Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Управление конфликтом

Лакеева Юлия Григорьевна
Мои педагогические приемы управления детскими конфликтами. В процессе трудовой и общественной деятельности учителя и другими участниками школьной жизни выяснялось, что конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от преподавателя. Универсальное правило - конструктивное решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни. В процессе своей профессиональной деятельности учителя помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись крайне сложно. Да и нужно ли? Ведь если правильно разрешить напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах. Что же такое конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон” По мнению Х. Бродаля существует пять основных аспектов диагноза: 1) истоки конфликта, то есть субъективные или объективные переживания сторон, способы «борьбы», события внутри конфликта, противоречие мнений или конфронтация; 2) биография конфликта, то есть его история и фон, на котором он прогрессировал; 3) стороны конфликта, будь то личности или группы; 4) позиция и отношения сторон, формальные и неформальные; их взаимозависимости, их роли, личные отношения и тому подобное; 5) исходное отношение к конфликту - хотят ли стороны решить конфликт сами, каковы их надежды, ожидания, условия. Конфликты бывают межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые, где негативно сказывается на всех участников процесса жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками начальной школы отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, а в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают учебный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости по отношению к своим одноклассникам. Причины возникновения конфликтов у детей младшего школьного возраста чаще всего ссоры возникают между собой на почве разноуровневой подготовки («он умеет читать, а я – нет»), по причине разного возраста одноклассников («я тебя старше, так что ты вообще молчи») и – естественно — разного пола (я мальчик – я сильнее). Ещё одна причина это когда есть дети признанные(ловкие, умелые, смышленые, опрятные), а есть дети непризнанные к ним относятся: агрессивные, вредные, плаксивые, тихие, неопрятные, слабые и плохо владеющих игровыми навыками и речью, где чаще всего встречаются те дети, где неблагополучная или гиперопекаемая семья, тем самым у сверстников вызывает раздражение и поэтому в младшей школе ребенок еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Самое главное помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в начальной школе крайне необходимо. Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного материала. Ученики и учителя перестанут тратить силы не на конфликты, а больше уделять на свою основную деятельность. Во-вторых, конфликт чаще всего оказывает отрицательное влияние на психическое состояние и настроение у конфликтующих. Стресс, в ходе возникшего конфликта, может быть причиной разных серьезных заболеваний. Поэтому своевременно нужно проводить профилактические меры, где должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учащихся начальной школы и учителей. В-третьих, именно в школе у ребенка младшего школьного возраста, формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека. В данной работе нужно спланированно подойти к решению некоторых из обозначенных проблем воспитательного процесса. Предметом исследования является характер влияния тех или иных личностных структур на проявление конфликтности. Объект исследования состоит в определении психологических особенностей конфликтов младших школьников. Цель исследования - провести анализ конфликтов у младших школьников. Задачи исследования: - рассмотреть конфликты у детей в младшем школьном возрасте; -определить физические и психические особенности у детей младшего школьного возраста; -проанализировать конфликтность у детей младшего школьного возраста; - рассмотреть пути разрешения конфликтов у детей в младшем школьном возрасте. Гипотеза данной работы основана на предположении о том, что учитель, зная особенности поведения учащихся класса в конфликтных ситуациях, может препятствовать возникновению конфликтных ситуаций в классном коллективе у учащегося начальной школы, применяя методы разрешения конфликтов, описанные в данной работе. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, социометрия, опрос. Методологической основой являются труды Анцупова А.Я., Журавлёвой А.Л., Гришина Н.В., Корнелиуса Х., Дубовской Е.М., Петровской Л.А., Петровского А.В., Журавлева В.И., Козырева Г.И.
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
 В настоящее время выявлено противоречие, что между возрастающими требованиями учебного процесса и функциональными возможностями школьников начальных классов. Кроме того, в научной литературе нет каких-то точных данных, касающихся умений разрешать конфликты. Ещё не выработана основная стратегия педагогической и психологической реабилитации детей, оказавшихся в трудной для себя конфликтной ситуации, которая позволила бы организовать их нормальное психическое развитие. В связи с этим именно в младшем школьном возрасте, когда активно формируются основные качества личности ребенка, особую значимость приобретает способности разрешать конфликты. В процессе учебной деятельности школьники младшего возраста оказываются в проблемной ситуации приводящей к конфликтам, к конструктивному разрешению которых они ещё не готовы. У младших школьников конфликтные ситуации бывают не редки по причине задержки психомоторного развития, издержек проявления памяти, недостаточности внимания, недоразвития речи - то есть в целом низкими функциональными резервами организма, что отрицательно сказывается на социальную адаптацию в младших начальных классах и их успеваемости в обучении. В связи с этим, очевидно, что младшие школьники нуждаются в развитии способности разрешать конфликты. Единый алгоритм для решения любого школьного конфликта Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно отметить схожесть и их к конструктивному разрешению. Можем обозначить некоторые пункты следующим образом его еще раз.
• Первое - спокойствие окажет пользу, когда проблема назрела.
• Вторым будет - анализ ситуации без превратности.
• Третьим немало важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
• В четвертых, выявление общей цели, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу и способу решения проблемы, что позволит прийти к этой цели.
• А последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Итак, что мы можем сказать про конфликт? Добро это или зло? Ответы на эти вопросы не найдены и кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — практически невозможное. И решать их все равно придется обе сторонам конфликта. За конструктивным решением стоит доверительные отношения и мир в классе, за деструктивным приводят - обиды и раздражение у конфликтующих сторон. Главное в нужный момент остановиться и подумать, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»