Воспитание нравственного поведения младшего школьника в группе продленного дня
Положенцева Лариса Викторовна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 158
Санкт-Петербург а
«Нравственность — основа всех человеческих ценностей»
Альберт Эйнштейн
Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. Жить для людей, во имя людей, этот принцип должен определять стиль поведения каждого человека в современном обществе. Великий педагог И. А. Амонашвили писал, что «для формирования личности, необходимо способствовать становлению и развитию в ребёнке Благородного человека, путём раскрытия личностных качеств, направлять его на путь служения Истине, Добру, Красоте, Справедливости, облагораживать душу и сердце растущего человека».воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 158
Санкт-Петербург а
«Нравственность — основа всех человеческих ценностей»
Альберт Эйнштейн
Формирование современной нравственности происходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима глубокая общекультурная основа – нравственная культура, которая является условием осмысленной и плодотворной жизни, душевного здоровья личности. Какой должна быть культура человека – в двух словах не обрисовать. Эта целая программа воспитания общества. Нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.
Воспитывающая среда, которая является важным условием успешного воспитания, представляет собой компонент воспитательной системы школы. Она состоит из внутренней среды, включающей в себя урочную и внеурочную деятельность учащихся, и внешней среды, представляющей собой пространство взаимодействия с социальными партнерами школы.
Каждому педагогу известно, как важно воспитывать человека с ранних лет. Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большой части, остаются в нем на всю жизнь. Душа ребенка впечатлительна, мягка, как воск. Что на ней отпечатлеешь, то и останется. Будешь учить детей добру,- из твоих детей выйдут порядочные люди; будешь учить дурному - выйдут дурные люди. Чему научишь в детстве человека, что он будет в это время видеть и слышать, то и останется с ним на всю жизнь. Всякий знает, как велика сила привычки. Важно развитие в детях добрых привычек с самых малых лет их жизни.
В целом педагогическом процессе перед воспитателем ГПД стоит задача формирования общественной зрелости и активности, воспитание высокой гражданственности, дисциплинированности. В решении этих задач исключительно велико значение нравственного воспитания.
«Воспитывать – это значит: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» — так говорил о воспитании Е.Н. Ильин. У школьников ещё нет достаточного опыта восприятия нравственных явлений и факторов. Помочь стать детям нравственно этически грамотными людьми, есть главная задача воспитателя ГПД.
Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами является приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали. Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий.
Этика как наука о нравственной жизни человека способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующая стержень духовной культуры, понять ценностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия. Последовательное развитие этического сознания, нравственного чувства способно активизировать развитие личности, ценностно-ориентированное поведение. Если в процессе этического воспитания своевременно и грамотно помочь школьнику выстроить пути собственного нравственного развития, ободрить, поощрить, поддержать его устремления – будет достигнут нравственный результат.
Занятия этикой и этикетом в группе продленного дня играют огромную роль в становлении нравственного поведения младшего школьника. Важно на каждом занятии знакомить ребят с правилами этикета и формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни. Ребята учатся видеть свои недостатки поведения и исправлять их, а также избавляться от плохих привычек. Они учатся относиться к людям с заботой и вниманием. В процессе занятий воспитывается уважительное отношение к близким и окружающим людям, бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку. Воспитательный процесс необходимо планировать и строить во взаимосвязи духовного и светского направлений. Ведущим направлением является нравственное воспитание.
Группа продленного дня предоставляет широкие возможности для развития нравственного поведения учащихся.
Для начальной школы наиболее актуальными являются темы:
- «Доброта и милосердие», «Честный ли ты?», «Любовь к родным»,
«Законы дружбы», «Твое отношение к труду», «Культура общения»,
«Правила поведения в общественных местах» и др.
Учитывая психологические возможности детей младшего школьного возраста, основным методом работы по теме является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек. Для самостоятельного принятия выбора поведения большую роль играет работа в малых группах, где каждый ребенок несет ответственность не только за свои деятельность, но и за действия членов малой группы, где проходит обсуждение и в совместном поиске принимаются решения.
Воспитание - это опосредованный процесс создания условий для самовоспитания. В связи с этим необходимо создать условия для самовоспитания, в которых субъект осознает мотивы и цели своей деятельности. При обучении необходимо опираться на опыт ребенка.
Мудрый преподаватель ГПД выстраивает процесс воспитания и свое общение с учениками, и взаимодействие между ними с учетом их психологически особенностей, обеспечивая каждому из них самостоятельный выбор способов погружения в изучаемый материал. В процессе деятельности необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Для анализа и обсуждения следует использовать конкретные факты и события из повседневной жизни, примеры из художественной литературы, кинофильмов.
Важно воспитать в ребенке уважение, искренность, доверие, доброту, творчество, заботу и любовь. Задача воспитателя группы продленного дня организовать деятельность, способствующую развитию гармоничной личности, любящей свою Родину, бережно относящуюся к традициям своего народа, осознающую приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья каждого гражданина.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю сущность человека.
Многие правила культуры, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают непосредственно из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Другие правила связаны с гигиеной, эстетикой быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко связаны со сложившимися традициями и обычаями. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
От внутренней культуры зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру - заставляет человека быть выдержанным, внутренне-собранным, уметь владеть собой.
Планируя воспитательную деятельность на год, воспитатель должен представить себе весь объем и основные направления воспитания. С учетом этого планируется работа по воспитанию культуры поведения. В воспитании культуры поведения большое место занимают выработка навыков и привычек. У многих учеников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Поэтому в работе с детьми надо обращать внимание прежде всего на выработку навыков и привычек культурного поведения. Достигается это систематическим приучением учеников к выполнению правил. Для этого необходимо такая организация жизни в школе, чтобы учащиеся постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений. Именно в ГПД ведется систематическая работа по воспитанию аккуратности, опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать детей, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек культурного поведения у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культуры: такта, деликатности, непринужденности.
Изучение уровня воспитанности детей, их опыта общественного поведения, общего и индивидуального в их поведении помогает выяснить первоочередные воспитательные задачи школы. Некоторые дети не привыкли, входя в класс, здороваться. Работа с ними опирается на опыт, пример большинства детей, которые усвоили этот навык. Но если воспитатель замечает, что никто из детей не здоровается друг с другом, тут он ставит специальную задачу работы с детьми ГПД на ближайшее время и решает задачу повседневно, пока у детей не выработается соответствующая привычка.
Вежливость - это форма общения человека с другими людьми. Дети должны хорошо усвоить формы вежливого отношения к родителям и близким людям, к учителям и другим работникам школы, к незнакомым людям, к своим товарищам.
Ученика надо научить конкретным способам поведения, действиям в соответствии с правилами вежливости. Ученики нередко считают, что быть вежливым необходимо только со взрослыми, и забывают о том, что надо соблюдать определенные правила культурного поведения и со своими сверстниками. Поэтому в работе с детьми следует специально выделять правила поведения в детском обществе. Вежливость проявляется в речи. Грубые слова, обращения, клички свидетельствуют об отсутствии культуры, неумении вести себя в коллективе. Точность и обязательность составляют черту культурного человека и проявляются в умении выполнять обещания, беречь свое и чужое время, не заставлять себя ждать, не опаздывать. Эти правила меньше других известны детям и поэтому часто нарушаются ими.
Сочетание систематической работы над правилами, проводимой на занятиях, и повседневной работы воспитателя ГПД - важное условие успешного воспитания культуры поведения учащихся.
Дети не всегда могут самостоятельно решить, как надо вести себя в новой ситуации. Им требуется подсказка взрослого. Воспитатель показывает, как данному правилу следовать в разных условиях. Сначала это ситуация класса, школы, затем дети приучаются к соответствующему поведению дома, на улице, в общественных местах.
Постепенное расширение конкретных ситуаций, в которых применяются разные правила, позволяет сформировать привычные для ученика формы поведения. Всегда и во всём быть аккуратным - значит приобрести такое качество, как аккуратность, всегда быть точным, обязательным – значит иметь эти качества в своём характере.
В поступках, поведении, деятельности постепенно формируется характер ребёнка, его нравственность.
Воспитывая культуру поведения, сами взрослые должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей. Это одно из основных положений педагогики должно быть донесено до родителей.
Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Среди методов разъяснения правил поведения ведущее место занимает беседа учителя с детьми. Почему именно беседа? Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг друга, высказывают разные мнения, основываясь на собственном (пусть небольшом и ограниченном) опыте. Именно в беседе раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учащихся позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомы или незнакомы вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог беседе, формулирует правила поведения, останавливается на ошибочных высказываниях.
Эффективный прием разъяснения детям правил культурного поведения – использование литературных произведений – рассказов, стихотворений, басен. При этом целесообразно обсуждать с детьми и образцы нравственного поведения и негативные поступки. В работе с детьми надо широко использовать юмор. Важно показать детям в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них.
Организация работы с группой является главной задачей воспитателя. Но вместе с тем проводится и индивидуальная работа с отдельными учениками в зависимости от уровня их воспитанности и условий жизни в семье. Индивидуальная работа проводится в тесном контакте с родителями.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от согласованной работы педагогического коллектива и семьи. Родители должны знать, какие требования предъявляются к поведению детей, и в этом же направлении вести работу дома, в семье.
Нравственное воспитание – особая сфера воспитательной деятельности, предполагающая безостановочное, постоянное участие воспитателя в жизни детей, но не для поучений, а для поддержки в моменты, когда это необходимо.
Список литературы:
1.Величко О. Ю. Методы и формы стимулирования нравственных проявлений младших школьников в процессе этического воспитания // Этическое воспитание. – 2007. - N 3.
2.Голошумова Г. С. Программа курса "Основы духовности и нравственности" для младших школьников // Школьные технологии. – 2003. - N 2.
3.Дьячкова М. А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников // Вестник развития науки и образования. - 2007.
4.Этическая грамматика в начальных классах. В 2-х ч. — М.,2001. Этические диалоги с учениками 5—6 классов. В 2-х кн. — М.,2001.
5. Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития младших школьников // Интеграция образования. – 2014.
6. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.:Питер,2007.
7.Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). - 2010. - N 7.
8.Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2008. - N 8.