Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация дискуссии на занятиях в ГПД

Афанасьева Ангелина Юрьевна

Основное время в ГПД не должно поглощаться самоподготовкой, выполнением домашних заданий, а способствовать развитию личностных качеств ребёнка, формированию общественной культуры – взращиванию самого себя, совокупности главных жизненных ценностей, гуманистических привычек, навыков общения.

За пределами урока дети могут реализовывать свою самобытность в играх, творческих занятиях, раскрыться цельно. Деятельность учащихся в ГПД многолика по содержанию. В режиме продлённого дня основное место занимает общение. Практика общения может быть организована в различных формах:

· Культура умственного труда (выполнение домашнего задания - организация, помощь).

· Индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической поддержки (в том числе занятия по постановке устной речи, почерка, письменной речи и т.д.).

· Культура жестов невербальной коммуникации (улыбнуться, обнять и др.).

· Участие в мероприятиях, соревнованиях, прогулках.

· Участие в часах общения (беседах, дискуссиях).

· Соблюдение правил общения в настольных, дидактических, ролевых и подвижных играх.

Я в своей работе подробно расскажу о дискуссии и ее организации в ГПД.

дискуссия (лат. discussio – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

По цели различают следующие виды дискуссии :

1 вид. Дискуссия может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для ее обоснования. Здесь защищается какая-либо мысль от нападений, чтобы узнать, какие могут быть возражения против этой мысли.

2 вид. Задачей дискуссии может стать не проверка истины, а убеждение оппонента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден. Но порой он уверяет и потому, что так «надо» в силу каких-либо

обстоятельств. Сам же он вовсе не верит в истину того, что защищает или в ложность того, на что нападает.

3 вид. Целью спора бывает не исследование, не убеждение, а победа. Причем спорящие добиваются ее по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца остаются на своем. Другим победа нужна для самоутверждения. Третьи просто любят побеждать. В использованных приемах и средствах для одержания победы они не стесняются.

4 вид. Довольно часто встречается и спор ради спора. Это своего рода «искусство для искусства», «спорт». Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием, доказать, что белое – черное, а черное – белое. Если вы будете отрицать какое-либо положение, они обязательно начнут его защищать.

По кол-ву участников дискуссии бывают:

дискуссия – монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор),

дискуссия – диалог (спорят два лица)

дискуссия – полилог (ведется несколькими или многими лицами).

На занятиях в группе ГПД в начальной школе следует использовать следующие виды дискуссии:

Дискуссию из-за истины и для убеждения оппонента, так как они способствуют интеллектуальному развитию детей, их стремлению к получению новых знаний, что благоприятствует процессу обучения. Так же все виды дискуссии по количеству лиц. Это дискуссия – монолог, дискуссия – диалог и дискуссия – полилог. Данные виды дискуссий учат ребенка общению не только с самим собой, но и с окружающими его людьми не ради самого процесса спора, а ради получения новых знаний. Также на занятиях в начальной школе должна использоваться организованная дискуссия. Здесь все зависит от учителя, его руководство играет очень большую роль на таких уроках.

В педагогической литературе отмечаются достоинства применения дискуссии на уроках в начальной школе:

Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения.

В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.

Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность.

Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение, друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов

Требования к проведению учебной дискуссии в начальной школе:

· В процессе организации учебной дискуссии важно найти интересный предмет спора, то есть выбрать тему.

· формулировка вопроса должна включать в себя возможность становления различных точек зрения, быть поводом для размышления. Это необходимое условие для проведения учебной дискуссии

· Для успешного проведения дискуссии необходима значительная подготовительная работа с учащимися

· Простое изложение сути проблемы. Использование приема «Простое изложение сути проблемы».

· Обязательная постановка целей , задач, продумывание конспекта дискуссии и подведение итогов

Список используемой литературы:

Валицкая А.П. Диалог в образовании. // Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 22. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.

Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Просвещение, 1989

Планирование воспитательной роботы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н.Степанова. М., 200

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»