Влияние театра на эстетическое воспитание младших школьников
Утешева Татьяна Владимировна,
воспитатель, ГБОУ Лицей № 40
Санкт-Петербурга
воспитатель, ГБОУ Лицей № 40
Санкт-Петербурга
Искусство возвышает человека, делает его добрее, отзывчивее. Нравственность, усвоенная через эстетические переживания, составляет огромную жизненную силу. В искусстве социальные, политические, этические идеи выступают в форме живых, эмоциональных образов. Открывая их для себя, человек осваивает опыт человечества, обогащается мыслями, духовной силой, эмоциональной энергией, которые заключены в произведении искусства.
В эстетическом воспитании школьников значительное место принадлежит театру. Сценическое искусство поистине синтетическое искусство. Здесь игра цвета, музыки, света, конечно, актёрское мастерство. Всё это сливается в единое целое – спектакль. Благодаря такому союзу искусств детский театр обладает особой силой духовного, эмоционального воздействия на зрителя, в том числе и зрителя самого юного, и является прекрасным средством воспитания. Только в театре зритель приходит в непосредственное и живое соприкосновение с художником, творящим у него на глазах.
Между театром и педагогикой существуют сложные и ответственные связи. Опытный и тонкий руководитель раскрывает и развивает в каждом ребёнке только ему присущие творческие возможности, заботясь об их своеобразии. Ребёнок, предоставленный сам себе, не сумеет правильно оценить всё глубинное, что содержится в произведении искусства. Но он очень отзывчив на добро и зло, которое так конкретно и выразительно изображается, например, средствами театра. А задача взрослого – поддержать и помочь выразить эти переживания детей.
Эстетическая глухота нередко приводит к глухоте нравственной. И даже более того – эстетическая глухота может быть почвой, на которой произрастает пошлость. Правильно поставленная работа с театром способна облегчить многие воспитательные проблемы в начальной школе и заложить прочные основы духовной культуры, необходимой взрослому человеку.
Поступление ребёнка в школу создаёт объективные условия для целенаправленного приобщения его к театру. Важно, чтобы с первого класса начиналось накопление того минимума театральных впечатлений, который явился бы основой для эстетического развития, для последующей системы художественного образования детей.
Сочетание коллективных и индивидуальных походов в театр особенно плодотворно. Просмотры спектаклей классным коллективом дают возможность осуществить необходимый отбор спектаклей с учётом возрастного адреса спектакля, качественного уровня искусства. Коллективные просмотры дают возможность осуществить систему работы по спектаклю.
Формы работы могут быть разные, но принцип должен быть один: перед посещением театра не надо «натаскивать» ребят, создавая у них стереотипную предварительную установку на идею спектакля. Важно подготовить их нравственно к празднику встречи с искусством и к восприятию жизненной проблематики спектакля.
Посещение спектаклей с родителями имеет своё положительное значение. Каждый поход в театр может явиться своеобразным семейным праздником. Совместно просмотренный спектакль – хороший повод для бесед. Маленькие дети с удовольствием делятся с родителями своими впечатлениями, любят, когда у них есть собеседник, который не только внимательно выслушает, но и поможет разобраться в непонятном. Отец или мать, в центре внимания которых находится один ребёнок, которого они привели на спектакль, способны направить его на путь постижения прекрасного, беседуя с ним в антрактах и после спектакля.
Отдавая должное эстетическому воздействию кукольных спектаклей на малышей, надо подчеркнуть, что самые красочные и изобретательные кукольные представления не в состоянии заменить те душевные контакты, которые устанавливаются между зрителями, пусть самыми маленькими, и актёрами, действующими на сцене.
Самые маленькие встречаются на сцене чаще всего со сказкой, где понятия добра и зла, многие явления окружающей жизни выражены в образах, доступных пониманию 7-8-летних зрителей. Сказка с её открытыми действенными конфликтами волнует воображение, вызывает непосредственную эмоциональную реакцию. Сказочные спектакли – первое приобщение к искусству, к образности и условности театрального представления – ярким декорациям, музыке, танцам, мастерству актёрского перевоплощения. Спектакли, увиденные в раннем детстве, нередко определяют, формируют художественный вкус на многие годы, влияют на уровень эстетических представлений.
Главный принцип приобщения детей к театру основывается на общепедагогической установке, - это путь от простого к более сложному. Театр адресует свои спектакли разным классам, учитывая запас жизненных представлений, интересы, эстетические возможности детей. Юные зрители не терпят назидательности, умилённости детством, снисходительных скидок на возраст. Они хотят правды. Это требование правды очень сильно у ребят всех возрастов.
Обращаясь непосредственно в зал, театр создаёт непринуждённую атмосферу, необходимую для импровизации, для раскованности, лёгкости актёрского самочувствия, призывает зрителей участвовать в этой импровизации. «Эффект превращения», который широко используется при этом, заставляет детскую фантазию работать напряжённо и творчески.
Разумеется, восприятие спектакля глубоко индивидуально. Своеобразие определяется не только психологическим складом, темпераментом, общим уровнем развития ребёнка, но и тем опытом, который предшествовал его встрече с искусством театра, опытом жизненным и художественным.
В беседе, призванной закрепить непосредственное восприятие спектакля, педагог должен отыскать такие методические приёмы, которые бы не разрушали, а углубляли силу эмоционального воздействия спектакля, сохраняли его целостность, способствуя при этом проникновению в его идейно-художественную суть, повышая степень его понимания. Сам ребёнок ищет в искусстве наслаждение, радость. Последующая беседа должна сохранить и углубить эту радость, являясь как бы продолжением творческого процесса, начавшегося на спектакле. Само составление вопросов – важный этап подготовки к беседе. Их может быть немного, но они должны по возможности полно охватить идейно-художественное богатство спектакля. Основой для составления вопросов является предварительный всесторонний анализ спектакля. Следует учитывать своеобразие авторской трактовки сказки, характер её воплощения на сцене. Беседа по вопросам может включать в себя и пересказ детьми содержания спектакля. Пересказ в этом случае становится органической частью беседы. Всяческие попытки подвести детей к логическому осознанию компонентов спектакля, к оценке актёрского мастерства на практике себя не оправдывают. У детей этого возраста ещё нет потребности говорить об актёре – они редко отделяют актёра от образа. Не заглушать элемента чудесного, который для ребёнка существует в театре, - вот основной принцип. Часто беседа по спектаклю, особенно в заключительной своей части, непосредственно связывается с жизнью самих детей. И почти все они заканчиваются дежурным вопросом: «Чему учит спектакль?» Ответы детей в таких случаях однотипны и лишены всякой эмоциональной окраски. Этот вопрос упрощает и обедняет глубокую мысль спектакля.
Существует много видов творческих работ по спектаклю. Отзыв – краткое письменное изложение непосредственных впечатлений от спектакля. Отзыв играет большую роль в закреплении идейно-нравственного воздействия спектакля, в развитии способности самостоятельно мыслить. Спектакль очень часто вызывает потребность в изобразительном творчестве. В рисунке детям иногда легче выразить свои впечатления. Задания для рисунков бывают самые разные. Наиболее распространённой является свободная тема: нарисовать то, что больше всего понравилось. Но можно и конкретизировать задание. Интересно попросить детей на одной половине листа нарисовать отдельные сцены такими, как они запомнились по спектаклю, а на другой – собственное представление о сценическом воплощении этой же сцены. Можно предложить ребятам нарисовать самую красивую сцену в спектакле, изобразить героя, которого они хотели бы сыграть. Можно делать бумажные аппликации. После спектакля дети с удовольствием занимаются и лепкой.
Трудно представить себе творческую работу по спектаклю без собственного игрового воссоздания увиденного. Речь идёт об импровизации, разыгрывании по памяти отдельных моментов спектакля. Играя, ребёнок может вновь многое пережить, воссоздать целый комплекс впечатлений, но уже не со стороны, а в действии и через действие. Не всегда ребята решаются исполнять главные роли перед всем классом, но посильное участие в импровизации могут принимать все.
Итак, каждый вид творческой работы, будь то рисунок, отзыв, лепка или импровизация, несёт свою воспитательную функцию. Все перечисленные виды работ учат вглядываться, оценивать и сравнивать, развивают активное внимание к театральному искусству, помогают постигать идейно-художественное богатство спектаклей, их образную природу. Творческие работы углубляют способность к сопереживанию. Разумеется, творческую энергию питает само искусство.
В эстетическом воспитании школьников значительное место принадлежит театру. Сценическое искусство поистине синтетическое искусство. Здесь игра цвета, музыки, света, конечно, актёрское мастерство. Всё это сливается в единое целое – спектакль. Благодаря такому союзу искусств детский театр обладает особой силой духовного, эмоционального воздействия на зрителя, в том числе и зрителя самого юного, и является прекрасным средством воспитания. Только в театре зритель приходит в непосредственное и живое соприкосновение с художником, творящим у него на глазах.
Между театром и педагогикой существуют сложные и ответственные связи. Опытный и тонкий руководитель раскрывает и развивает в каждом ребёнке только ему присущие творческие возможности, заботясь об их своеобразии. Ребёнок, предоставленный сам себе, не сумеет правильно оценить всё глубинное, что содержится в произведении искусства. Но он очень отзывчив на добро и зло, которое так конкретно и выразительно изображается, например, средствами театра. А задача взрослого – поддержать и помочь выразить эти переживания детей.
Эстетическая глухота нередко приводит к глухоте нравственной. И даже более того – эстетическая глухота может быть почвой, на которой произрастает пошлость. Правильно поставленная работа с театром способна облегчить многие воспитательные проблемы в начальной школе и заложить прочные основы духовной культуры, необходимой взрослому человеку.
Поступление ребёнка в школу создаёт объективные условия для целенаправленного приобщения его к театру. Важно, чтобы с первого класса начиналось накопление того минимума театральных впечатлений, который явился бы основой для эстетического развития, для последующей системы художественного образования детей.
Сочетание коллективных и индивидуальных походов в театр особенно плодотворно. Просмотры спектаклей классным коллективом дают возможность осуществить необходимый отбор спектаклей с учётом возрастного адреса спектакля, качественного уровня искусства. Коллективные просмотры дают возможность осуществить систему работы по спектаклю.
Формы работы могут быть разные, но принцип должен быть один: перед посещением театра не надо «натаскивать» ребят, создавая у них стереотипную предварительную установку на идею спектакля. Важно подготовить их нравственно к празднику встречи с искусством и к восприятию жизненной проблематики спектакля.
Посещение спектаклей с родителями имеет своё положительное значение. Каждый поход в театр может явиться своеобразным семейным праздником. Совместно просмотренный спектакль – хороший повод для бесед. Маленькие дети с удовольствием делятся с родителями своими впечатлениями, любят, когда у них есть собеседник, который не только внимательно выслушает, но и поможет разобраться в непонятном. Отец или мать, в центре внимания которых находится один ребёнок, которого они привели на спектакль, способны направить его на путь постижения прекрасного, беседуя с ним в антрактах и после спектакля.
Отдавая должное эстетическому воздействию кукольных спектаклей на малышей, надо подчеркнуть, что самые красочные и изобретательные кукольные представления не в состоянии заменить те душевные контакты, которые устанавливаются между зрителями, пусть самыми маленькими, и актёрами, действующими на сцене.
Самые маленькие встречаются на сцене чаще всего со сказкой, где понятия добра и зла, многие явления окружающей жизни выражены в образах, доступных пониманию 7-8-летних зрителей. Сказка с её открытыми действенными конфликтами волнует воображение, вызывает непосредственную эмоциональную реакцию. Сказочные спектакли – первое приобщение к искусству, к образности и условности театрального представления – ярким декорациям, музыке, танцам, мастерству актёрского перевоплощения. Спектакли, увиденные в раннем детстве, нередко определяют, формируют художественный вкус на многие годы, влияют на уровень эстетических представлений.
Главный принцип приобщения детей к театру основывается на общепедагогической установке, - это путь от простого к более сложному. Театр адресует свои спектакли разным классам, учитывая запас жизненных представлений, интересы, эстетические возможности детей. Юные зрители не терпят назидательности, умилённости детством, снисходительных скидок на возраст. Они хотят правды. Это требование правды очень сильно у ребят всех возрастов.
Обращаясь непосредственно в зал, театр создаёт непринуждённую атмосферу, необходимую для импровизации, для раскованности, лёгкости актёрского самочувствия, призывает зрителей участвовать в этой импровизации. «Эффект превращения», который широко используется при этом, заставляет детскую фантазию работать напряжённо и творчески.
Разумеется, восприятие спектакля глубоко индивидуально. Своеобразие определяется не только психологическим складом, темпераментом, общим уровнем развития ребёнка, но и тем опытом, который предшествовал его встрече с искусством театра, опытом жизненным и художественным.
В беседе, призванной закрепить непосредственное восприятие спектакля, педагог должен отыскать такие методические приёмы, которые бы не разрушали, а углубляли силу эмоционального воздействия спектакля, сохраняли его целостность, способствуя при этом проникновению в его идейно-художественную суть, повышая степень его понимания. Сам ребёнок ищет в искусстве наслаждение, радость. Последующая беседа должна сохранить и углубить эту радость, являясь как бы продолжением творческого процесса, начавшегося на спектакле. Само составление вопросов – важный этап подготовки к беседе. Их может быть немного, но они должны по возможности полно охватить идейно-художественное богатство спектакля. Основой для составления вопросов является предварительный всесторонний анализ спектакля. Следует учитывать своеобразие авторской трактовки сказки, характер её воплощения на сцене. Беседа по вопросам может включать в себя и пересказ детьми содержания спектакля. Пересказ в этом случае становится органической частью беседы. Всяческие попытки подвести детей к логическому осознанию компонентов спектакля, к оценке актёрского мастерства на практике себя не оправдывают. У детей этого возраста ещё нет потребности говорить об актёре – они редко отделяют актёра от образа. Не заглушать элемента чудесного, который для ребёнка существует в театре, - вот основной принцип. Часто беседа по спектаклю, особенно в заключительной своей части, непосредственно связывается с жизнью самих детей. И почти все они заканчиваются дежурным вопросом: «Чему учит спектакль?» Ответы детей в таких случаях однотипны и лишены всякой эмоциональной окраски. Этот вопрос упрощает и обедняет глубокую мысль спектакля.
Существует много видов творческих работ по спектаклю. Отзыв – краткое письменное изложение непосредственных впечатлений от спектакля. Отзыв играет большую роль в закреплении идейно-нравственного воздействия спектакля, в развитии способности самостоятельно мыслить. Спектакль очень часто вызывает потребность в изобразительном творчестве. В рисунке детям иногда легче выразить свои впечатления. Задания для рисунков бывают самые разные. Наиболее распространённой является свободная тема: нарисовать то, что больше всего понравилось. Но можно и конкретизировать задание. Интересно попросить детей на одной половине листа нарисовать отдельные сцены такими, как они запомнились по спектаклю, а на другой – собственное представление о сценическом воплощении этой же сцены. Можно предложить ребятам нарисовать самую красивую сцену в спектакле, изобразить героя, которого они хотели бы сыграть. Можно делать бумажные аппликации. После спектакля дети с удовольствием занимаются и лепкой.
Трудно представить себе творческую работу по спектаклю без собственного игрового воссоздания увиденного. Речь идёт об импровизации, разыгрывании по памяти отдельных моментов спектакля. Играя, ребёнок может вновь многое пережить, воссоздать целый комплекс впечатлений, но уже не со стороны, а в действии и через действие. Не всегда ребята решаются исполнять главные роли перед всем классом, но посильное участие в импровизации могут принимать все.
Итак, каждый вид творческой работы, будь то рисунок, отзыв, лепка или импровизация, несёт свою воспитательную функцию. Все перечисленные виды работ учат вглядываться, оценивать и сравнивать, развивают активное внимание к театральному искусству, помогают постигать идейно-художественное богатство спектаклей, их образную природу. Творческие работы углубляют способность к сопереживанию. Разумеется, творческую энергию питает само искусство.