Организация дискуссии на занятиях в ГПД
Афанасьева Ангелина Юрьевна
Основное время в ГПД не должно поглощаться самоподготовкой, выполнением домашних заданий, а способствовать развитию личностных качеств ребёнка, формированию общественной культуры – взращиванию самого себя, совокупности главных жизненных ценностей, гуманистических привычек, навыков общения.
За пределами урока дети могут реализовывать свою самобытность в играх, творческих занятиях, раскрыться цельно. Деятельность учащихся в ГПД многолика по содержанию. В режиме продлённого дня основное место занимает общение. Практика общения может быть организована в различных формах:
· Культура умственного труда (выполнение домашнего задания - организация, помощь).
· Индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической поддержки (в том числе занятия по постановке устной речи, почерка, письменной речи и т.д.).
· Культура жестов невербальной коммуникации (улыбнуться, обнять и др.).
· Участие в мероприятиях, соревнованиях, прогулках.
· Участие в часах общения (беседах, дискуссиях).
· Соблюдение правил общения в настольных, дидактических, ролевых и подвижных играх.
Я в своей работе подробно расскажу о дискуссии и ее организации в ГПД.
дискуссия (лат. discussio – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.
По цели различают следующие виды дискуссии :
1 вид. Дискуссия может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для ее обоснования. Здесь защищается какая-либо мысль от нападений, чтобы узнать, какие могут быть возражения против этой мысли.
2 вид. Задачей дискуссии может стать не проверка истины, а убеждение оппонента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден. Но порой он уверяет и потому, что так «надо» в силу каких-либо
обстоятельств. Сам же он вовсе не верит в истину того, что защищает или в ложность того, на что нападает.
3 вид. Целью спора бывает не исследование, не убеждение, а победа. Причем спорящие добиваются ее по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца остаются на своем. Другим победа нужна для самоутверждения. Третьи просто любят побеждать. В использованных приемах и средствах для одержания победы они не стесняются.
4 вид. Довольно часто встречается и спор ради спора. Это своего рода «искусство для искусства», «спорт». Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием, доказать, что белое – черное, а черное – белое. Если вы будете отрицать какое-либо положение, они обязательно начнут его защищать.
По кол-ву участников дискуссии бывают:
дискуссия – монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор),
дискуссия – диалог (спорят два лица)
дискуссия – полилог (ведется несколькими или многими лицами).
На занятиях в группе ГПД в начальной школе следует использовать следующие виды дискуссии:
Дискуссию из-за истины и для убеждения оппонента, так как они способствуют интеллектуальному развитию детей, их стремлению к получению новых знаний, что благоприятствует процессу обучения. Так же все виды дискуссии по количеству лиц. Это дискуссия – монолог, дискуссия – диалог и дискуссия – полилог. Данные виды дискуссий учат ребенка общению не только с самим собой, но и с окружающими его людьми не ради самого процесса спора, а ради получения новых знаний. Также на занятиях в начальной школе должна использоваться организованная дискуссия. Здесь все зависит от учителя, его руководство играет очень большую роль на таких уроках.
В педагогической литературе отмечаются достоинства применения дискуссии на уроках в начальной школе:
Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения.
В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность.
Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение, друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов
Требования к проведению учебной дискуссии в начальной школе:
· В процессе организации учебной дискуссии важно найти интересный предмет спора, то есть выбрать тему.
· формулировка вопроса должна включать в себя возможность становления различных точек зрения, быть поводом для размышления. Это необходимое условие для проведения учебной дискуссии
· Для успешного проведения дискуссии необходима значительная подготовительная работа с учащимися
· Простое изложение сути проблемы. Использование приема «Простое изложение сути проблемы».
· Обязательная постановка целей , задач, продумывание конспекта дискуссии и подведение итогов
Список используемой литературы:
Валицкая А.П. Диалог в образовании. // Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 22. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Просвещение, 1989
Планирование воспитательной роботы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н.Степанова. М., 200