Занятие для ГПД 1 класса
Русское слово
Скопцова Ирина Владимировна
Цели занятия:Знакомить детей с фольклорными произведениями
Воспитывать любовь к родному языку
Сформировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора
Задачи занятия:
Формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа
Закрепить у детей знание произведений малых фольклорных форм (потешек, пословиц, пестушек, колыбельных песенок, загадок)
Способствовать развитию творческих способностей
Оборудование занятия:
Компьютер и проектор
Элементы русских народных костюмов
Платочек для игры
Бытовые предметы в русском стиле для инсценировки сказки, маски животных
Стулья, стол
Бумага, цветные карандаши, фломастеры
Ход занятия
Ребят приветствуют два скомороха (далее - ск.). Всё занятие сопровождается демонстрацией слайдов презентации « Русское слово».
Вед. : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами прикоснёмся к самому настоящему кладу – русскому фольклору. «Фольклор» переводится как «народная мудрость». Всё, что веками копили русские люди в устном народном творчестве (песни, сказки, пословицы, поговорки, заклички, колыбельные, загадки), сегодня это богатство досталось нам. И мы с огромным уважением и любовью воспользуемся этим кладом. Итак, мы начинаем.
1 ск.: Подходи, честной народ! Приходи в наш хоровод!
2 ск.: Мы расскажем вам сейчас, как жили на Руси у нас!
1 ск.: Русские люди всегда любили разные песни, частушки, потешки. С ними и отдыхать и работать веселее.
2 ск.: Мы хотим вам напомнить об устном народном творчестве.
1 ск.: В песнях и сказках перед нами встает вся жизнь русского народа.
2 ск.: Мы узнаём, как люди работали, какие были ремёсла в те времена, во что одевались, что ели, как веселились, в какие игры играли.
1 ск.: На Руси очень любили детей, поэтому до нас дошло много «пестушек», которые и сейчас мамы поют своим детям.
Чтец: С гуся вода, с лебедя вода,
С моего дитя – вся худоба –
На пустой лес, на большую воду,
Под гнилую колоду!
Чтец: У волка боли, у зайца боли,
У медведя боли, а у Сашеньки заживи!
2 ск.: С давних времён мамы пели детям колыбельные песенки, желали своим малышам спокойствия и счастья.
Чтец: А баю, баю, баю,
Не ложися на краю,
А то с краю упадёшь и головку расшибёшь.
А баю, баю, баю, не ложися на краю,
Придёт к тебе бирючок и ухватит за бочок,
За бочок за правенький, спи , сынок, кудрявенький.
Чтец: Ой, люленьки, люленьки, к нам летели гуленьки.
К нам они летели, мы на них глядели.
Летели, летели, на ворота сели.
А воротики скрип, скрип, а мой Ваня спит, спит.
1 ск.: Для детей сложено много песенок-прибауток.
Чтец: Ой, дуду, дуду, дуду,
Сидит котик на дубу,
Сидит котик на дубу,
И играет во трубу,
Во серебряную, разрисованную,
Уж ты, котик, поиграй, наших деток забавляй!
Чтец: Скрип, скрип, скрипачок,
Купи новый башмачок:
Кошке Машке, коту Николашке,
Кобылке Нениле, мерину Гавриле;
Утке Анютке, селезню Васютке;
Кочету Никите, курице Улите!
2 ск.: Издавна на Руси любили «Потешки».
Чтец: - Собака, что лаешь?
- Волков пугаю.
- Собака, что хвост поджала?
- Волков боюсь.
1 ск.: Ребята, а знаете ли вы , в какие игры играли на Руси? Правильно, в «Салочки», «Горелки», «Ручеёк», «Гуси и волки», «Жмурки»,«Тише едешь..» и много разных интересных игр. А мы с вами сейчас поиграем в эти игры, но сначала надо выбрать водящего.
2 ск.: А для этого существуют «считалки». Мы с вами выучим старинную русскую «считалку» (см. презентацию).
Все выходят из класса и играют в 2-3 игры.
1ск.: А чем ещё можно было развлечься? Представьте себе: зима, вечер, электричества и телевизора нет, играть на улице холодно. Что же делать?
2 ск.: Правильно, пели песни, рассказывали сказки, загадывали загадки. Перед занятием вам было дано домашнее задание: найти интересную русскую загадку. Сейчас вы по очереди будете загадывать загадки.
1 ск.: А ещё говорили скороговорки и очень веселились (см. презентацию).
2 ск.: Пословицы и поговорки - это настоящая «кладовая» народной мудрости, они учат нас как правильно жить, вести себя, относиться к труду (см. презентацию). А какие ещё пословицы вы знаете?
1 ск.: Много сказок придумали на Руси. Давайте вспомним некоторые из них (см. презентацию). Сказки учат нас добру, взаимопомощи, что можно, а что нельзя делать.
2 ск.: А теперь вы назовите сказки, которые вы знаете.
1 ск.: Молодцы, ребята, много сказок знаете. Сегодня мы посмотрим сказку «Лисичка со скалочкой», которую вы подготовили для нас.
В.: Ребята, сегодня у нас много впечатлений, нарисуйте, что вам запомнилось больше всего, что понравилось.
Рисунки прикрепляются магнитами к доске для мини-выставки.
2 ск.: Расходись, честной народ,
Закрываем хоровод!
1 ск.: Нам спасибо за то, что играли,
Вам спасибо за то, что смотрели!