют эффективность воспитательного процесса. Автор подчеркивает, что проективные умения воспитателя способствуют планированию воспитательного процесса, определению цели и конкретных задач воспитания младших школьников с нарушением слуха. Воспитателем обоснованно выбираются оптимальные средства, методы для руководства и организации индивидуального и коллективного воспитания. Определение и разработка средств воспитания требуют умения планировать содержание воспитания, которое в современной дефектологии понимается как освоение школьником социального опыта, основ культуры и т.д. Планируется и освоение воспитанниками художественной и физкультурно-оздоровительной культуры. Значимыми являются культура социального поведения, речевого общения, семейных отношений. Такой комплексный подход требует от воспитателя школы-интерната глубоких знаний базовых основ науки, культуры, истории, экологии. Необходимы знания и умения определять технологию и рациональные методы воспитания, содержание и формы организации деятельности для воздействия на личность и коллектив воспитанников при освоении разных пластов культуры. Овладение проективной функцией формирует у педагога способность предвидеть, проектировать и находить методы и критерии определения результатов воспитания [9].
Е.Г. Речицкая указывает на то, что деятельность воспитателя школы-интерната для детей с нарушением слуха предполагает достаточный уровень владения организаторскими умениями, что имеет важное значение при организации руководства деятельностью школьников во внеурочное время, их сотрудничеством в коллективных творческих делах. Воспитатель организует систему стимулов, развивает интерес к творческой и речевой деятельности. Для организации речевого общения детей используются естественные ситуации и специально создаются ситуации в совместной деятельности для активизации самостоятельных высказываний, диалогов, об-щения друг с другом и с взрослыми. Воспитатель организует детей для участия в творческих коллективных делах и обязательно побуждает их к общению. Совместно подбираются наглядные, дидактические и другие материалы для практической и речевой деятельности на внеклассных занятиях. Предусматривается усложнение заданий и речевого материала, использование различных приёмов общения. Обеспечивается взаимосвязь содержания предыдущих и последующих занятий . Важным направлением в организаторской деятельности воспитателя является просветительская и педагогическая работа с родителями, организация обучающих форм работы: индивидуальные беседы, инструктаж и обучение по разным направлениям коррекционной работы в семье, групповые занятия с родителями, родительские собрания, семинары для родителей, привлечение членов семьи к совместному участию в творческих делах школьников. Обучение родителей речевому общению с глухими и слабослышащими с использованием звукоусиливающего аппарата и чтения с губ [8].
Успешной организации воспитательной деятельности способствуют прикладные художественные, коммуникативные и другие умения воспитателя: изобразительные, музыкальные, драматические, практические ручные, игровые и спортивные. Все эти умения помогают развивать у детей такие же умения и навыки в совместной творческой деятельности. Совершенствуется речевая активность и культура поведения. Повышается авторитет учителя и развивается интерес к внеклассным занятиям, речевой деятельности при планировании или при обсуждении общих коллективных дел [5].
В общении детей с нарушением слуха с окружающими происходит самопознание, самооценка, формируются представления о себе и о взаимоотношениях с другими. Коммуникативная деятельность воспитателя,подчеркивает Т.И. Чичкова, осуществляется во внеклассное время с использованием различных форм речи в соответствии с методическими требованиями коммуникационной дидактической системы. Воспитатель стимулирует детей к овладению навыками устного словесного общения со сверстниками и взрослыми на основе зрительного, слухового и слухозрительного восприятия речи. При необходимости в качестве вспомогательных средств применяются дактильная и жестовая речь. В процессе деятельности воспитателя и воспитанников формируется доброжелательный стиль общения, педагогический такт в условиях индивидуального подхода к каждому ученику с учетом его возможностей. С детьми устанавливаются взаимоотношения на основе уважения, терпения, доверия, внимания и в то же время необходимой требовательности, обязательного выполнения определенных правил поведения в разных школьных ситуациях, при исполнении обязанностей, поручений и т. п.
Таким образом, психолого-педагогические основы деятельности воспитателя в школе – интернате для детей с нарушениями слуха тесно взаимосвязаны с консультативно -диагностической,психотерапевтической, реабилитационной, учебно-познавательной, коррекционной деятельностью по преодолению отклонений в развитии детей.
Педагогическое мастерство воспитателя в школе – интернате для детей с нарушениями слуха представляет сочетание качеств личности и профессиональных знаний, умений, педагогических способностей, постоянное совершенствование специальных знаний и профессионального мастерства. Вся деятельность воспитателя содействует развитию, социальной адаптации и интеграции ребенка с нарушением слуха. 
  Список литературы
  1. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. ФГОС ОВЗ. – М: Просвещение, 2018.-  404 с.
  2. Атаева Е. О. Особенности личности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха // Молодой ученый. — 2018. — №26. — С. 147-148.
  3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М.: Академия, 2002. - 224 с.
  4. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Советский спорт, 2004. – С. 304
  5. Неретина Т.Г., Клевесенкова С.В. Специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья// Начальная школа// - 2015. - № 11. - С. 38-45.
  6. Никулина, Л.В. Воспитательная работа в школе слабослышащих. – М.: Просвещение, 1995. – 190 с.
  7. Пенин Г. Н.,  Кораблева Л. В.,  Пономарева З. А.,  Красильникова О. А. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях. – М: Каро, 2006. – 496 с.
  8. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. — М, 2001.— 198 с.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2013.  - 712 с.
  10. Сурдопедагогика / Под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: ВЛАДОС, 2004 –655 с.
  11. Устькина С.А. Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха//Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии, 2016. - № 1. - С. 319-326.
  12. Чичкова Т. И. Социализация детей с нарушением слуха в современном обществе // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 705-708.
  13. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – Воронеж: Модэк, 2013. – 417 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»