Внеурочная деятельность воспитателя ГПД и её особенности
Куракина Светлана Николаевна,
воспитатель группы продленного дня
ГБОУ СОШ № 188 Санкт-Петербурга
Внеурочная деятельность воспитателя ГПД и её особенности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе нашего общества являются: формирования у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Добиться требуемых образовательных результатов только на уроке нельзя, поэтому очень важно, чтобы ребенок получал дополнительные знания и умения после основных уроков, на занятиях по внеурочной деятельности. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Группы продленного дня идеально подходят для этого. У каждого ребенка есть свои особенности, свои таланты. Особенно часто такие таланты проявляются на занятиях по внеурочной деятельности. На занятиях по внеурочной деятельности ребенок раскрывается, чувствует свою уверенность и значимость. В современных условиях работы школы основной целью обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся; опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их индивидуальные особенности, интересы и возрастные возможности; способствовать расширению кругозора учащихся, развитию познавательных способностей, самостоятельности и активности. Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества. В рамках работы воспитателей ГПД организуется внеурочная деятельность по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Современная жизнь диктует свои правила. Многие родители все больше времени уделять своей профессиональной деятельности, поэтому ребенок остается в школе до самого вечера. Наши учителя, которые ведут внеурочную деятельность в группе продленного дня, стремятся это учитывать. После окончания уроков в нашей начальной школе функционирует несколько групп продленного дня. В группах продленного дня находятся учащиеся одного возраста. У каждой группы продленного дня есть свой режим и график работы. Воспитатели работают в группах продленного дня по расписанию. Работа групп продленного дня нашей школы строится на базе следующих документов: Конституции и законов РФ, указов Президента РФ, решений Правительства РФ, органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правил и норм охраны труда, правил и норм охраны здоровья, обучающихся и санитарно-эпидемиологическим требованиям. В режиме продленного дня выделяется специальное время для самостоятельной учебной деятельности детей, которая организуется непосредственно воспитателем группы. Самоподготовка призвана выполнять несколько функций. Образовательную: систематизация и закрепление знаний. Развивающую: развитие внимания, памяти, мышления, речи. Воспитательную: воспитание мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля. На самоподготовке можно с успехом реализовать самые главные условия приучения детей к порядку: систематичность, добровольность, поддержание порядка. Ученики младших классов многократно повторяют действия, и в результате этого алгоритм познавательной деятельности будет внутренне принят. Во внеурочную деятельность воспитателя ГПД входит: выполнение домашнего задания (контроль, организация, помощь); индивидуальные занятия с детьми; организация занятий в ОДОД (отделе дополнительного образования детей); выполнение проектов; организация питания; организация прогулок; организация занятий по интересам и досуговой деятельности детей. Виды и направления внеурочной деятельности, которые помогают организовать учебно-воспитательный процесс. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:воспитатель группы продленного дня
ГБОУ СОШ № 188 Санкт-Петербурга
1. Спортивно-оздоровительное:
- Организация походов, экскурсий, подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
-Проведение бесед по охране здоровья.
-Применение на занятиях игровых моментов, физ. минуток.
2. Общекультурное направление
-Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
-Проведение тематических часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города.
3. Общеинтеллектуальное направление:
-Библиотечные уроки;
-Конкурсы, экскурсии, деловые и ролевые игры и др.
4. Духовно-нравственное направление:
-Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и труда, «Уроки мужества»;
-Выставки рисунков.
-Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
-Тематические часы;
5. Социальная деятельность:
-Проведение субботников;
-Разведение комнатных цветов;
-Проведение акций.
Конечно, воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
На сознание детей огромное влияние оказывают различные средства массовой информации: телевидение, интернет, печать, видео. Современные дети увлечены компьютерными играми, играми на мобильных телефонах, планшетах. Очень резко снижен уровень детей чтения художественной литературы. Даже книгу, соответствующую современным интересам (про любимого героя) ребенок не будет читать. Ограничен круг общения со сверстниками, дети не хотят участвовать в детских общественных организациях. Не хотят ходить на различные кружки и секции. Поэтому сегодня для школы на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, спортивные мероприятия, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть способными, выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. Такую возможность мы получили благодаря Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.
Начальная школа играет важную роль в общей системе образования.
На внеурочной деятельности с общеинтеллектуальным направлением основной задачей является формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания. Ребята с удовольствием решают нестандартные задачи, разгадывают ребусы, придумывают самостоятельно задания для своих друзей. Воспитанники приобретают знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий, у ребят начинает формироваться мотивация к учению через внеурочную деятельность. На робототехнике ребята в начале занятия изучают принцип работы механизма, собирая робота по инструкции, а после сборки программируют его на компьютере в специальной, интуитивно понятной, среде программирования. Дети смогут поиграть собранными роботами, усовершенствовать конструкцию, усложнить программу (все индивидуально, в зависимости от навыков детей, от уровня группы и интересов ребенка). В дальнейшем конструкции усложняются. В процесс включаются творческие занятия, где задается тематика того, что необходимо собрать. Ребята сами придумывают свой механизм, а преподаватель помогает добавить туда недостающих деталей и составить нужную программу. Дети учатся высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности. На сегодняшний день тема сохранения здоровья приобретает всё большую популярность, что связано с ухудшением экологической ситуации, увеличением ряда техногенных факторов, неблагоприятной социальной обстановкой. Необходимо научить учащихся правильно и целесообразно выбирать формы и средства для формирования здорового организма. Исследователи в области педагогики сходятся к единому мнению, что в рамках реализации здоровье сберегающих технологий одним из основных направлений работы общеобразовательных учреждений по сохранению, укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни должна выступать внеурочная деятельность. Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин. Духовно- нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовно- нравственного воспитания учащихся начальной школы и направлено на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Духовно- нравственное развитие гражданина России- это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно- смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Изучение родного края. Реализация программы «Я – петербуржец!». Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально — чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко — художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит. На внеурочных занятиях происходит знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю. У ребят происходит формирование устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно. Дети обучаются практическим навыкам работы с предложенными материалами. На таких занятиях мы воспитываем любовь к своей Родине, воспитываем культуру общения. Начинается формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
Содержание занятий в ГПД формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей.