школьников к условиям школьной жизни
он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия,
которой мы не знаем, может быть величайшей энергий духа,
а наш долг помочь выполнить ее.
Ш.А. Амонашвили
Зона ближайшего развития – уровень знаний, умений, навыков, который ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого, потенциальные возможности развития ребенка.
Понятие «Зона ближайшего развития» было введено в психологическую науку Львом Семеновичем Выготским, и считается одним из его самых выдающихся открытий, которые используются в современной науке для индивидуализации и гуманизации обучения. Педагог призван стоять лицом к ребенку и, основываясь на его актуальных умениях, развивать и обучать ребенка.
Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно.
Зона актуального развития – актуальный уровень знаний, умений, навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаружившийся в ситуации конкретного диагностического обследования.
В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием.
Итак, зона ближайшего развития – это то, что сегодня ребенок не умеет делать, но охотно делает с нашей помощью. А завтра не захочет, чтоб ему помогали: то, что сегодня актуально для развития ребенка – уже не требует нашей помощи.
Зона ближайшего развития, в которой возможно сотрудничество учителя с обучаемым, состоит из двух зон:
ü зоны актуального обучения, в которой в каждый данный момент учитель только и может реально оказать помощь тому или иному ученику в обучении;
ü зоны творческой самостоятельности, в которой ученик самостоятельно экстраполирует усваиваемые в сотрудничестве с учителем знания и умения.
Развивающая эффективность обучения прямо пропорциональна обширности создаваемой им зоны творческой самостоятельности (а не только зоны ближайшего развития) и обратно пропорциональна обширности зоны актуального обучения.
Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности.
Если ребенок решает самостоятельно задачи, рассчитанные на возраст 8 лет, то под руководством он может решать задачи, предназначенные для 10 лет, т. е. зона ближайшего развития должна всегда определяться уровнем актуального развития. Если бы дело обстояло так, то излишне было бы в каждом отдельном случае изучать зону ближайшего развития, потому что она была бы одинаковой. Однако экспериментальные данные показали, что могут быть два восьмилетка и у одного зона ближайшего развития в 10 лет, а у другого — в 9.
Таким образом, анализ зоны ближайшего развития - великолепное средство не только для прогноза судьбы умственного развития и динамики относительной успешности в школе, но и для комплектования класса.
Дети в моем 1 классе не только разновозрастные, но и с разным уровнем развития. Некоторые уч-ся до поступления в школу посещали дошкольные учреждения, ходили в школу, а основная масса – дети из семьи. Именно эта категория уч-ся и вызывает большие трудности в адаптации их к условиям школьной жизни. Они не приучены сидеть за партой, разговаривают во время урока, т.к. не знают элементарных правил поведения на уроке. Поэтому в первые месяцы учёбы я изучаю зону актуального развития уч-ся, то есть то, что они знают и могут, а затем на основе этих знаний планирую свои действия по расширению зоны ближайшего развития.
Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Адаптация – приспособление человека к условиям существования, бывает биологическая, психологическая, социальная.
При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми.
Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.
Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов.
В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризными, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.
Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу.
Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам, где ведущая роль принадлежит учителю. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учитель может помочь ребёнку в успешной адаптации. Игра - важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.
Рекомендуется применять следующие игровые методы и упражнения:
- психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности;
- подвижные игры и игры, развивающие "комплекс произвольности", которые пробуждают активность ребёнка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих;
- игры - драматизации, психокоррекционные упражнения для работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, выразительность мимики и движений.
Все указанные выше игровые методы и упражнения можно использовать как во время уроков, на переменах, прогулках, так и на специально организованных занятиях.
Перемены и прогулки целесообразно заполнять подвижными играми.
Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими упражнениями. При чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные движения, происходит взаимоусиление влияния на ребёнка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведёт к улучшению его общения со сверстниками. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они становятся спокойнее и доступнее.
Основная цель воспитателя - создание общего благоприятного фона для развития детей: физического, интеллектуального, эмоционального. В соответствии с этой целью деятельность по организации благоприятной адаптационной среды направлена на:
- максимальное обеспечение двигательной активности детей в школе;
- создание в школе развивающей предметной среды, являющейся, по сути, продолжением той, к которой дети привыкли и которую отличают яркость, красочность, наглядность, включение в нее игровых и сказочных мотивов;
- широкое использование в образовательной и воспитательной работе игровых приемов, создание эмоционально значимых ситуаций и условий для самостоятельной практической деятельности;
- изменение стиля взаимодействия взрослых и детей с авторитарного на стиль доверительного сотрудничества;
- введение в педагогический процесс разнообразных видов детской творческой деятельности;
- использование многообразных форм обучения внеурочного типа;
- обеспечение взаимосвязи учебной деятельности с жизнью;
- создание щадящего режима учебной деятельности.
Кроме того, в работе с первоклассниками уделяю важное внимание валеологическому направлению с той целью, чтобы дети прошли адаптационный период без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учебе, не потеряв веру в себя, в свои силы.
С профилактической целью во время занятий обязательно
- провожу физкультминутки (как правило, они носят игровой, эмоциональный характер, что позволяет первоклассникам не только отдохнуть физически, но и получить психологическую и эмоциональную разрядку);
- стараюсь создавать условия для удовлетворения биологической потребности младших школьников в движении;
- использую ТСО,
- меняю виды деятельности на уроке.
Ученики боятся сделать что-то не так: дать неправильный ответ или ошибиться в написании. Я заметила, что дети на уроках рисования выполняли работы более творчески, без страха, т.к. работали на отдельных листах, которые потом могли забрать домой, подарить учителю или выбросить, если рисунок ему не понравился.
Для ребенка важно и нужно не обозначение на бумаге его успехов, а объяснение - что и как ему нужно делать, в чем и насколько он успешен. Оценка учителя должна быть оптимистичной, доброжелательной, воодушевляющей ученика на новые успехи.
Таким образом, особое значение имеет установление добрых, доверительных взаимоотношений между учителем и детьми.
Непреодолимым препятствием для ребенка могут стать чрезмерно интенсивная учебная нагрузка, жесткие требования родителей, утомление. Чтобы предупредить возможные негативные ситуации, стараюсь держать в поле зрения каждого ребенка, своевременно отмечая все изменения в его настроении и физическом состоянии, активно работать с семьями учащихся.
Какие дети приходят к нам в 0-1 классы?
Это преимущественно дети, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо отставание в овладении школьными навыками ( чтения, письма, счета ). Для них характерно отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания. Это приводит к тому, что этим детям трудно и некоторым из них даже невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания, Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на возможности не достигают в школе желаемых результатов. Поэтому нам воспитателям этих классов при организации обучения и адаптирования необходимо подбирать и дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач, подбирая доходчивый материал. Тщательно отбирая и комбинируя методы и приемы обучения, с целью смены видов деятельности, изменяя доминантные анализаторы, включать в работу большинство анализаторов. Стараясь вести обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, чтобы дети поверили в свои силы, возможности, испытали чувство успеха, которое является сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. При организации учебно-воспитательного процесса, исходя из возможностей детей, подбираю доступный, умеренной сложности материал, обеспечивающий ученику субъективное переживание успеха на фоне определенных затрат усилий. Реализуя принципы научности, систематичности, доступности, осуществляя соответствие между изучаемым материалом и познавательными возможностями учеников, используя различные методы и приемы обучения, многократное повторение, сравнение, развитие произвольной памяти и логического мышления. Использую в своей практике принципы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся на всех этапах обучения и воспитания школьников.
У учащихся моего класса низкий уровень адаптации - они воспринимают школу как игру и еще не осознают ее значения. Хорошо адаптировались условиям школьной жизни и быстро вошли в классный коллектив Курбанов Джарулла, Алилов Саид, Абасов Рамазан Османов Осман. Они владеют санитарно-гигиеническими навыками, навыками самообслуживания, могут самостоятельно одеться, помогают слабым детям. В средней степени адаптировались Гасанов Анвер, Юсуфова Фатима, Магомедова Айшат. Курбанов Бахтияр с трудом идет на контакт с учителем и воспитателем, с детьми в классе не дружен. Остальные дети плохо адаптируются и испытывают трудности при вхождении в школьную жизнь. Они не могут самостоятельно одеться, выполнить санитарно-гигиенические процедуры. У этих детей мышление не развито, быстрая утомляемость,низкая работоспособность внимание рассеянное, слабая память.
Они не общительны с детьми в классе, плохо владеют навыками самообслуживания. Ибрагимов Джабраил скучает по дому, часто плачет и не желает играть с детьми. Есть дети с неадекватным поведением, которые в какой-то степени являются опасными. К концу четверти дети моего класса адаптировались и вошли в школьную жизнь, соблюдают режимные моменты, хорошо владеют навыками самообслуживания и помогают слабым детям в классе. На уроках и воспитательских часах активны, с детьми общительны и дружелюбны, старательно выполняют поручения учителя и воспитателя.
В дальнейшем планирую провести индивидуальную работу с дезадаптированными учащимися на воспитательских занятиях и во внеурочное время, беседы с родителями, посетить семьи, выяснить методы воспитания и микроклимат в семье с целью оказания помощи учащимся совместно с родителями, а также следить за формированием классного коллектива, проводить мероприятия, которые помогут учащимся подружиться, проявить свои лучшие качества; применять активные методы обучения, которые повышают работоспособность, отодвигают наступление утомления, а также стремиться к установлению дружеских отношений с учащимися, избегать конфликтов.