Воспитательная работа в начальной школе в условиях реализации системы ФГОС
Калинина Людмила Евгеньевна
"Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и пилитических отношений" - из посланияПрезидента России Федеральному Собранию Российской Федерации ( 2007-2008г.)Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач государства является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Младший школьный возраст является достаточно важным временем для формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками. Это очень сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
Воспитание – это создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому – то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радостные моменты, почувствовать себя победителем, научится жить в социуме детей. Это то место, где ребенок знает, что его поймут, помогут, поверят.
Жаль, что не все взрослые понимают, что воспитывать ребенка как всесторонне развитую личность необходимо ещё в семье, сразу же после рождения, а затем уже в детском саду, в школе, помогать совместно корректировать появившиеся отклонения.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Во внеклассной деятельности используются различные формы работы, такие как:
* беседа
* творческие конкурсы (рисунков, стихов, песен, поделок и др.),
* экскурсии,
* спортивные игры и соревнования,
* общешкольные утренники,
* линейки,
* творческие отчеты,
* трудовые десанты,
* занятия по ОРКСЭ,
* занятия внеурочной деятельности,
*исследовательские работы.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Один педагог не может осуществить воспитание ребенка без помощи и прямого влияния семьи, родственников, друзей школьника . В реализации воспитательной программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог.
. Развитие физических и нравственных качеств начинается с первого шага ребёнка. Непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем. Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполненного дела.
Как правило, младший школьник хочет активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в классе, школе. Педагог должен предложить детям участие во внеклассных мероприятиях, но с учетом интереса и возможности школьников...
Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться обсуждением, что получилось и что не получилось.
Еще одним из важных моментов воспитательной работы является орга низация самоуправления учащихся ( одна из возможностей воспитания ответственности и самостоятельности у обучающихся.Но классный руководитель должен постоянно напоминать, что самоуправление - это не вседозволенность, а участие в управлении собственными делами, которые входят в компетенцию обучающихся. Самоуправление направлено на вовлечение каждого ученика в общие дела. Это воспитывает ответственность, объективную самооценку, дисциплину, уменние подчиняться и руководить. Самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого особенно если есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить возможный конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем
Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить.
Немаловажную роль имеет привлечение родителей к активному участию в воспитательной работе. Формы взаимодействия педагога и родителей могут быть разнообразны. Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На собраниях обсуждаются проблемы жизни не только классного, но и родительского коллектива.
Такая форма работы позволяет глубоко рассматривать обозначенные вопросы, вызывать интерес у младших школьников, находить разнообразные подходы к достижению поставленных воспитательных и образовательных целей и задач.
Огромную роль в осуществлении программы по воспитанию школьника играют занятия по ОРКСЭ (основам религиозных культур и светской этики). Уроки по этому предмету, формируют именно такие качества личности, как доброта, милосердие, вежливость, любовь и уважение к близким людям, бережное отношение к окружающей среде и т. д. Они проходят в виде бесед, игр, экскурсий. Данные занятия развивают творческую деятельность учащихся.