Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование игровых технологий в процессе
формирования краеведческих знаний у младших
школьников во внеурочной деятельности (в ГПД)

Кузнецова Евгения Александровна 
Краеведческое образование в начальной школе обладает широким образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом.
Особое значение имеет использование краеведческого подхода в построении учебно-воспитательного процесса. Краеведческий подход является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе. Образовательные возможности краеведческого принципа заключаются в том, что учащиеся могут изучать предметы общеобразовательного цикла на материале хорошо им знакомом, составляющем их социальный опыт, имеющем для них положительную эмоциональную окраску.
В настоящее время в начальных классах петербургской школы знакомство с природным и культурным наследием Санкт-Петербурга осуществляется лишь фрагментарно - в виде небольших по объему образовательных модулей различных учебных дисциплин (ознакомления с окружающим миром, литературы, и т. д.). Поэтому особое значение имеет освоение краеведческих знаний во внеурочной деятельности, например как систематические занятия  в группе продленного дня.
Изучение краеведческого курса предоставляет возможность оказывать эмоциональное и эстетическое воздействие на учащихся, развивать их восприятие и чувства, воспитывать эстетический вкус и оценки событий повседневной жизни, явлений природы, произведений искусства.
Немаловажное значение имеет направленность курса краеведения на формирование ценностного отношения и интереса детей к повседневной жизни города, активной жизненной позиции, как основы гражданского самосознания.
В ходе проведения экскурсий и организации наблюдений на пришкольном участке, в ближайшем микрорайоне, в городе дети смогут расширять свой социальный опыт, на практике использовать полученные ранее знания. Это позволит решать такие образовательные и развивающие задачи как обучение анализу, сравнению, обобщению, различению явлений и понятий.
Проведение внеклассной краеведческой работы позволит расширить возможности развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы младших школьников, создаст условия для подготовки детей к жизни.
Важным вопросом методики является организация процесса обучения, выбор методов и технологий, которые целесообразно использовать во внеклассной работе, особенно в условиях группы продленного дня.
Цели и задачи при формировании краеведческих знаний в начальной школе могут быть достигнуты только в том случае, если педагог будет учитывать особенности психофизического развития учащихся и, отказавшись от иллюстративно-объяснительных методов, предложит осваивать культурное наследие города в занимательной, активной, деятельностной форме. (2, 33) Это означает, что учебная деятельность младших школьников должна быть организована на основе методов и технологий, обеспечивающих активизацию и интенсификацию образовательного процесса и проходить в сотрудничестве друг с другом и с учителем.
Рассмотрим возможность использования игровых методов и технологий в процессе формирования краеведческих знаний у младших школьников.
Учитывая возрастные особенности психолого-педагогического характера, присущие младшим школьникам можно предположить, что систематическое использование во внеурочной деятельности на всех этапах формирования  краеведческих знаний в младших классах игровых приемов, методов и технологий поможет не только глубже усвоить содержание занятий, но и сделает более доступной для детей сложную учебную деятельность. Использование в процессе обучения краеведению разных видов игр (сюжетной, конструктивной, условно-соревновательной, интеллектуальной и др.) позволит более успешно формировать основные компоненты учебной деятельности. Игровые коллизии вызывают у детей стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. А это и есть то, что составляет основу познавательной деятельности (3; 64).
Этапами процесса обучения краеведению, так же как и любого процесса обучения, являются следующие: организация процесса восприятия краеведческих объектов, формирование краеведческих представлений, на основе которых формируются краеведческие понятия, осмысление и закрепление их в различной деятельности.
Накопление краеведческих знаний у учащихся невозможно без систематической работы по формированию представлений и понятий об окружающем их наследии, оставленном предыдущими поколениями, используемом и обогащаемом ныне живущими горожанами (системообразующее понятие учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» (2; 9)).
Формирование краеведческих понятий может опираться на методику фор-мирования естественнонаучных знаний, так как краеведение включает в себя комплекс естественнонаучных и общественных знаний. В методике выделены основные этапы формирования понятий.
Первым этапом процесса усвоения краеведческих знаний является восприятие – целенаправленный познавательный процесс, который носит избирательный характер, в течение которого младшие школьники должны получить достаточное представление об изучаемых исторических событиях, памятниках природного и культурного наследия, традициях и обычаях.
Организация процесса восприятия детей изучаемого объекта должна соответствовать следующим требованиям:
  • непосредственная близость учащихся к наблюдаемому объекту;
  • краткая инструкция о цели предстоящей работы и способах ее выполнения;
  • выяснение, что видит каждый учащийся, на чем сосредоточено его внимание;
  • проверка того, что и как воспринял каждый учащийся;
  • связь объекта восприятия с точно отвечающим ему названием, термином.
При демонстрации краеведческого объекта в натуральном виде (в условиях класса: предметы, вещи, документы и др., во время учебной прогулки или экскурсии: городские объекты, природные и культурные памятники) или его изображения педагог должен привлекать детей к рассказу о том, что они видят. Такая активная познавательная деятельность учащихся содействует установлению прочной связи между образом краеведческого объекта и словом – названием, термином, способствует становлению аналитико-синтетических операций, обеспечивает развитие связной устной речи и обогащение словаря младших школьников.  Кроме того, в работе по организации восприятия детьми изучаемого объекта необходимо использовать приемы и методы, способствующие концентрации внимания и активизации восприятия.
Алгоритм любого игрового занятия, активизирующего восприятие, имеет четырехшаговую структуру.
- На первом этапе - постановка цели игрового занятия: «Перед вами изображение здания Биржи Стрелки Васильевского острова. Рассмотрите его внимательно и назовите как можно больше архитектурных деталей».
- На втором этапе – восприятия, учащиеся фиксируют то, что привлекло их внимание.
- На третьем этапе – обмена «находками» восприятия с их обязательной записью на доске, возможно применение техники «аукцион». Участники высказываются по очереди, озвучивая каждый раз только одно качество изучаемого объекта, соблюдая принцип дополнения (предлагается только то, что еще не было названо). Победителем считается участник (группа участников), предложивший последним свою «находку». В случае повторов, или озвучивания уже зафиксированных на доске качеств объекта, можно предусмотреть штрафные санкции, что дополнительно сконцентрирует внимание детей в игровом занятии.
- На четвертом этапе – «рефлексия»: участники делятся своими впечатлениями.
Некоторые приемы работы с съемно-разъемными аппликациями.
Используя аппликации, учащиеся складывают из отдельных частей архитектурный ансамбль, здание, размещают детали декора и пр.
Активная мыслительная деятельность в процессе наблюдения приводит к более полному восприятию. При пассивном восприятии объекта от внимания ребенка ускользают многие существенные детали.
Активному восприятию младшего школьника может способствовать постановка учебной задачи в игровой форме. Преимущество такой постановки задачи заключается в том, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. «Двойственная природа» игровых методов и технологий, то есть их учебная направленность и игровая форма, позволяет организовать овладение конкретным учебным материалом в непринужденной эмоциональной форме. (3; 66)
Например, детям можно предложить: как можно больше увидеть в представляемом объекте, услышать больше подробностей в озвучиваемом тексте или описать как можно подробнее свои тактильные ощущения, знакомясь с предметом на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).
В результате наблюдения за краеведческими объектами или явлениями у младших школьников создаются первичные представления (целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств (6; 111)): об их внешнем виде – предметные представления; образы, возникающие при чтении или слушании описаний предметов, объектов, событий - представления воображения; пространственные представления о величине объектов, их форме, пространственных свойствах, формирующиеся во время экскурсий, учебных прогулок, посещений музеев и др.; картографические представления о взаимном расположении краеведческих объектов на схемах, адаптированных картах Санкт-Петербурга и области.
С целью формирования представлений проводится следующая работа:
  1. Выделение в предметах, объектах или явлениях их признаков или свойств.
  2. Сравнение признаков нескольких предметов, объектов или явлений.
  3. Выделение существенных признаков.
  4. Подведение учащихся к осознанию того, что изменение несущественных признаков не влияет на принадлежность данного объекта к определенной группе.
  5. Распознавание предметов по их существенным признакам.
У младших школьников недостаточно сформированы пространственные представления. В связи с этим желательно предлагать учащимся  изображения краеведческих объектов во всевозможных ситуациях: в различных ракурсах, в разные времена года и исторические периоды, выполненные различными графическими средствами (фотография, литография, рисованная иллюстрация, схематическое изображение и др.)
Формировать первоначальные картографические представления младших школьников о взаимном расположении краеведческих объектов на схемах и адаптированных картах Санкт-Петербурга и области - одна из задач занятий по истории и культуре Петербурга. Картографические представления формируются во время выполнения разнообразных упражнений и игр с ориентированием по карте, чтению карты, заполнению адаптированной контурной карты, в занимательных заданиях и играх со съемно-разъемными аппликациями и схемами, и др.
Наиболее распространенные приемы работы со схемой и адаптированной картой города, каждый из которых может быть выражен в игровой форме, представлены в учебно-методических пособиях (2; 42). К ним относятся следующие:
- «Найдите на карте» - поиск определенного объекта на карте Санкт-Петербурга (по условным обозначениям, «легенде» карты; по адресу; по описанному маршруту, по знакомым ребенку ориентирам).
- «Опишите местоположение».Учитель показывает объект на карте Петербурга, учащиеся составляют описание места его расположения.
- «Проложите маршрут». Учитель предлагает младшим школьникам составить наиболее рациональный маршрут следования от пункта А к пункту Б. (определите самый короткий путь следования от станции метро «Петроградская» до Зимнего дворца; составьте маршрут прогулки по центру города, во время которого турист смог бы понять, что «Санкт-Петербург - город военной славы»).
- «О чем может рассказать карта города?» В данном случае карта используется как источник информации. Педагог формулирует задание таким образом, чтобы учащиеся, проанализировав изображение, самостоятельно сделали определенный вывод, (сравнив карты нескольких городов, найдите сходства и отличия в их топографии; объясните выбор места для сооружения петербургского порта)
Следующий этап – формирование у младших школьников определенных краеведческих понятий.
Овладеть понятием означает усвоить его содержание и связанные с ним представления, а также приемы умственной деятельности, с помощью которых возможно применение понятий; научиться самостоятельно применять усвоенное понятие в решении учебных и практических задач. Осмысленность зависит от того, имеются ли в арсенале обучающегося понятия и действия, необходимые, чтобы понять элементы учебного материала и установить связь между ними. (6; 367)
При выборе путей формирования краеведческих понятий и представлений необходимо учитывать как особенности мышления, так и индивидуальные возможности детей, уровень их подготовки, знания по истории и культуре Санкт-Петербурга.
Игровые методы и приемы, используемые в формировании знаний по истории и культуре Санкт-Петербурга, создают прекрасные возможности для активизации, развития и коррекции мыслительной деятельности. Решая игровую задачу на обобщение понятий и их признаков: вычеркни лишнее название, изображение и т. д.; объедини объекты, относящиеся к одной группе (ансамблю, эпохе и др.); выбери ответ из нескольких возможных; собери изображение из частей; установи сходства и различия в схемах (изображениях) краеведческих объектов и др. – ребенок развивает способность к анализу, сравнению, классификации, обобщению, умению применять свои знания в разных условиях.
Например, в книге-игре Дмитриева В.К. «Санкт-Петербург для малышей» (2008), предназначенной в помощь воспитателям и учителям начальной общеобразовательной школы, целью которой является знакомство ребенка с историей и архитектурой города, в увлекательной форме предложена система игровых занятий, позволяющая формировать краеведческие представления и понятия. Игровые задания к каждому занятию объединены темой и персонажем – петербургским котом Василием, руководящим выполнением игровых заданий и «путешествующим» (по страницам книги) в разных уголках Петербурга вместе с детьми.
Книга тематически разделена на главы. Каждая глава состоит из небольшого информационного блока с иллюстрациями и заданиями по теме, завершающего пояснения и направленного на усвоение материала. Материал подготовлен таким образом, чтобы натолкнуть ребенка на правильное решение. В большинстве случаев ответы к заданиям можно найти в тексте главы или в подсказках - актуализации изученного ранее материала, логически приводящего к правильному выводу.
Автор, как дополнительный стимул и средство формирования более полного представления об изучаемых объектах, использует привлекательный для младших школьников прием: в каждой главе есть задания, для выполнения которых необходимы цветные иллюстрации–наклейки, помещенные в книге. Рассматривая и вырезая наклейки (продуктивная деятельность), ребенок непроизвольно запоминает внешний облик изучаемого объекта, развивает пространственные представления (наклейку необходимо правильно разместить).
На этапе запоминания и закрепления изученных понятий и теоретического материала задача состоит в том, чтобы сохранить на длительное время полученные краеведческие знания, умения и навыки. На этом этапе познавательная деятельность носит характер упражнений, самостоятельной репродуктивной работы. Теоретический материал, понятия, термины, повторяются в большом количестве разнообразных упражнений, занимательном материале, играх (3; 88). Учащиеся должны научиться использовать усвоенный теоретический краеведческий материал в новых условиях.
У младших школьников часто недостаточно сформированы все процессы памяти: запоминание, хранение, воспроизведение. Педагог должен не только продумать методику изложения краеведческого материала, но и работу по его разбору, обобщению и закреплению непосредственно на занятии. Для обеспечения закрепления материала на занятии уместно использовать игровые методы, приемы и ситуации для повышения эмоционального компонента памяти и предотвращения интеллектуального утомления.
Для повышения продуктивности запоминания краеведческого материала и его лучшего воспроизведения необходимо задействовать все виды памяти: двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую, используя методические приемы, требующие включения в работу различных анализаторов: зрительных, слуховых, тактильных и др. Для этого как структурную единицу в занятие необходимо включать предметно-практическую и любые виды продуктивной деятельности (аппликация, конструирование, работа с природным материалом, рисование, лепка и др.), позволяющих «оживить», закрепить, уточнить представления детей об отдельных объектах и явлениях окружающего мира, города.
Наряду с упражнениями и продуктивной деятельностью необходимо включать в краеведческие занятия тренировочные, обучающие, обобщающие, контролирующие игры, поскольку они воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, повышают учебную и речевую мотивации, стимулируют процессы запоминания и отработки необходимых умений и навыков, увеличивая объем тренировочного периода без потери интереса к изучаемому материалу.
Например, для закрепления, уточнения и систематизации усвоенных на занятиях в младшей школе знаний о городе как мегаполисе, об особенностях топографии города и социальных отношениях Никонова Е.А. (2005) предлагает использовать материал в стихотворной форме, что позволяет легко запомнить, осмыслить, уточнить и систематизировать сформированные на занятиях представления и понятия, а занимательный и игровой материал (загадки, раскраски, чистоговорки, пословицы, ребусы, лабиринты, задания на систематизацию и исключение) помогает с интересом усвоить нелегкие для учащихся знания о городе.
Серовой З.А. (2003) разработаны методические рекомендации для педагогов по использованию занимательных игр, развивающих навыки логического и образного мышления, помогающих освоить начальные математические знания на краеведческом материале.
Для переноса усвоенных краеведческих знаний, умений и навыков в новую деятельность можно использовать технологию «ситуационная задача».
Ситуационные задачи в курсе краеведения представляют собой описание тех или иных жизненных ситуаций, в которые может попасть горожанин (прежде всего, сам школьник), проживающий в Петербурге. Учащийся на основе анализа имеющегося у него опыта должен не только найти «выход» из конкретной ситуации (дать ответ), но и описать в обобщенном виде алгоритм решения, способ деятельности. Поэтому ситуационная задача обязательно содержит описание условий деятельности и желаемого результата. (2; 52)
Таким образом, можно утверждать, что использование игровых методов и технологий на занятиях краеведения во внеурочной деятельности в начальной школе мотивирует и повышает познавательную активность младших школьников, привнося элемент удовольствия; создает условия для формирования основных компонентов учебной деятельности, содействует формированию и развитию интереса к краеведению как к предмету.
Переключение во время занятия на новый вид деятельности - игровой содействует снижению утомляемости, снятию эмоционального напряжения, более прочному усвоению изучаемого материала, что способствует предупреждению перегрузки учебного процесса и помогает сделать процесс формирования краеведческих знаний более гармоничным, природосообразным и здоровьесберегающим.
 
Список литературы
  1. Дмитриев В.К. Санкт-Петербург. Книга – игра с наклейками. - СПб., 2008.
  2. Ермолаева Л. К., Кораблина Ю.А., Мельниченко О.О., Шейко Н.Г. История и культура Санкт-Петербурга: контуры современного урока. Методические рекомендации в помощь учителю – СПБ.: СПбАППО, 2007.
  3. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М. Г. Ермолаева. - 2-е изд., доп. – СПб., 2005.
  4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
  5. Серова З.А. Петербургский задачник для малышей. – СПб., 2003.
  6. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д; 2003.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»