Управление конфликтом
Лакеева Юлия Григорьевна
Мои педагогические приемы управления детскими конфликтами. В процессе трудовой и общественной деятельности учителя и другими участниками школьной жизни выяснялось, что конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от преподавателя. Универсальное правило - конструктивное решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни. В процессе своей профессиональной деятельности учителя помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись крайне сложно. Да и нужно ли? Ведь если правильно разрешить напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах. Что же такое конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон” По мнению Х. Бродаля существует пять основных аспектов диагноза: 1) истоки конфликта, то есть субъективные или объективные переживания сторон, способы «борьбы», события внутри конфликта, противоречие мнений или конфронтация; 2) биография конфликта, то есть его история и фон, на котором он прогрессировал; 3) стороны конфликта, будь то личности или группы; 4) позиция и отношения сторон, формальные и неформальные; их взаимозависимости, их роли, личные отношения и тому подобное; 5) исходное отношение к конфликту - хотят ли стороны решить конфликт сами, каковы их надежды, ожидания, условия. Конфликты бывают межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые, где негативно сказывается на всех участников процесса жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками начальной школы отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, а в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают учебный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости по отношению к своим одноклассникам. Причины возникновения конфликтов у детей младшего школьного возраста чаще всего ссоры возникают между собой на почве разноуровневой подготовки («он умеет читать, а я – нет»), по причине разного возраста одноклассников («я тебя старше, так что ты вообще молчи») и – естественно — разного пола (я мальчик – я сильнее). Ещё одна причина это когда есть дети признанные(ловкие, умелые, смышленые, опрятные), а есть дети непризнанные к ним относятся: агрессивные, вредные, плаксивые, тихие, неопрятные, слабые и плохо владеющих игровыми навыками и речью, где чаще всего встречаются те дети, где неблагополучная или гиперопекаемая семья, тем самым у сверстников вызывает раздражение и поэтому в младшей школе ребенок еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Самое главное помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в начальной школе крайне необходимо. Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного материала. Ученики и учителя перестанут тратить силы не на конфликты, а больше уделять на свою основную деятельность. Во-вторых, конфликт чаще всего оказывает отрицательное влияние на психическое состояние и настроение у конфликтующих. Стресс, в ходе возникшего конфликта, может быть причиной разных серьезных заболеваний. Поэтому своевременно нужно проводить профилактические меры, где должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учащихся начальной школы и учителей. В-третьих, именно в школе у ребенка младшего школьного возраста, формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека. В данной работе нужно спланированно подойти к решению некоторых из обозначенных проблем воспитательного процесса. Предметом исследования является характер влияния тех или иных личностных структур на проявление конфликтности. Объект исследования состоит в определении психологических особенностей конфликтов младших школьников. Цель исследования - провести анализ конфликтов у младших школьников. Задачи исследования: - рассмотреть конфликты у детей в младшем школьном возрасте; -определить физические и психические особенности у детей младшего школьного возраста; -проанализировать конфликтность у детей младшего школьного возраста; - рассмотреть пути разрешения конфликтов у детей в младшем школьном возрасте. Гипотеза данной работы основана на предположении о том, что учитель, зная особенности поведения учащихся класса в конфликтных ситуациях, может препятствовать возникновению конфликтных ситуаций в классном коллективе у учащегося начальной школы, применяя методы разрешения конфликтов, описанные в данной работе. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, социометрия, опрос. Методологической основой являются труды Анцупова А.Я., Журавлёвой А.Л., Гришина Н.В., Корнелиуса Х., Дубовской Е.М., Петровской Л.А., Петровского А.В., Журавлева В.И., Козырева Г.И.РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
В настоящее время выявлено противоречие, что между возрастающими требованиями учебного процесса и функциональными возможностями школьников начальных классов. Кроме того, в научной литературе нет каких-то точных данных, касающихся умений разрешать конфликты. Ещё не выработана основная стратегия педагогической и психологической реабилитации детей, оказавшихся в трудной для себя конфликтной ситуации, которая позволила бы организовать их нормальное психическое развитие. В связи с этим именно в младшем школьном возрасте, когда активно формируются основные качества личности ребенка, особую значимость приобретает способности разрешать конфликты. В процессе учебной деятельности школьники младшего возраста оказываются в проблемной ситуации приводящей к конфликтам, к конструктивному разрешению которых они ещё не готовы. У младших школьников конфликтные ситуации бывают не редки по причине задержки психомоторного развития, издержек проявления памяти, недостаточности внимания, недоразвития речи - то есть в целом низкими функциональными резервами организма, что отрицательно сказывается на социальную адаптацию в младших начальных классах и их успеваемости в обучении. В связи с этим, очевидно, что младшие школьники нуждаются в развитии способности разрешать конфликты. Единый алгоритм для решения любого школьного конфликта Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно отметить схожесть и их к конструктивному разрешению. Можем обозначить некоторые пункты следующим образом его еще раз.
• Первое - спокойствие окажет пользу, когда проблема назрела.
• Вторым будет - анализ ситуации без превратности.
• Третьим немало важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
• В четвертых, выявление общей цели, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу и способу решения проблемы, что позволит прийти к этой цели.
• А последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Итак, что мы можем сказать про конфликт? Добро это или зло? Ответы на эти вопросы не найдены и кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — практически невозможное. И решать их все равно придется обе сторонам конфликта. За конструктивным решением стоит доверительные отношения и мир в классе, за деструктивным приводят - обиды и раздражение у конфликтующих сторон. Главное в нужный момент остановиться и подумать, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.